За ценой не постоят
В Казахстане все цены уйдут в свободное плавание
Председатель Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства национальной экономики Казахстана Серик Жумангарин в недавнем выступлении в Службе центральных коммуникации рассказал о том, что с 1 января 2017 года в Казахстане произойдет отмена ценового регулирования с заменой его на инструменты антимонопольного регулирования.
Он сообщил, что в исполнении комитета находится ряд поручений президента и одним из шагов, является изменение концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития.
С. Жумангарин заметил, что эта работа будет проходить в два этапа. В рамках первого принят закон «О конкуренции» и Предпринимательский кодекс. По словам чиновника, кодекс предусматривает следующие основные изменения: с 1 января 2016 года реестр доминантов будет вестись только в отношении субъектов высококонцентрированных, то есть регулируемых рынков. С 1 января 2017 года реестр вообще будет отменен.
«С 1 января 2017 года ценовое регулирование отменяется с заменой на инструменты антимонопольного регулирования. Введение института коллегиального органа — согласительной комиссии при антимонопольном органе по рассмотрению материалов дел о нарушениях в сфере конкуренции до принятия окончательного решения. Наделение антимонопольного органа полномочием вносить предписания отраслевым государственным органам о необходимости обеспечения развития конкуренции», — рассказал Серик Жумангарин.
Сырьевики — затейники
Exclusive.kz попросил экспертов оценить эту меру и насколько серьезно она может отразиться на росте цен в стране, означает ли это стремительный скачок инфляции?
Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков заметил, что неудивительно, что в период с 2000 –го по 2014 -ый год, несмотря на заявления руководства страны об эффективности реализации Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, первой пятилетки ГП ФИИР на 2010-2014 годы, сырьевой сектор экономики рос быстрее, нежели несырьевой.
Другими словами, реализованная в период 2000-2014 г.г., антимонопольная политика правительства была контрпродуктивной в отношении индустриально-инновационной политики страны. В частности, субъектами антимонопольного регулирования явились и являются предприятия пищевой промышленности, заметил он.
«С учетом изложенного, для достижения высоких темпов экономического роста за счет внутренне-ориентированного сектора необходимо обеспечить сбалансированную реализацию антимонопольной и индустриально-инновационной политики, требующей учета следующих важных моментов. Во-первых, многосубъектность обоих видов политики. Во-вторых, несовпадение интересов субъектов обоих видов политики; в-третьих, применение инструментов одного вида политики может сдерживать достижение поставленных целей и задач другого вида политики; в-четвертых, обеспечение гармонизации обоих видов политики на законодательном уровне, по линии документов, предусмотренных в рамках Системы государственного планирования, Стратегического плана развития «Казахстан-2020», ГП ФИИР. Увы, такая работа у нас не проделана. Это свидетельствует о низком профессиональном уровне лиц, занимавших либо продолжающихся занимать ряд высоких должностей по линии экономического блока в администрации президента, правительства и других государственных органов. В то же время в Казахстане не до конца проработана защита национальных товаропроизводителей товаров по линии антимонопольного органа», — убежден Каирбек Арыстанбеков.
Монополия бессмертна
Председатель антимонопольной комиссии Петр Своик считает, что, несмотря, на то, что на первый взгляд принятое решение кажется почти пугающим, однако панике не место – тарифы естественных монополий по-прежнему остаются регулируемыми. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции упрощает себе работу только в отношении цен на так называемых доминантных рынках – промежуточных между полностью монопольными и полностью конкурентными. Что, предусмотрено и в послании президента, где сказано: продолжить переход на рыночное ценообразование во всех секторах экономики, создать условия для свободной и здоровой конкуренции, принять отдельный закон об антимонопольном ведомстве. Устно же глава государства добавил еще, что антимонопольный орган надо усиливать, он вообще затерялся где-то в недрах правительства, заметил эксперт.
«Поэтому, можно сказать, Серик Жумангарин на этот раз оказался в передовиках: самым первым отчитался о начале исполнения новых целеуказаний. Но тут вот какая вечная заковыка: регулировать тарифы монополистов – это одно, бороться с монополизмом на рынках – совсем другое. И вот на качелях совмещения-разделения этих разных функций наша антимонопольная политика раскачивается туда-сюда уже два десятилетия. Сошлюсь на себя: когда в 1993 году я стал председателем созданного тогда Государственного Антимонопольного комитета, это было полноценное министерство, и занимались мы тогда именно демонополизаций экономики. Создавая теорию и практику этого дела буквально с азов. Получалось, честно сказать, плохо, потому, что правительство как раз держало курс на монополизм – преобразовывая бывшие министерства в холдинги. Года через два такой упорной и мало результативной борьбы меня пригласил президент и спросил, не отдать ли мне и зависший в неопределенности Госкомитет по ценам при бывшем Госплане. Я ответил, что по-хорошему, эти функции надо разводить, но для начала объединение будет правильным. И мы стали называться Госкомитетом по ценовой и антимонопольной политике – по-прежнему пытаясь идти против фактически монопольного курса правительства. Собственно, за это я, в конце концов, и вылетел – министр не должен вставлять палки в колеса премьеру – хоть Терещенко, хоть Кажегельдину. Спасибо, что вытерпели почти четыре года, за которые удалось создать определенные заделы и подготовить кадры. А вскоре после меня Госкомитет таки расформировали, разделив на два статусом пониже. Причем если Агентство по регулированию естественных монополий оставалось на слуху – все-таки тарифы повышало – то, что такое Агентство по защите конкуренции мало кому и известно-то было», — заметил Петр Своик.
Ударить по интересам «шишек»
Экс вице—министр сельского хозяйства, предприниматель Марат Толибаев считает, что страна готова к переходу на антимонопольный контроль. В первое время после перехода будут шероховатости, но когда-то надо начинать, убежден он. Во всяком случае, не ясно как еще совершенствовать антимонопольное законодательство, чисто внешне все необходимые законы приняты, все процедуры прописаны, заметил он.
« Пока мы не начнем жить в новых условиях, мы не поймем, какие законодательные пробелы мы упустили из виду. Мне кажется, это лучше чем много лет уже никак не совершенствовать законодательство, сохранять существующее положение вещей и не двигаться к отмене ценового регулирования. Отход правительства Казахстана от ценового регулирования к антимонопольному контролю я никак не связываю с кризисом. Это самостоятельный объективный процесс. Пожалуй, можно согласиться с тем, что данный шаг лучше было проводить в более благоприятные годы, чем в кризис. В кризис будет обостряться социальная напряженность, и лишние шероховатости дадут повод для дополнительного недовольства населения. Но лучше делать это сейчас, чем все время откладывать», — сказал Марат Толибаев.
Петр Своик считает, что в защите конкуренции важно не столько составлять реестры доминантов и контролировать их цены, не столько выявлять ценовые сговоры и штрафовать за них, при всей важности таких занятий, а – добиваться правильного структурирования данного рынка, удаляя с него искусственный монополизм, ненужное посредничество и лишние звенья. К примеру, по его словам, рынок ГСМ в РК, от добычи нефти и до розничных АЗС – это образцовое «антипособие» с точки зрения разрывов сквозной технологической и логистической цепочки между разным собственниками и коммерческими интересами. На таком рынке контролировать цены, действительно, бесполезно – замучаешься и запутаешься даже не в ценовых сговорах, а в хитросплетениях нужных и ненужных связей на таком рынке, сказал он.
«Или взять рынок электроэнергии – ну это же просто безобразие, что творится на так называемом оптовом и розничных рынках – вразрез всему написанному в законе «Об электроэнергетике». А в целом, если честно сказать, подлинно конкурентных рынков у нас совсем мало. Поэтому прежде чем закрывать реестры доминантов, надо бы зачистить многие важнейшие сферы от искусственного монополизма. Для чего, да, нужно не только самостоятельное Антимонопольное ведомство – нужен такой его статус, и такое руководство, которые позволят пойти против очень крупных интересов очень немаленьких лиц и группировок. К тому же, прошу заметить, после прошлогодней оптимизации правительства АРЕМ и АЗК сведены опять в Комитет по регулированию тарифов и защите конкуренции сразу. Как это уже было двадцать лет назад, но только теперь «антимонопольный» комитет упрятан внутри Министерства национальной экономики. Которое и само-то чересчур разлаписто, чтобы толком ответить хоть за что-то. Ну что же, иногда так бывает, что как раз низкий старт позволяет вырваться вперед», — заключил Петр Своик.
Комментариев пока нет