Алия Назарбаева продюсирует этнонациональный фильм (видео)
Поддержать

Алия Назарбаева продюсирует этнонациональный фильм (видео)

На пресс-конференции, посвященной открытию ХII Международного кинофестиваля «Евразия», который пройдет в Алматы с 24 по 30 сентября под эгидой Министерства культуры и спорта, корреспондент портала Exclusive попросил мэтров отечественного кино прокомментировать аспект политической цензуры в кино.

Наши кинохудожники на пресс-конференции помимо тем, которые непосредственно касаются вопросов кинофестиваля, также затронули тему главных национальных трагедий казахов, о том, как с казахами поступал северный сосед в 1916, в 1937, 1986 годах. В частности, как известно, вышли картины «Жат», повествующая о трагедии отдельно взятого человека, выжившего во время голодомора и «Дорога к матери» – о солдате-казахе, призванного на Вторую Мировую войну.

Но картины рассказывают только о последствиях, а не о причинах и даже не о хронике, механизмах исполнения приказов, поступавших из Петербурга и Москвы. Почему так? Это самоцензура? Или – следствие политических решений, о которых не знают люди вне круга профессиональных кинематографистов? Эти вопросы были адресованы известному режиссеру Рашиду Нугманову и кинокритику Олегу Борецкому.

По мнению Нугманова, «цензура есть всегда, независимо от формы строя, от конкретно заданной политической обстановки, потому что это государственная функция, частной цензуры не бывает». «Есть самодисциплина, или самоцензура, люди, даже снимая за частные деньги, стараются обходить эти темы. Причины бывают разными – одни боятся, что не получится прокат, другие еще чего-то, а кто-то не может элементарно найти деньги. Для того, чтобы развивалось независимое кино, которое могло бы затрагивать самые острые темы в любом обществе, необходим развитый институт независимого продюссирования, который получал бы средства из негосударственных источников. Будущее развитие кино в Казахстане – это развитие института независимого продюссирования, академия поддерживает такую концепцию развития, и это должно привести к новому закону о кино. Главное в этом деле – развитие и поддержка частных вложений в кинематограф, нужно сделать это дело интересным для людей, у которых есть средства. Если этот процесс пойдет, то независимое кино будет развиваться», — сказал режиссер.

Олег Борецкий рассказал интересные подробности о сценарии к кинофильму «Жат» и выводах московских критиков по отношению к фильму «Дорога к матери»:

«Мой хороший друг Ермек Турсунов снимал «Жат» по сценарию, написанному 30 лет назад, я не знаю ничего, о любой форме цензуры, которая бы мешала ему снимать, так как есть. Что касается фильма Акана Сатаева «Дорога к матери», то и здесь, я не думаю, что им руководила самоцензура, Рашид дал исчерпывающий ответ – все зависит от продюсера. Скажу вам, что после Московского фестиваля эту картину назвали очень характерным проявлением постсоветского этнонационализма. Поэтому только видение продюсера, который выбирает идею, проработку исторических источников и введение в художественную ткань повествования, только это будет определять выход картин более острых, более смелых. Пока все как есть, но об осуществлении идеологической цензуры, чтобы кто-то вырезал и диктовал – что нужно снимать, хвалить, или чернить что-либо – я ничего подобного не знаю, с такими фактами не сталкивался», — ответил, в частности, кинокритик.

По словам киномастеров Рашида Нугманова и Олега Борецкого тему и направленность картины определяет продюсер. Продюсером фильма «Дорога к матери», названного на Международном московском кинофестивале «очень характерным проявлением постсоветского этнонационализма», выступила Алия Назарбаева.

Для полного понимания как нужно снимать фильмы режиссер и критик добавили по реплике:

«Чтобы закончить обсуждение вопроса хочу добавить, что есть движение «партизанского кино», они снимают очень смелые фильмы для Казахстана, возможно, что в других странах в этих сюжетах не увидят ничего особенного, но для нашей действительности они достаточно острые, это социально направленные фильмы. Адильхан Ержанов снял «Чума в ауле Каратас» за 6 тысяч долларов, он обогнал Родригеса, который снял свой первый фильм за 11 тысяч долларов. Это яркий пример того, как человек, который не связан рамками задания, выражает свою точку зрения», — отметил Рашид Нугманов.

«Тут финансы не нужны, чтобы стать «Лучшим азиатским фильмом» на Роттердамском фестивале и получить «Киношок», нужно просто иметь голову, свое видение и оригинальность мышления», — резюмировал Олег Борецкий.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *