Газиза Абдинабиева: слово о настоящей актрисе
Поддержать

Газиза Абдинабиева: слово о настоящей актрисе

На 73-м году ушла из жизни выдающаяся актриса театра и кино – заслуженная артистка республики Газиза АБДИНАБИЕВА. К сожалению, теперь уже «обычная» в наши дни история – осложнения хронической болезни, спровоцированные коронавирусной инфекцией.

Сегодня социальные сети полны скорби о ней. Ее космический талант, как сказал о ней режиссер кино Сатыбалды Нарымбетов, объединял людей. Ее обожали все – и стар, и млад вне зависимости от национальности, потому что она была настоящей актрисой. Чего только стоила одна только первоклашка Айгуля, которую она играла в передаче «Волшебные слова», когда ей было уже 60.

…Газиза Абдинабиева родилась в 1949 году в семье скотовода. Ее отец в 30-х бежал от конфискации из Астраханской области в Киргизию, оттуда — в Кзыл-Орду. Во время войны был в плену, поэтому жить в городе не разрешили, и он с семьей поселился на дальнем животноводческом отгоне.

Газиза собиралась вообще-то стать певицей, а не актрисой, потому что однажды интернат, где она жила и училась, посетили консерваторские педагоги. В числе прослушиваемых была и одиннадцатиклассница Газиза. Она успешно прошла испытание и к лету пришел вызов на экзамены в консерваторию. Землячка, которая поступила туда годом раньше, уговорила сдать документы на театральный факультет.

— На экзамене, что ни сделаю — спою ли, станцую ли, экзаменаторы покатываются со смеху, — вспоминала актриса. — Потом спрашивают: «Была в театре? Среди нас есть актеры, которые там играли?» Фамилии никого из них не знаю, пальцем показывать неудобно. Что делать? Подхожу поближе к народному артисту Райымбеку Сейтметову и показываю на него глазами. Опять всем смешно. А я от страха (вдруг не поступлю? как тогда возвращаться в аул?) чуть сознание не теряю. Сейчас я думаю, то, что я стала студенткой единственной в Казахстане консерватории, — это веленье божье, судьба

После окончания театрального факультета консерватории Газиза попала по распределению в Казахский ТЮЗ имени Габита Мусрепова. Проработала здесь больше двух десятков лет, в 1993-м пришла в академический театр имени Ауэзова.

Дебют в кино начался с рекламного ролика, где она вместе с Уайсом Султангазиным изображала счастливую семью, разъезжающую по Казахстану на немецкой «Шкоде». Когда к ней в больницу, где она лечилась от гастрита, пришел ассистент режиссера из «Перекрестка», актриса на предложение сниматься в первой отечественной «мыльной» опере с присущей ей непосредственностью воскликнула: «С удовольствием!». «Роль будет небольшой», — предупредил ассистент. «Да пусть!» — ответила Газиза, и прямо из больницы, где лечилась от гастрита, поехала на съемки.

— Я так старалась, чтобы режиссер меня заметил, что маленькая роль со временем стала большой, — говорила актриса. — В глубине души я всегда мечтала сниматься в кино. Бог вознаградил меня за терпение и за любовь к своей профессии. Сегодня меня знает весь Казахстан. Из-за этого мне иногда приходиться раньше времени выходить из троллейбуса. Люди узнают меня и начинают улыбаться, а дети вообще хохочут. Я изо всех сил делаю серьезный вид, а самой хочется смеяться вместе с ними.

В начале 2000-х Газиза Абдинабиева впервые снялась в большом кино. Это — фильм Сатыбалды Нарымбетова «Молитва Лейлы», где она сыграла женщину-монтера Зауре. Ее партнерами были Наталья Аринбасарова, замечательный грузинский актер Баадур Цуладзе, Дулыга Акмолда…

— Просто от бога была актриса, — говорит Сатыбалды Нарымбетов. — Этой профессии, я думаю, ее особо и учить не надо было, потому что это было заложено в ней свыше – она самородок. Режиссерам оставалось только взять от нее то, что нужно было для его проекта. И я был согласен с Булатом Атабаевым, когда он сказал мне тогда, что она – глыба, у которой он иногда «ворует», как режиссер, некоторые детали. А она и не жалела их — у нее все нараспашку было. Пожалуйста – берите.

Сказать про нее талантливая — это все равно, как если бы этот эпитет применили к Шекспиру или Толстому, они — Космос.

Почему я именно ее пригласил на роль матери парня-инвалида в свой фильм «Молитва Лейлы»? Потому что, бывая на спектаклях с ее участием (особенно на тех, которые поставил Булат Атабаев), заметил, что, как только она появлялась на сцене, в зале менялась атмосфера. Это было что-то необъяснимое! Она еще ничего не сказала, но зритель уже воспринимает ее не как актрису, а личность, за которой стоит целый мир. Этот редкостный дар проглядывал во всем – в походке, в жестах, взгляде, повороте головы… И за Дулыгой Акмолда, ее киношным сыном, тоже тянулся тот же шлейф. Это сейчас он выдающийся актер, а тогда ведь был совсем еще молод.

— Я ее называл Газико, — говорит режиссер театра и кино Талгат Теменов. — В Республиканский Казахский ТЮЗ имени Габита Мусрепова она пришла почти одновременно с Лидией Каденовой, Нурканатом Жакыпбаевым, Досханом Жолжаксынов… И все они стали узнаваемы и любимы в народе. Лидия после «Тамаши», а Газиза стояла у истоков первых казахских сериалов – «Перекресток» и «Саранча». Потом она снималась у Сатыбалды Нарымбетова, Ермека Турсынова, Игоря Пискунова и Эли Гильман, Алексея Кирющенко, режиссера российского ситкома «Моя прекрасная няня», работала в дубляже… Ее любили все — и левые, и правые, потому что она никогда не была членом каких-то группировок, не принимала участия в интригах, не была подписанткой писем. Театр, телевидение, съемочная площадка, любимая семья – вот ее жизнь.

Начиная с конца 90-х, из Академического театра имени Ауэзова одна за другой стали уходить великие актрисы — Сабира Майканова, Бикен Римова, Хадиша Букеева, Шолпан Жандарбекова, Фарида Шарипова. И Газиза пришла театру на подмогу. Она и в жизни была такой – всегда находила время выручить других.

— В «Перекрестке» я играл негодяя Сапара, она – тетушку Розу, — рассказывает актер Театра имени Ауэзова Бахтияр Кожа. — Однажды, когда мы с ней были на гастролях в одном из областных центров, одна женщина, увидев меня, воскликнула: «А вы кто? Бандит Сапар?! У меня желание схватить вас и размазать по стенке!» Дочка тянет ее за рукав, что-то шепчет на ухо, но та не унималась: «Подожди! Я что — каждый день вижу этого подлеца?! Я ему все-о выскажу!» И тут она заметила Газизу. И немедленно кинулась ей на шею: «О-о! Роза-булочка! Откуда в наших краях?! Мы вас обожаем!» После этого помягчела и ко мне: «Ой, это не про вас, а про вашего героя».

Не верю в то, что произошло с ней. Скоро мы открываемся после очередного карантина. Кто ее заменит? Когда мы потеряли Сабиру Майканову, которая была матерью театра и всего казахского театрального искусства, было такое же состояние сиротства. Теперь мы понимаем, что бесконечно талантливая, отличавшаяся высокой порядочностью и отзывчивостью Газиза была ее продолжательницей. А кто придет на смену ей?

Фото из открытых источников.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *