Глава «Казахтелекома» Куанышбек Есекеев был тесно связан с Каримом Масимовым – СМИ
Поддержать

Глава «Казахтелекома» Куанышбек Есекеев был тесно связан с Каримом Масимовым – СМИ

«Никто, кроме нынешнего главы «Казахтелекома» Куанышбека Есекеева, не просидел на своем посту так долго – целых 12 лет. Он сделал головокружительную карьеру – из науки в бизнес, где поначалу руководил департаментом информационных технологий в ЗАО «Казахойл», РГП «Казахстан темір жолы», а потом – рывок на госслужбу», — пишет Ulysmedia.kz.

Далее издание напоминает, что Есекеев поначалу курировал вопросы информатизации в должности директора департамента в министерствах финансов и экономики, и бюджетного планирования. Позже он шагнул еще выше – в 2004 году назначен зампредседателя Агентства по информатизации и связи, а с 2007 года по март 2010 года – его председателем. Наконец, отсюда он шагнул в очень большой бизнес – в «Казахтелеком»

Местное издание опираясь на публикацию на Facebook Саната Шындыкова, пишет, что имя Куанышбека Есекеева плотно увязано с арестованным за госизмену бывшим премьер-министром, а позже – руководителем КНБ – Каримом Масимовым.

«Ведь именно он лично рекомендовал Куанышбека Бахытбековича на пост предправления телекоммуникационного гиганта. Также Кариму Масимову приписывают (до 2016 года) владение крупным пакетом акций «Казахтелекома» через Айгуль Нуриеву (в мае 2019-го она вошла в топ-50 богатейших бизнесменов Казахстана с состоянием $350 млн). В 2007 году Нуриева даже вошла в совет директоров компании. И оставалась там вплоть до 2016 года, то есть до момента продажи пакета».

По словам Шындыкова, о связи Масимова и «Казахтелекома» в период правления Есекеева говорит еще недавняя (20 января) отставка замминистра обороны Дарына Туякова. До 2018 года чиновник работал в «Казахтелекоме», был правой рукой Есекеева – главным директором.

«Назначение на пост замминистра обороны было пролоббировано самим Масимовым. Что случается, когда Минобороны и КНБ тесно дружат, мы можем судить по январской трагедии».

Шындыков напомнил о скандале с увольнением в 2016 году директора департамента управления персоналом Даляпраз Букетовой.

«Об управленческих компетенциях Куанышбека Бахытбековича стало известно еще в 2016 году из публичного скандала, который поднялся после выступления в СМИ уволенной сотрудницы «Казахтелекома», и не рядовой сотрудницы, а экс-директора департамента управления персоналом Даляпраз Букетовой. Она тогда обвинила Есекеева, практически, в угрозе национальной безопасности. «Именно с приходом Есекеева началась безумная утечка информации», – цитата из ее заявления в СМИ.

Букетова также говорила о раздувании штата руководителей компании. «За время руководства компанией Есекеевым количество управляющих директоров выросло с 10 до 24. Большая часть из них – родственники влиятельных людей из КНБ, сената и руководства «Казахтелекома». Некоторые из них получают зарплату не только в центральном аппарате компании, но и в филиалах». Когда Букетова только заикнулась об этих фактах в компании, ее просто уволили».

Есекеев покрывает бывших преступников, назначая их на руководящие должности, пишет Шындыков.

«Управление финансового контроля возглавляет человек, обвиненный в мошенничестве, даже разыскиваемый когда-то Интерполом. Фотография Ербола Машанова пестрила во всех новостях в списке казахстанцев, разыскиваемых международными спецслужбами за преступления в разных странах, а через какое-то время его фамилия таинственно исчезла из этого списка».

Даляпраз Букетова в своем интервью для Ratel.kz упоминала еще одного соратника Есекеева – на тот момент директора по стратегическому управлению Батыра Маханбетажиева. По ее словам, тот «пришел на эту должность в команде Есекеева».

«Имя Батыра Маханбетажиева тесно связано с другим публичным скандалом – коррупционным делом журналиста Сейтказы Матаева. Маханбетажиева даже сажали под арест. Но затем обвинения сняли, и он до сих пор благополучно работает в «Казахтелекоме». Когда у тебя серьезная крыша в лице главы национального телекомоператора, а может быть и самого главы КНБ, то никакие уголовные дела тебе не страшны».

Шындыков называет «Казахтелеком» «естественным монополистом, который за последние годы с «благословения властей» получил абсолютную доминанту на рынке телекоммуникаций».

«То, что «Казахтелекому» фактически «позволили» стать доминантой на рынке, не подвергается сомнению. Напомним, что по итогам череды слияний и поглощений, оператор стал контролировать 65-70% отрасли связи Казахстана. В самом начале этого процесса игроки рынка питали слабую надежду на то, что Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) не разрешит поглощение «Кселл», очевидно, что в его недрах все-таки шла борьба между группами. То, что эта самая борьба была нешуточная, говорил тот факт, что решение в КРЕМ откладывали не раз. Но в итоге сделку утвердили с формальными оговорками».

Самые информированные наблюдатели, полагали, что за всей этой сделкой – желание руководства «Казахтелекома» провести успешное SPO.

«Если это так, то кто конечный бенефициар этой партии? «Самрук-Казына» у которого 52,03%? Или, быть может, тот, кто драйвил этот процесс – владельцы Skyline InvestmentCompany S.A., у которой 24,95%? Или те, кто стоят за долей The Bank Of New York Mellon DRS, измеряемой 9,77%? Как бы там ни было, но что-то пошло не так. И теперь на рынке все очень непросто – выйти сейчас с SPO идея очень плохая».

По мнению Шындыкова, все эти события с поглощениями и покупками привели к тому, что “фактически теперь мы имеем госкапитализм в рамках целой отрасли».

«А, учитывая то, что контрольным пакетом «Казахтелекома» владеет упомянутый холдинг «Самрук-Казына», то и у крупнейшего оператора республики наблюдаются все «родовые» и наследственные аберрации (ошибки), присущие холдингу – низкое качество управления, стоимость этого самого управления, отсутствие стратегического видения и т.д. И это только верхушка айсберга».

На сайте Казахстанской фондовой биржи опубликованы результаты деятельности оператора за 2020 год (к моменту подготовки материала данные за 2021 год еще не объявлены). Согласно им, за 12 месяцев 2020 года выручка группы компаний увеличилась на 23,8% по сравнению с 2019 годом и превысила 520 млрд тенге. При этом, чистая прибыль достигла отметки в 65,3 млрд тенге – рост составил 8,27%.

«Но, несмотря на такие впечатляющие показатели, компанию сотрясают скандалы. Один из них – в Западной РДТ Атырауского ТУМС, где коллектив предприятия мягко говоря не согласился с темпами повышения заработной платы. В документе, который имеется в нашем распоряжении, отмечается, что индексация заработной платы в Атырауском ТУМС не производилась как минимум с 2014 года! И знаете, насколько предлагается поднять зарплату для сотрудников с текущего года? От 4 до 7,5%. И это в нефтяном-то регионе! Это, пожалуй, самое важное, что нужно знать – рост показателей деятельности «Казахтелекома» носит исключительно экстенсивный характер (направленный в сторону только количественного увеличения, а не в сторону улучшения качества)».

Какие именно зарплаты получали сотрудники Атырауского ТУМС в документе не отмечается, но, судя по приведенным примерам, они могут быть на уровне или даже меньше 100-120 тысяч тенге. А по данным Kursiv.kz, только в 2020 году фонд оплаты менеджмента «Казахтелекома» вырос на 63%, хотя, средний заработок члена правления при этом снизился с 6,2 млн до 5,8 млн тенге в месяц.

«Таким образом, рост фонда оплаты при некотором снижении вознаграждения может означать только то, что менеджмента разного уровня стало еще больше! И насчет разницы в зарплатах на языке цифр: если мы возьмем за основу заработную плату в 120 тысяч тенге для рядового сотрудника Атырауской ТУМС, то разница с тем, что получает член правления, составляет почти 50 раз. Как говорится, без комментариев».

Самая скандальная история с зарплатами в «Казахтелекоме» родом из 2006 года, тогда, как выяснилось, глава компании получал ни много ни мало $365 тысяч или 43,8 млн тенге в месяц по тогдашнему курсу.

Вопросы к топ-менджементу со стороны рядовых сотрудников компании, тех, кто, собственно, кует ее благосостояние на местах, звучат не впервые. Периодически они исходят из разных регионов. Вот самое свежее – 31 января 2022 года группа сотрудников технического подразделения в Алматы не вышла на работу, организовав возле офиса компании стихийное собрание, а фактически – забастовку. Работники выдвинули требования по повышению зарплаты.

 Фото из открытых источников.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *