Международное сотрудничество нуждается в модернизации
Поддержать

Международное сотрудничество нуждается в модернизации

Сезон свадеб и торжеств в разгаре. Часто у простых казахов принято палить со всех информационных орудий за жизнью не по карману, отсутствие горизонтов планирования и демонстрацию своей вопиющей социальной «конкурентоспособности». Но так ли сегодня все однозначно?  

Однажды моя одногруппница с запада страны, получив грант акима на обучение в Алматы, решила потратить его на свадьбу. По ее словам, миллион двести тысяч тенге ей хватило на свадебное платье и на задаток в ресторан. Она видела в какие долги влезают ее родители и решила экстраординарно взять часть затрат на себя.

Праздник на родине получился с размахом. Спустя год оказалось, что девушка беременна, жених – безответственный человек, который бросил ее наедине с долгами.

Таких историй с приданым сегодня куча, да еще тележка с приданым. Классика отечественного бытового жанра, можно сказать. Сюжет не слишком заковырист. Молодые, чувства, узы брака, родители, которые, питая огромную любовь к чадам, начинают делать все возможное, чтобы свадьба была «не хуже, чем у других». Хорошо, если молодая семья проходит все стадии притирки, но как показывает статистика, количество разводов в Казахстане среди молодых растет из года в год.

Есть другой официальный информационный крен. Заглядываем в Казнет и видим свежеиспеченный пример. Полный тезка президента страны из Семея Нурсултан Назарбаев и его избранница Алтынай Иса решили прислушаться к советам главного политического аксакала. Вместо пышной свадьбы чета организовала праздник для сотни детдомовцев. Решение молодоженов обсуждали в сети, тут же нашлись и такие битые жизнью казахстанцы, что посчитали поступок, мягко говоря, показательной акцией.  

Сам глава государства, не далее, как минувшей весной, снова призывал сограждан тщательно проектировать свое настоящее и будущее – жить по средствам. «Какие в Шымкенте тойханы построены или строятся, на 200-500 человек! Эти деньги молодым отдать лучше на приобретение жилья. Это самый лучший подарок», – в который по счету раз внушал Назарбаев. По сути, – верно, по факту – далеко не факт.

Обыкновенно такое популистское вмешательство государства в приватное пространство его жителей не дает видимых результатов. Можно вспомнить, как в советском прошлом были «популярны» пропагандистские безалкогольные свадьбы. Зрелище было еще то завораживающее! Особенно, если помнить, что водка и вино приносили бюджету какие-то баснословные проценты. Исследователи пишут, что 30 с небольшим лет назад – более десятой части поступлений в казну. Если коротко резюмировать, через несколько лет СССР исчез с карты планеты, а водка так и осталась на свадебных застольях.

Или вот современный узбекский опыт. У соседей президент Шавкат Мирзиеев неустанно выступает против дестабилизации социально-политической обстановки путем демонстрации уровня своей капитальной успешности и имущественного расслоения. К этому можно отнести попытки законодательно установить правила игры, такие как сколько стоит свадьба, юбилей или поминки, когда начинать и во сколько сворачивать гуляния, кто и что должен петь и танцевать. Вот уже и комиссии целые сенат парламента Узбекистана учреждает. Типовое гуляние – это, когда проводятся образцовые семейные мероприятия. Отдельная задача комиссий – «вынесение для общественного обсуждения порочащих действий, игнорирующих обычаи и традиции, допускающих расточительство».

Казахстанские чиновники и бизнес хотя официально на словах и поддерживают генеральный курс «на скромность», на деле же и сами не прочь погулять так, чтобы это стало незабываемым событием в соцсетях.

Это отчасти проецируется на «простых смертных». Существует мнение, что национальная привычка к несоразмерным заработкам тратам – одна из первопричин того, что Казахстан уже становился абсолютным чемпионом мира по тем же невозвратным кредитам.

Психолог Айгуль Садыкова говорит, что все дело в казахской ментальности, которую можно характеризовать как родовая, коллективная.

– Для того чтобы видеть и чувствовать «какой я», для человека важно получать обратную связь извне. У казахов, это зачастую одобрение родственников и того круга, где вращается человек, система, в которой, он находится. Например, работа. Казах – человек коллектива, в первую очередь, своей семьи и рода, в отличие от индивидуалистической психологии, например, американской. Поэтому, что у нас вызывает положительную оценку из такой коллективной среды (родственники, жерлестер, коллеги по работе)? Это гостеприимство, безотказность, доброта, помощь родственникам и людям из своего рода. Также огромную роль в программах поведения играет роль «ұят» (стыд). Это казахская «страшилка», то, чего не должно быть ни при каких условиях. С малых лет ребенок впитывает, что он должен быть послушным, правильным, удобным для своих родителей и школы, что все должно быть, как у людей, в первую очередь – внешняя составляющая.

Когда человек становится взрослым, это верование становится для него фундаментальным. Поэтому, если для создания картины благополучия нужно брать кредиты, влезать в долги, он это будет делать.

В моей клиентской практике я часто слышу, что родители с детства сравнивали своих детей с детьми из других семей (пресловутое «біреудің балалары»), редко или вообще не хвалили, если что-то получалось хорошо, это воспринималось как само собой разумеющееся. Такое отношение вызывало негативные переживания. Поэтому сформировалась привычка стараться быть не хуже других. Стараться, стараться и еще раз стараться. И как оборотная сторона избегания негативных переживаний уже во взрослом возрасте, например, получение удовлетворения от того, что провели торжество не хуже, чем у других, что все, кто там был, теперь будут вспоминать о хозяевах тоя с уважением, а может быть и с завистью.

 

Казахи испокон веков проводили тои и различные праздники, это часть нашей ментальности. Но как будто сейчас не учитываются реалии, в которых эта традиция реализуется. Не все в состоянии вернуть кредит без потерь для семьи. Например, когда в залог отдают квартиру или машину. Семье лучше лишиться имущества, чем «упасть лицом в грязь» – не провести обряды на высшем уровне. Казах, в своем большинстве вообще не подвергает критике саму идею тоя, так было и скорее всего, будет еще долго.

Политолог Айдос Сырым и сам нередко бывает на тоях. Он считает, что казахские традиции проведения пышных торжеств – социальный культурный институт. Это еще и косвенный признак некой солидарности нации.

– В целом, молодежь сегодня берет в руки культурную политику, стремится проводить тои скромнее. С другой стороны, можно понять родителей, которые идут на все, когда дело касается детей. Попытки регулировать траты народа на праздники, я считаю нереалистичными. В то же время кичливое потребление должно быть осуждаемо. Заявления чиновников о том, что нужно проводить торжества скромнее – это что-то из серии «если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Сама власть должна начать с себя. Когда народ видит размах тоев чиновников, растет социальное недовольство, любые заявления о борьбе с коррупцией и расточительностью с их уст не воспринимается всерьез, – резюмирует Айдос.

Шоумен Данеш Аскарбек – человек как раз  из индустрии казахского тоя. Вот его профессиональные наблюдения:

– Заявления о том, что народ тратит огромные средства на проведение тоев не слишком обоснованы. Кризис дает о себе знать, люди экономят и более рациональны в этом вопросе. Если ранее у нас пользовались популярностью выступления групп, исполняющих песни вживую, сегодня спрос сильно упал. Это же коснулось многих новшеств в праздничной индустрии, многие шоу-программы не пользуются популярностью. Люди не тратят бездумно деньги, но при этом и не нарушают традиций народа, что очень важно.

У меня есть постоянная клиентка, успешная в бизнесе, два года назад она провела широкую свадьбу сыну, в этот раз я работал у нее на торжестве дочери. Я обратил внимание, что праздник прошел скромнее, поинтересовался, с чем это связано. Она отметила, что тратить большие деньги в условиях кризиса нецелесообразно, а душевный праздник можно провести и без излишеств. Такая тенденция тоже заметна. Бывает, что состоятельные люди могут себе позволить 10-минутное шоу с участием жонглеров, батыров, танцоров за 500 долларов и выше. И потом, не забывайте, проведение тоев – это множество рабочих мест. Жизнь сама регулирует вопрос экономии и трат.  

Замерить на глаз как точно изменились тенденции в казахской свадебной индустрии почти нереально. Для этого надо понимать и емкость рынка, и иметь в виду все сопутствующие отрасли. Это целый вызов даже для профессиональных экономистов, но нет ни исследований, ни социологии, ни других систематизированных данных.

Навскидку можно сказать, что люди старательно не отказывают себе в удовольствии получить его. Это и понятно. Радостей в современной жизни у рядовых казахстанцев не так уж и много, зато тревог – хоть отбавляй. И что там на самом деле в светлом экономическом будущем – один сплошной туман. Поэтому казахский той, похоже, переживет любые кризисы.  

 

Материалы по теме




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *