Лоббирует ли Россия интересы своей платежной системы в Казахстане?
Недавно на лентах информационных агентств прошла информация о том, что в странах Евразийского экономического союза появится единая платежная система. Российская международная платежная система «Мир» (НСПК) планирует выйти в Казахстан и стать единой для всего Евразийского экономического сообщества, сообщила российская газета «Известия».
В сообщении отмечалось, что подобный шаг станет возможным за счет расширения соглашения о взаимодействии подконтрольной Центробанку России национальной системы платежных карт с платежными системами стран, входящих в Евразийский союз.
«В рамках стран Евразийского союза может появиться интересная конструкция, связанная с созданием общей платежной инфраструктуры: когда держателям национальных карт не придется думать, смогут ли они воспользоваться пластиком в соседней стране — хотя бы сначала для снятия наличных в банкомате. Мы к этому придем. С армянской платежной системой вопрос уже вышел в практическую плоскость. Мы готовимся к обсуждению и в дальнейшем к созданию дорожных карт и с платежными системами остальных стран», — сообщил председатель правления НСПК Владимир Комлев. По его словам, переговоры ведутся с платежными системами Беларуси («Белкарт»), «Армениан Кард» (оператор платежной системы Армении ArCa), Казахстана («Тенгри-карт»), Кыргызстана (ЭЛКАРТ).
Он отметил, что в будущем речь может пойти об организации общей платежной инфраструктуры и единого платежного пространства, при которой ограничений по использованию карт «Мир» вообще не будет. Например, похожая система работает в Евросоюзе.
Казалось бы вполне неплохая идея, но что-то в ней не сходится с нормами того же ЕС. Все дело в том, что в Евросоюзе единая платежная система не замыкается на операторе конкретной страны, а в ЕАЭС – да. И создается впечатление, что идет лоббирование интересов именно российского оператора. Вот что по этому поводу думают эксперты.
Экономист, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ Сергей Хестанов отметил, что популярность платежной системы определяется ее распространением, поэтому Visa и MasterCard – вне конкуренции. Он заметил, что продвижение НСПК идет вяло, и банки, и клиенты используют ее неохотно, многие под давлением регулятора или работодателя. По его словам, если государство приложит серьезные усилия – может быть, система и займет свою долю рынка. Пока же она явно лишняя, считает он.
Аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман сказал, что перспективы внедрения НСПК в странах ЕАЭС — важный шаг в интеграции экономик постсоветского пространства. Учитывая перспективы распространения карты «Мир» в России и традиционно сильные межстрановые контакты в пределах ЕАЭС, единая платежная система может стать удобной и выгодной для жителей данных стран. Ведь ее расширение, вовлечение миллионов новых пользователей, станет способствовать удешевлению и облегчению транзакций, более свободному переводу денежных средств.
«Жители Казахстана, например, получат возможность снимать наличные и расплачиваться картой в Армении, Белоруссии, Кыргызстане, России. Причем речь идет не о замещении республиканских платежных систем, а об их вовлечении в единый процесс. Поэтому и для них, в частности, платежной системы Казахстана «Тенгри-карт», появится возможность расширения сети клиентов и значимого увеличения объема операций. И соответствующего повышения доходности. Особенность ЕСПК в ЕАЭС в том, что, по планам организаторов, не предусматривается кобейджинговое соглашение с ведущими мировыми платежными системами, как это предполагается для западноевропейских стран. Поэтому в определенной степени карта «Мир» станет конкурентом, например, MasterCard или Visa. Но это не замена, а параллельное сосуществование, как принято в передовых странах. Наличие выбора для людей, совершенствование условий обслуживания — важная составляющая развития платежных систем в интересах конечных потребителей. Речь не идет и о подготовке к созданию единой валюты в рамках ЕАЭС, по примеру евро. Для этого недостаточно только единого платежного пространства, да и планов таких нет, суверенные валюты продолжат существование. Внутренние банковские системы стран-участниц, безусловно, необходимо подготовить к столь масштабному проекту. Необходимы общие решения в области тарифов, технологий процессинга, клиринга, правовым и прочим вопросам. Данные процессы требуют примерно полтора-два года», — подчеркнул он.
Аналитик инвестиционной компании «Финам» Богдан Зврич подчеркнул, что в данном случае нет речи о полной замене, скорее о создании альтернативной платежной системы, которая в случае определенных проблем, связанных с политическими рисками, позволит странам не потерять возможность расчетов. Внедрение карты «МИР» идет полным ходом. Уже идет речь о том, что ее будут принимать на Западе, подчеркнул он.
«В результате, уже в ближайшее время она может стать полноценным аналогом VISA и MasterCard и одним из основных игроков на данном рынке. Поэтому, распространение ее на территорию ЕАЭС видится логичным шагом в ходе развития платежной системы. Наличие большой клиентской базы в России позволит платежной системе «МИР» получить необходимый фундамент для дальнейшего развития и средства, которые позволят планы по развитию претворить в жизнь. При этом, речи ее внедрение никак не указывает на возможность создания единой валюты в рамках ЕАЭС», — сказал он.
Начальник отдела управления активами АО «Казкоммерц Секьюритиз» Айвар Байкенов подчеркнул, что такое решение можно воспринять как некое лоббирование со стороны России своей собственной платежной системы. Особенно это стало актуально после того, как страна в условиях санкций столкнулась с проблемами работы с такими международными платежными системами как Visa и MasterCard. В итоге логичным выходом из ситуации и в целях снижения рисков стало решение о создании российской системы, которую при этом необходимо было популяризовать и за пределами РФ.
«Вполне возможно, что в рамках тех интеграционных процессов, которые в последнее время происходят, в том числе в части сближения финансовых систем, распространение новой системы во всех странах ЕАЭС все-таки будет. Однако международные системы платежей при этом никуда не денутся и все будет зависеть от качества предоставляемых услуг, где пока ситуация на стороне мировых гигантов. Говорить о единой валюте по-прежнему пока рано. В данном случае вопрос утраты суверенитета будет мешать этому», — заключил он.
Комментариев пока нет