Кастеевка открыла свои запасники: быт первых целинников
Поддержать

Кастеевка открыла свои запасники: быт первых целинников

В музее искусств имени А. Кастеева внимание посетителей привлекает выставка «Искусство Российской Федерации. Живопись, скульптура. 1950-е годы».  Она приурочена к 30-летию независимости Республики Казахстан. В экспозиции представлено 43 художественные работы, из них – шесть скульптур. В бронзе и мраморе, дереве и граните представлены образы нового послевоенного поколения. Куратор выставки Галина Сырлыбаева комментирует экспозицию: в ней представлены не только сюжеты жизни первоцелинников, но и многочисленные детали быта.

В коллекции «Искусство Российской Федерации. Живопись, скульптура. 1950-е годы» – представлены произведения послевоенной поры. Здесь нет батальных сцен и партийных сюжетов – показана мирная жизнь граждан СССР. В ней собраны практически все работы из фонда музея, созданные в 1950-е годы художниками Советского Союза.

1950-е годы в истории страны – особое время. Как известно, Никита Хрущев считал главным направлением развития сельского хозяйства освоение целинных земель. В 1954 году в восточные районы страны было отправлено 450 тысяч человек, за 5 лет они освоили 42 млн га целины, и производства зерна в стране выросло в 1,5 раз. С 1954 по 1959 год численность работников в сельском хозяйстве целинных районов Казахстана возросла более чем в 5 раз

В следующем 2022 году и далее последуют выставки, посвященные 1960-м, 70-м и 80-м годам. Таким образом, в течение пяти лет музей имени А.Кастеева продемонстрирует посетителям картины всего советского периода из запасников музея. Тематические экспозиции формируются по регионам. Так, прежде состоялись выставки искусства республик Средней Азии, Закавказья, западных территорий – Беларусь, Украина, Молдова.

Значительная часть действующей выставки посвящена Казахстану и теме целины. Историческим событием, объединившим всю страну, стало освоение целинных земель. Весной 1954 года десятки тысяч людей отправились покорять нетронутую степь.

Очень выразительна фигура врача Нургайши Имамбаевой, скульптора В.Г.Шатуновской (1922 г род.), выполненная из дерева в 1956 году.  Девушка-врач очень молода и красива. Видимо, она оказалась на целине «по зову сердца», как об этом писали в те годы газеты. 

Нургайша Имамбаева могла быть в числе тех, кто обращался ко всем девушкам страны с призывом поднять целину. На призыв откликнулись тысячи юных комсомолок и приехали в Казахстан, как это сделала, например, Рябинина Валентина. В заявлении, которое она написала в комитет комсомола швейной фабрики №1, значится: «Я прочитала обращение акмолинских комсомолок к нам, девушкам Советского Союза, горячо поддерживаю их и прошу отправить меня в числе посланцев на освоение целинных земель. 16/2, 1959 г. От члена ВЛКСМ Валентины Рябининой, комсомольский билет № 19046302». Через полтора месяца на заявлении девушки появилась резолюция: «Комитет комсомола Швейной фабрики №1 рекомендует тов. Рябинину В.В. для направления на освоение целинных земель. Секретарь комитета комсомола Блок. 9/04 1959 г.».

А вот у палатки юная мама кормит ребенка (Ирина Витман «На новой земле»), которого она родила здесь, на целине, создав семью с таким же близким ей по духу парнем-первоцелинником.

«Письмо от друзей» В.А.Богданова, 1955 год: комсомольцы читают письмо, сидя в палатке. Можно увидеть все подробности целинного быта, прочитать эмоции на лицах юных ребят.

Когда-то и они написали свое заявление, изменившее их жизнь. В архивах сохранилось и такое заявление от комсомольца П.А. Трегубин: «Прошу Ленинский райком ВЛКСМ направить меня в Акмолинский край на работу по освоению целинных земель. Обещаю вложить в работу все свои силы, сумею преодолеть все трудности, которые встретятся в работе для того, чтобы в ближайшее время необъятные степные просторы превратились в цветущий край. 24/2 1954 г. (В Ленинский райком ВЛКСМ от Трегубина П.А., 1934 г.)»

Чуть ироническая картина Р.Н. Галицкого «Любовь не картошка» (1954 г) посвящена вечному сюжету – зарождению чувств в условиях ударных трудовых работ на целине.

Одно их центральных мест экспозиции занимает картина С.Герасимова (1885-1964гг) – «Николо-Можайский монастырь», 1940 г. Холст, масло.  Заметно, что здесь нет жизни: один из 18 средневековых монастырей Можайска, сохранившийся до наших дней заброшен, его стены давно нуждаются в восстановлении. Молчаливый и пустой архитектурный ансамбль средневековья полон величия и печали. Он как памятник веры и смирения ждет светлых времен. И для него началась новая эпоха – возрождения, возвращения к людям.

Выставка «Искусство Российской Федерации. Живопись, скульптура. 1950-е годы» в алматинском музее искусств им. Кастеева будет действовать до конца года.

Галина Галкина




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *