Обострение ситуации в регионе может ударить по благополучию Казахстана
Несмотря на то, что экономическая ситуация в Казахстане постепенно улучшается, но в среднесрочной перспективе сохраняются колоссальные риски, связанные с нестабильностью цен на нефть, геополитическими и внутренними рисками. К таким выводам пришли аналитики Евразийского банка развития, который презентовал журналистам итоги своего нового исследования. Оценив текущую ситуацию, эксперты ЕАБР спрогнозировали, что ждет экономику Казахстана в ближайшее время.
Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик рассказал, что в Казахстане на фоне роста цен на энергоносители наблюдается рост расходов – в I квартале 2018 года на 13,5% по сравнению с практически нулевым ростом за аналогичный период предыдущего года.
При этом опережающими темпами растут расходы на социальное обеспечение — почти 20%, прежде всего на здравоохранение 23,6%. Потенциальным драйвером более высокого экономического роста в Казахстане может стать снижение доли теневого сектора. По данным МВФ, доля теневой экономики в Казахстане составляет 32,8% ВВП. Из-за отличий в подходах и методиках результаты оценок отличаются от расчетов статистических ведомств Казахстана. По оценкам Комитета по статистике Казахстана, доля ненаблюдаемой экономики в 2016 году составила 25,8% ВВП.
Эксперты отметили, что в течение последнего года страны ЕАБР активно принимали стратегии и программы среднесрочного и долгосрочного экономического развития. Особенно активно данный процесс развивался в Казахстане, где был анонсирован целый ряд программ. В 2017 году продолжилась реализация программы индустриализации, принята комплексная программа «Цифровой Казахстан».
В 2018 году утвержден комплексный Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, который направлен на обеспечение качественного и устойчивого роста экономики, с целью повышения благосостояния людей до уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития. В марте 2018 года озвучены пять социальных инициатив, которые включают в себя инициативы в области увеличения доступности ипотеки, а также высшего образования, снижение налоговой нагрузки для наиболее уязвимых слоев населения, расширение микрокредитования и газификации экономики страны.
Благоприятный внешнеэкономический фон и внутренние стимулы обеспечивают стабильную динамику роста ВВП – по итогам I квартала 2018 года он составил 4,1%. Растущие цены на нефть способствуют как сохранению динамизма в отраслях промышленности, так и восстановлению активности в секторе предоставления услуг.
Ускорение роста оптовой и розничной торговли в I квартале 2018 года до 6,2% отчасти отражает восстановление потребительской уверенности на фоне выхода в положительную зону роста реальных заработных плат и замедления темпов роста потребительского кредитования. Другим внутренним стимулом в I квартале 2018 года стали инвестиции, которые в годовом выражении выросли на 39,5%.
После двух кварталов сокращения строительный сектор вновь вошел в число драйверов роста. Со стороны использования доходов чистый экспорт оказывает поддержку экономике. Наращивание экспортных поставок в реальном выражении сопровождается восстановлением импорта. Внутренний спрос также вносит положительный вклад в динамику роста ВВП.
На фоне стабильного реального эффективного обменного курса и роста мировых цен на основные экспортные товары дефицит счета текущих операций в IV квартале 2017 года резко сократился. Двукратный рост положительного сальдо торгового баланса с запасом компенсировал растущий объем доходов, получаемых прямыми иностранными инвесторами. При этом в IV квартале 2017 году 18,2% доходов нерезидентов от прямых инвестиций было реинвестировано в казахстанскую экономику.
По операциям финансового счета отток капитала был связан с размещением средств правительства в краткосрочных долговых ценных бумагах нерезидентов, что частично было профинансировано из резервных активов Нацбанка. В дополнение к этому приток капитала по прямым иностранным инвестициям и погашение депозитов, размещенных предприятиями и домохозяйствами в иностранных банках, способствовали формированию чистого притока капитала по итогам IV квартала 2017 года.
Снижение инфляционных ожиданий и обозначившиеся признаки дефляции мотивируют монетарные власти ускорить переход к нейтральным денежно-кредитным условиям. Если в течение 2017 года базовая ставка была снижена три раза, то в I квартале 2018 года уже состоялось два раунда снижения.
Базовая ставка была снижена с 10,25% до 9,25%. Ставка TONIA, которая является для властей рыночным ориентиром, в течение I квартала 2018 года формировалась на уровне нижней границы процентного коридора базовой ставки, отражая избыток ликвидности в системе.
На фоне реструктуризации банковского сектора депозитная база без учета текущих счетов и счетов нерезидентов за I квартал 2018 года сократилась на 2,1% по сравнению с началом 2018 года, а кредитный портфель – на 1,1%. Активизировался рост доли кредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней, которая на конец марта 2018 года составила 10,0% от совокупного ссудного портфеля.
Тем не менее очистка балансов высвобождает потенциал банковского сектора и укрепляет доверие к нему. Объем вновь выданных в I квартале 2018 года кредитов вырос на 23,0%, тогда как годом ранее прирост составлял 3,6%. Банки привлекли депозитов на 25,9% больше, чем в I квартале 2017 года.
В I квартале 2018 года обозначились риски дефляции, отчасти формируемой укреплением тенге по отношению к доллару США и слабой ценовой конъюнктурой на мировых рынках продовольствия.
С другой стороны, более активная монетарная политика, направленная на сохранение нейтральности денежно-кредитных условий, и восстановление реальных денежных доходов населения не позволят инфляции опуститься ниже целевого коридора в 5- 7% к концу 2018 года.
В среднесрочной перспективе в условиях стабилизации инфляционных ожиданий динамика инфляции будет формироваться в пределах целевого ориентира, который плавно снижается и к концу 2020 году установлен на уровне 4%.
Растущие цены на мировых рынках нефти, стабилизация роста в странах – основных торговых партнерах формируют благоприятный внешнеэкономический фон для экономики Казахстана. Повышение волатильности на региональных финансовых рынках носит краткосрочный характер и, вероятно, будет иметь весьма ограниченное влияние на показатели роста. Внутренние точки роста в настоящий момент сконцентрированы вокруг спроса как инвестиционного, так и потребительского. В первые месяцы 2018 года зафиксирован стремительный рост инвестиций в основной капитал, что создает предпосылки для повышения темпов роста экономики в долгосрочной перспективе.
Динамика реальных заработных плат впервые за последние месяцы вышла в зону положительного роста, создавая предпосылки для укрепления потребительской активности. Дополнительный импульс внутренний спрос также получит от реализации пяти социальных инициатив.
В частности, разрабатываемая Национальным банком программа ипотечного кредитования «7–20–25» станет одним из двигателей роста в долгосрочной перспективе. Также ожидается, что в результате реализации программы по оздоровлению банковского сектора Казахстана высвободится кредитный потенциал, что сформирует дополнительные источники роста. Однако не все коту масленица, перед Казахстаном стоят серьезные вызовы и угрозы. Среди факторов, которые могут ограничивать ускорение роста, ключевыми являются обострение геополитической ситуации в регионе, риски усиления протекционизма в мировой торговле и пока еще высокая зависимость экономики от цен на нефть.
Комментариев пока нет