Минюст против бывших доверенных лиц
Казахстанские адвокаты собрали экстренное заседание Президиума Республиканской коллегии адвокатов, где была обсуждена ситуация, связанная с инициированием прекращения действия лицензий председателей и членов президиумов территориальных коллегий адвокатов территориальными Департаментами юстиции.
Адвокаты всерьез обеспокоены, как они заявили «усиливающимися атаками в адрес адвокатуры».
Согласно данным Минюста в октябре-ноябре 2017 года по заявлению Министерства юстиции РК суд лишил лицензии трех адвокатов Актюбинской областной коллегии адвокатов — Г. Акбарова, А. Альбакасову, Ш. Ильясова за нарушения законодательства о гарантированной государством юридической помощи. Экс-адвокаты получали дублированную оплату из государственных бюджетных средств, осуществляемой органами юстиции на основании фальсифицированных заявок, поданных адвокатами за оказание юридической помощи. В результате более десяти подозреваемых лишились возможности получить качественную гарантированную государством юридическую помощь и остались без должной защиты.
Также органами юстиции при оплате труда по уголовным делам, рассматриваемым в судах, установлены грубые нарушения со стороны еще 15 адвокатов. Они привлечены к дисциплинарной ответственности. Ими было подано ходатайство в суд о возврате бюджетных средств.
Ответственность за эти систематические правонарушения была возложена на Председателя Актюбинской областной коллегии адвокатов Раису Якубенко. Председатель коллегии принимала отчеты адвокатов, составляла реестр и направляла заявки об оплате труда адвокатов.
В этой связи ведомство подало исковое заявление в судебные органы о прекращении действия лицензии Раисы Якубенко. Однако адвокаты с таким подходом оказались не согласны
По их утверждению, согласно Правилам оплаты юрпомощи, утвержденным приказом Министра юстиции РК, вся документация, заявки об оплате труда адвокатов, которые коллегии отправляют в территориальные органы юстиции, составляются по результатам и на основании отчетов адвокатов.
Полномочия президиума коллегии адвокатов по проверке достоверности представляемых адвокатом сведений не предусмотрены. В соответствии с теми же Правилами территориальный орган юстиции производит перечисление сумм, подлежащих выплате адвокатам, по результатам проверки обоснованности и достоверности заявки Коллегии адвокатов и приложенных документов. Обязанность ведения детального расчета времени, затраченного на оказание юридической помощи по делу, лежит на адвокате. Функция проверки обоснованности и достоверности предоставленных сведений возложена на органы юстиции, а ответственность за их достоверность несет лично адвокат, оказывавший юридическую помощь.
«Предъявление необоснованных претензий рассматривается нами только как ничем не оправданное нарушение основных принципов организации и деятельности адвокатуры, а именно — независимости адвокатов при осуществлении своей деятельности и недопустимости вмешательства в деятельность адвокатов со стороны государственных органов и должностных лиц», — сказал глава Союза адвокатов Казахстана.
Он отметил, что в соответствии с пунктом 10 Правил в заявлении об оплате оказанной юридической помощи и возмещении расходов, связанных с защитой и представительством, адвокат указывает детальный расчет затраченного им времени на оказание юридической помощи по конкретному делу, а также командировочных расходов, то есть, обязанность ведения детального расчета времени, затраченного на оказание юридической помощи по делу, лежит на адвокате.
Тугел отметил, что Раису Якубенко и Кенжегали Карчегенова, пользующихся авторитетом не только в адвокатском сообществе, но и среди жителей своего региона, заслуживших быть доверенными лицами на выборах Президента, Министерство юстиции по сути хочет лишить профессии, которой они преданы всей душой.
«За добросовестное и профессиональное исполнение должностных обязанностей!» — эти слова золотыми буквами выгравированы на грамоте, которой была награждена председатель Актюбинской областной коллегии адвокатов Раиса Якубенко в связи с празднованием Дня Независимости. Грамота подписана министром юстиции.
А через несколько дней – иск, о прекращении действия лицензии на право занятия адвокатской деятельностью на основании доверенности министра был подписан руководителем Департамента юстиции. Что же произошло за эти несколько дней? Или же, как в той поговорке правая рука нашего Министерства справедливости не ведает, что творит левая? Видимо так», — задается вопросом г-н Тугел.
По его словам, Президиум Республиканской коллегии адвокатов расценивает предъявление необоснованных исков как ничем не оправданное нарушение основных принципов организации и деятельности адвокатуры, а именно — независимости адвокатов при осуществлении своей деятельности и недопустимости вмешательства в деятельность адвокатов со стороны государственных органов и должностных лиц.
Комментариев пока нет