Казахстанцы потребляют чересчур много дешевой и лоступной "белой смерти"
Поддержать

Казахстанцы потребляют чересчур много дешевой и лоступной "белой смерти"

Согласно мировому рейтингу «индекса мучений» на 2018 год Кыргызстан возглавляет топ 15 стран мира из 108 с самыми несчастными гражданами и уровнем мучений населения. Для Кыргызстана определяющим фактором явились высокие процентные ставки по кредитам.

Известный журнал Forbes ежегодно публикует так называемый рейтинг стран по «индексу мучений» (Misery Index). Он высчитывается по следующей формуле: инфляция + безработица + средняя процентная ставка по кредитам и минус экономический рост.

Данный индекс был разработан американскими экономистами вначале 1970-х годов для измерения уровня экономических страданий граждан той или иной страны. По этим показателям аналитики и инвесторы определяют уровень социальной напряженности в стране, что прежде всего характеризует политические риски. Агентство Bloomberg ежегодно публикует данный индекс как один из ключевых показателей для инвесторов. Главная причина высокого индекса мучений для лидеров рейтинга Венесуэлы и Аргентины — это высокий уровень инфляции, для Сирии, Украины, Ирана и Бразилии высокий уровень безработицы, а для Кыргызстана определяющим фактором явились высокие процентные ставки по кредитам. Чем выше процентные ставки по кредитам, тем большую часть своих доходов граждане должны отдавать на обслуживание кредитов, и тем меньшую часть доходов тратят на потребление, что непосредственно влияет на качество жизни, — такой диагноз кыргызской экономике поставил финансист Кубан Чороев.

В Кыргызстане более 500 тысяч заемщиков которые имеют кредиты и займы у финансовых институтов, то есть каждый 5-й экономически активный гражданин является заемщиком. Ситуация с обслуживанием кредитов резко ухудщилась после валютного кризиса конца 2014 года и до сих пор остается очень острой на фоне продолжающейся экономической стагнации. Безработица бъет рекорды, многие молодые семьи вынуждены искать работу в трудовой миграции, в первую очередь страдают дети. Мы каждый день видим криминальные сводки про детей трудовых мигрантов, оставленных родственникам. В основном трудовые мигранты хотят решить две задачи: купить жилье и выплатить старые кредиты. Дефицит жилищного фонда по разным оценкам составляет около 30 миллионов квадратных метров, а это означает, что как минимум 600 тысяч семей нуждаются в жилье. Нерешенность данных социально-экономических проблем усугубляет социально-политическую ситуацию. Когда граждане не видят конкретных мер правительства по решению социальных проблем нарастает недовольство властью. Государственная политика должна быть сконцентрирована на решении двух вопросов: доступности жилья и удешевления кредитов для бизнеса и сельского хозяйства до уровня развитых стран, — считает экономист.

Эксперты считают, что размеры экономики Кыргызстана не оставляют шансов на другие альтернативы, кроме тесной торгово-экономической интеграции с южными и северными соседями.

«И Россия, и Китай заинтересованы в стабильности в нашем регионе, и готовы к широкому экономическому сотрудничеству. Но наша трагедия состоит в том, что за все годы независимого Кыргызстана мы не смогли создать эффективную систему госаппарата, способную работать с партнерами. Мы так и не научились воспитать поколение чиновников-государственников, обеспечить преемственность в государственной службе. Партнеры нередко слагают байки о работе чиновников Кыргызстана, о том какие мы не надежные партнеры. Поэтому все зависит только от нашей компетентности в реагировании на новые вызовы», — считает Чороев.

Для решения острых социально-экономических проблем нужны очень неординарные программные и концептуальные меры по развитию экономики страны. Экономическая депрессия вошла в очень глубокую фазу, сельское хозяйство и производство в упадке. Беспрецедентный уровень безработицы увеличивает поток трудовой миграции. При нынешних темпах развития экономики и вызовах, которые стоят перед страной, ближайшие перспективы конечно выглядят сумрачными. Нужны прорывные идеи и программы развития, воплощенные в действия».

Эксперт Курманбек Мамбетов, главный редактор газеты «Объектив», не столь пессимистичен в своих оценках. Он считает, что  социально-экономическая ситуация, при всех некоторых всплесках страстей, спровоцированных выступлениями известных деятелей, стабильная. Он не видит оснований для экономического кризиса, возможности дефолта, приводя в качестве аргумента, что по итогам прошлого года рост ВВП составил 3,5 % и государство выполняет свои бюджетные обязательства по социальным выплатам. «По крайней мере, власть после избрания нового президента не допустила ухудшения  ситуации в экономике.  Правда, и ощутимых прорывов пока нет, и тому есть вполне объективные причины, — считает эксперт. —   

В любой стране после смены президентов наступает некая инвестиционная пауза. Инвесторы присматриваются к новым властям, изучают их первые заявления, их первые решения и определяются, можно ли, выгодно ли, и главное – безопасно ли вкладывать средства в данную страну. Вот потому и в прошлом году приток инвестиций в Кыргызстан заметно сократился, а в первом квартале текущего года увеличился. Что это означает? Означает, что период, скажем так, мониторинга и анализа заканчивается».

Курманбек Мамбетов считает, что последние визиты  российского президента и китайского председателя в Бишкек  – это своего рода сигнал для предпринимателей, что можно и нужно иметь дело с Кыргызстаном: «Если те многомиллиардные соглашения, достигнутые в ходе визитов лидеров России и Китая, будут реализованы на деле, то наша экономика получит существенную динамику в темпах развития».

Азамат Акенеев, эксперт по экономике и финансам Совета по развитию бизнеса при правительстве Кыргызстана отмечает падение уровня инвестиционной привлекательности Кыргызстана начиная с 2015 года, когда уровень ПИИ составлял около 1,5 млрд. долларов.

Несмотря на невысокий уровень безработицы, он считает, что реальные данные гораздо хуже в связи с тем, что большинство безработных неохотно регистрируются в официальных службах.

Что касается в целом неплохого показателя роста ВВП в пределах 3-4%, то это было бы вполне успешно для развитых стран, но для Кыргызстана нужны более высокие темпы экономического роста, чтобы избежать стагнации.  С учетом демографической ситуации каждый год в трудоспособный возраст вступает около 100 тысяч человек, а количество создаваемых рабочих мест – 10 тысяч. Это показатель того, что  экономика не может обеспечить занятость. Бурные политические процессы не решили для населения главную проблему – рост их доходов.

В целом, известно, что денежно кредитная Национального банка Кыргызстана всегда была либеральной и тесно согласовывается с МФВ и Всемирным банком. Однако это не помогает решить одну из ключевых проблем кыргызской экономики: за последние десять лет экспорт страны составляет около 2 млрд. долларов, а экономика абсолютно импортозависима.

Ситуация усугубляется и тем, что на этом фоне все основные торговые партнеры – Россия, Казахстан, Узбекистан — практически в два раза уронили свою валюты, что сделало кыргызскую продукцию неконкурентоспособной на этих рынках. Поэтому эксперты считают, что денежно-кредитная политика Кыргызстана нуждается в значительной корректировке. При этом, несмотря на конраргументы о том, что девальвация может привести к дальнейшему обнищанию населения, другая часть экономического блока считает эту меру неизбежной.

Максат Мамытканов, общественный деятель и экономист также называет  кыргызскую экономику парадоксальной. «В 2005 году  размер ВВП КР составлял 2 млрд, долларов. Сейчас этот показатель составляет около  8 млрд. долларов, но это никак не отразилось на доходах населения».  

Неоднозначна ситуация и по периметру границ. Таможенная торговая война с Казахстаном, который обвинил Кыргызстан в контрабанде, серьезно ослабила положение кыргызских сельхозпроизводителей. Переориентация на южные рынки привела к снижению конкурентоспообности кыргызских товаров. Банкротство сельхозпроизводителей привело к росту миграции.

По мнению практически всех экспертов, Кыргызстану необходимо усиливать  региональную кооперацию, поскольку потенциал сотрудничества с соседними странами, а также Китаем практически не используется или используется крайне неэффективно. Вступление в ЕАЭС также не принесло ожидаемого эффекта. Структурные дефекты развития Кыргызстана говорят о том, что страна нуждается в эффективной стратегии развития и кооперации.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *