Финансовый центр в Алматы: от «штурма» — к планомерной «осаде»
Идея создания регионального финансового центра в городе Алматы была выдвинута Президентом Н. Назарбаевым еще в 1995 году, на его встрече с членами Ассоциации банков Казахстана. Н свои реальные очертания она стала приобретать во время выступления во время выступления Президента на Конгрессе финансистов Казахстана в ноябре 2004 года. Очень хотелось, чтобы Алматы стал таким же фондовым рынком, как Нью-Йорк, Гонконг или Сингапур.
В то время для решения о создании регионального финансового центра города Алматы виделись свои резоны: налицо было опережающее развитие финансового сектора Республики Казахстан, по сравнению со странами Центрально-Азиатского региона. Стабильный рост доли финансовых услуг в составе валового внутреннего продукта, внутренних накоплений, увеличение инвестирования в страны СНГ, формирование качественного кадрового состава в финансовой сфере – все это также внушало оптимизм. 5 июня 2006 года Президентом Республики Казахстан был подписан Закон «О региональном финансовом центре города Алматы», согласно которому РФЦА представляет собой особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников финансового центра и заинтересованных лиц, направленный на развитие финансового рынка Республики Казахстан. В том же году начал работу уполномоченный орган финансового центра — Агентство Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алма-Аты (АРД РФЦА).
Задачи по развитию финансового сектора Республики Казахстан были также определены в Послании Президента Республики Казахстан от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира».
Особое внимание уделено развитию города Алма-Аты в качестве финансового центра Центрально-Азиатского региона. Первоочередными задачами определялись создание благоприятных условий для крупных финансовых организаций в предоставлении займов, страховых и финансовых услуг для крупных региональных бизнес-проектов, а также обеспечение финансового центра соответствующей инфраструктурой.
Учитывая то, что этот проект находился под особым вниманием Президента, началась активная работа в этом направлении. В структуру РФЦА вошли АО «РФЦА», являющееся крупным акционером Казахстанской фондовой биржи, рейтинговое агентство РФЦА (РА РФЦА), Товарная биржа «Евразийская торговая система» (ЕТС), Академия РФЦА. Все эти элементы были нужны, чтобы решать вопросы развития инфраструктуры фондового рынка, привлечения эмитентов и инвесторов, повышения инвестиционной грамотности населения, подготовки профессиональных кадров.
Основными задачами АО «РФЦА» были определены: обеспечение интеграции казахстанского рынка ценных бумаг с международными рынками капитала, создание условий для привлечения иностранных инвесторов и эмитентов для работы в финансовом центре, развитие и внедрение новых финансовых инструментов и фондовых технологий, повышение инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения. И, надо сказать, было сделано немало. Было создано первое в Казахстане национальное рейтинговое агентство, оказывающее услуги в области независимой оценки казахстанских компаний, с присвоением корпоративных кредитных рейтингов и рейтингов корпоративного управления. Стратегическим партнером РА РФЦА стало Рейтинговое агентство Малайзии. Агентство было необходимо для развития местной системы рейтингования для внутренних эмитентов и инвесторов.
Товарная биржа «Евразийская торговая система» (ЕТС) создавалась для проведение сделок с реальными товарами, имеющими экспортный потенциал: зерном, нефтью, горюче-смазочными материалами, золотом и другими драгоценными металлами. Развитие торговой биржи было призвано усовершенствовать механизм реализации товаров, ценообразования, а также позволит усилить прозрачность торговой деятельности ключевых игроков, контролировать монополистов, что особенно важно в рыночных отношениях. С 30 сентября 2009 года на ЕТС начала работу секция срочных торгов.
Позаботились и о подготовке кадров. Академии РФЦА была создана для повышения финансовой грамотности населения Республики Казахстан, а также для подготовки и переподготовки специалистов финансового рынка. Поскольку своего опыта не было, помощь Академии оказывали партнеры из-за рубежа: Институт ценных бумаг и инвестиций (SII, Лондон), Агентство по трансферту финансовых технологий (ATTF, Люксембург), Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, Финансовая академия при правительстве Российской Федерации, Высшая коммерческая школа (HEC, Франция). Стратегическим партнером Академии являлся известный инвестиционный банк UBS.
За несколько лет работы были приняты реальные меры по совершенствованию правовых основ работы фондового рынка, расширились возможности инвестирования и сам набор инвестиционных инструментов, была усилена юридическая защита прав инвесторов, стимулировались высокие стандарты корпоративного управления и транспарентности.
РФЦА начало развивать альтернативные источники финансирования, например- прямое финансирование. АО «РФЦА» оказывало услуги по привлечению инвесторов для прямого финансирования проектов, широко используя партнерские связи с венчурными фондами и инвестиционными банками.
Был учрежден специализированный финансовый суд в городе Алматы. Его создание было продиктовано целью максимально упростить судопроизводство для участников РФЦА. Суд был призван решать споры финансового, налогового характера, а также другие гражданские дела, одной из сторон которых выступал участник РФЦА. Впервые в истории казахстанского правосудия была законодательно закреплена возможность ведения делопроизводства не только на государственном и русском языках, но и на английском языке, что дало возможность представителям иностранных компаний-участников РФЦА обращаться в данный суд.
Важнейшей задачей являлось создание привлекательных условия для эмитентов. Постановлением Правительства РК было принято решение о возмещении затрат на аудит компаний, впервые выходящих на торговую площадку KASE. Эта мера позволила снизить издержки по выходу на фондовую биржу новых компаний, а расходы, связанные с проведением аудиторской проверки, в соответствии с МСФО, являются самой затратной статьей при выходе компаний на фондовый рынок. Обнуление налогообложения многих видов доходов, должно было, по идее, привлечь на биржу новые компании.
Началась работа и с ценными бумагами. Были разработаны новые листинговые требования, согласно которым все негосударственные ценные бумаги, допущенные к обращению, были разделены на две основные группы: акции и долговые ценные бумаги. Кроме того, была расширена линейка предлагаемых финансовых инструментов: это паи паевых инвестиционных фондов, индексные фонды, производные ценные бумаги, долговые ценные бумаги, в том числе секьюритизированные облигации, депозитарные расписки; созданы более широкие возможности инвестирования для отечественных и иностранных инвесторов.
Однако дело пошло не так хорошо и быстро, как планировалось. Узость внутреннего рынка, высокая конкуренция на мировом финансовом рынке, неготовность многих отечественных компаний к работе на фондовом рынке, недостатки в организации и структуре РФЦА привели к тому, что его активность значительно сократилась. Вернее сказать, она за несколько лет на смогла достичь некоего «критического рубежа», после которого деятельность РФЦА можно было бы считать устойчивой и надежной. Иными словами, взять эту крепость штурмом не удалось, пришлось переходить к планомерной осаде. Свою негативную роль сыграл и мировой экономический кризис, особенностью которого был крах крупнейших рынков корпоративных долговых обязательств в США и который очень сильно повлиял на всю мировую экономическую систему. Это чувствительно задело и Казахстан, сказалось на странах Средней Азии, на России – то есть не всех тех потенциальных партнерах, на рынки которых и был ориентирован прежде всего РФЦА. При угрозах нестабильности возникла необходимость большего регулирования внутреннего финансового рынка со стороны государственных структур. В результате 13 апреля 2011 года Президент Н. Назарбаев своим Указом упразднил Агентство РК по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы. Все функции и полномочия этого органа были переданы Национальному банку Республики Казахстан, в структуре которого был создан специальный Департамент по развитию регионального финансового центра города Алматы и исламского финансирования.
Вполне очевидно, что сегодня активность деятельность РФЦА заметно снизилась. И это при том, что «де факто» Алматы по прежнему остается крупнейшим финансовым центром страны. На южную столицу приходится порядка 18% ВВП республики, 25% всех доходов государственного бюджета, 40% совокупного объема оптового оборота. Еще одним существенным фактором экономического потенциала города является то, что его бюджет, достигающий сегодня до 359 млрд. тенге, – это объем, сопоставимый с экономикой Армении, Кыргызстана, Таджикистана, Монголии. При этом ВРП Алматы в расчете на душу населения составляет 25 тыс. долларов. Это превышает среднестатистический показатель таких стран, как Чехия, Польша и других государств Европы. И, как сообщил недавно аким города Ахметжан Есимов, Алматы намерен всячески поддерживать и развивать свои финансовые преимущества. Хотя есть и те, кто хотел бы переместить финансовый центр страны в другие регионы. Например, еще в начале года мажилисмен Турсынбек Омурзаков неправил письмо главе Национального банка Казахстана Григорию Марченко, с предложением рассмотреть возможность создания нового международного финансового центра в Астане. При этом кризис проекта РФЦА для него не вызывал сомнения:
«С момента принятия стратегического плана развития (финансового центра Алматы) до 2020 года прошло уже три года, и Казахстан так и не добился существенного прогресса в развитии национального финансового центра. Отечественные компании не могут удовлетворить свои инвестиционные потребности. Ограниченность национального фондового рынка не позволяет государству осуществлять заимствования на внутреннем рынке», — писал в своем послании мажилисмен.
Он просил представить видение Нацбанка по развитию финансового центра в Казахстане, в том числе оценить возможность по созданию международного финансового центра в Астане, а также разработать концепцию развития международного финансового центра в Казахстане в рамках которой рассмотреть новые механизмы развития рынка ценных бумаг. В качестве примера мажилисмен привел планы правительства на выпуск еврооблигаций на 150 миллиардов тенге. Это, по его мнению, свидетельствует, что внутренний рынок не способен обеспечить государственные заимствования. Финансовый центр в Алматы резко отстает от подобных центров в Азии, таких как Гонконг, Сингапур, Шанхай и другие. Нужно обеспечить развития финансового центра Казахстана в качестве ведущего или регионального игрока, либо впоследствии вообще можем лишиться национального фондового рынка. И такой финансовый центр может быть создан в Астане. Правде, депутат не пояснил, чем именно Астана превосходит южную столицу в сфере финансовой привлекательности и почему проект создания там нового финансового центра может быть более успешен, чем алматинский.
Не все придерживаются точки зрения депутата, что идею регионального финансового центра нужно возрождать «с чистого листа».Некоторые специалисты считают, что проект РФЦА имеет неплохие перспективы, но здесь нужно отказаться от идеологии «быстрого штурма». Нужна последовательная и долговременная работа по повышению финансовой грамотности населения, овладению гражданами страны финансовой грамотностью, новыми финансовыми инструментами в виде различных ценных бумаг. Это непросто, учитывая консерватизм и недоверие, но это самый надежный, хотя и не самый быстрый путь.
С другой стороны, необходимо продолжать совершенствовать правовой фундамент финансовых операций и биржевой торговли, создавать для потенциальных инвесторов самые благоприятные условия. Еще в самом начале создания РФЦА президент ЕБРР Жан Лемьер после участия в заседании Совета иностранных инвесторов при президенте РК заявил: «Если вы хотите создать региональный финансовый центр, то должны быть лидером, самым лучшим финцентром. Это — мощная концепция создания исключительно высокого качества рынка финансовых услуг. Для этого необходимо иметь совершенный банковский надзор, который признавался бы не только в Казахстане, но и за пределами Республики, а также очень мощные законы по борьбе с терроризмом, отмыванием денег». При наличии доброй воли и энергичных действий РФЦА может постепенно реализовать все свои потенциальные возможности, на благо страны.
Комментариев пока нет