Помощник Путина: рубль валит Центробанк
Поддержать

Помощник Путина: рубль валит Центробанк

В Казахстане – одна из самых высоких себестоимостей продукции в мире, в том числе в сельском хозяйстве, где, на первый взгляд, у нас есть все резервы для развития. Exclusive.kz совместно Tengri Partners попытался разобраться в причинах, собрав для дискуссии отечественных производителей, ритэейлеров, переработчиков и фермеров.

Аналитики Tengri Partners провели исследование, которое только подтвердило то, что было видно не вооруженным глазом: цены на сельхоз продукцию в Казахстане формируются абсолютно спонтанно, нелогично, не исходя ни из спроса, ни предложения. И это противоречит основному закону рыночной экономики.

Эта ситуация говорит только о том, что наш рынок сельского хозяйства все еще очень архаичный. Мелкие хозяйства живут от урожая к урожаю, испытывая хронический дефицит денег. В сезон продукция реализуется по любой предложенной цене покупателем или посредником, что ведет к искажению рыночной конкуренции. Архаика архаикой, но нельзя этим фактором объяснить отсутствие влияния цен на производство продуктов питания, это нонсенс!

Причины те же, что и сто лет назад: производители имеют неравный доступ к каналам сбыта. Худо-бедно мы научились производить, но мы не знаем, как и кому это продавать, по какой цене, в каком объеме. То есть речь идет даже не о деньгах, а о менеджменте: маркетинге и логистике.

Главным посредником на рынке реализации сельхозпродукции называют «Алтын-Орду», главным виновником недоступности сбыта — крупные торговые сети. Однако выяснилось, что не все так однозначно.

Перед всеми крупными торговыми сетями стоит проблема отсутствия оператора, который мог бы взять на себя функции консолидации продукции фермерских хозяйств, их сортировки, упаковки и доставки в сети. Заниматься самим это торговые сети просто не могут себе позволить. Точнее, они решают эту проблему, но ценой больших усилий. Например, «Магнум» создал совместно с «Алтын Ордой» такого оператора, что вполне логично, учитывая возможности крупнейшего рынка в Казахстане. Но даже он не в состоянии «держать» картинку в целом. К тому же процесс только начинается и до какой-то завершенной системности еще очень далеко. Но хорошо уже то, что появилась попытка создания какого-то «белого» рынка.

Тем не менее, большинство фермеров попросту убеждены, и не без оснований, что попасть в эту цепочку очень сложно. Поэтому, большинство из них даже не пытаются это сделать, в итоге пользуясь услугами огромной неструктурированной сети мелких посредников. И здесь опять налицо нарушение законов рынка: во всем мире посредник создает равные возможности для сбыта продукции. Что происходит в Казахстане? Посредник создает неравные возможности для сбыта продукции. Совершенно очевидно, что такое возможно только при использовании административного ресурса. По крайней мере, это результаты опроса сотен фермеров. Оно может быть ошибочным, может быть верным, но то, что оно превалирует – это очевидно. А ведь речь идет об Алматы и Алматинской области, где по крайней мере есть хоть какая-то рыночная инфраструктура!

Как ни странно, но ситуацию во многом спасают китайские и российские закупщики, скупающие нашу продукцию за наличные, по хорошей цене, иногда даже под будущий урожай. Но так везет далеко не всем.

Еще одна проблема в том, что, несмотря на сонм всякого рода государственных управлений и структур, ни в одном регионе нет даже приблизительного представления о том, где, кому, что и сколько выращивать. Как результат, производители могут дружно вырастить лук и сгноить его под открытым небом, а на следующий год ту же операцию провернуть с урожаем картошки. Впрочем, мы помним, что такое у нас могло запросто произойти и с урожаем зерновых.

Казалось бы, есть вполне рыночные и технологичные решения: агробиржа или хотя бы мобильные приложения. Но и они до сих пор обречены, потому что этим попросту «некому заниматься». Почему этим не займутся действующие государственные программы поддержки АПК – загадка. Возможно, потому, что для этого ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно захотеть в этом разобраться и предложить эффективное решение.

Вообще, сельское хозяйство в Казахстане – это задача со множеством не известных. Даже если у крупных хозяйств есть своя логистика, система менеджмента, но это как правило производная от крупного бизнеса вне сельского хозяйства или административного ресурса.

Даже попытки как-то объединить мелкие хозяйства пока трудно назвать успешными. Как рассказала Бахыт Ельчибаева, представляющая фермеров Енбекшиказахского района, только в этом районе около пятнадцати тысяч хозяйств, из них состоявшимися можно назвать не более двадцати. Попытки прорваться в крупные сети пока не увенчались успехом. Договоренности, достигнутые на официальных мероприятиях, сталкиваются с правдой жизни. Где-то сторож на воротах в плохом настроении, где-то кладовщики-сортировщики не понимают, чего от них хотят. И даже если все же удается прорваться, то в лучше случае продукция доходит до прилавка во второй половине дня, а чаще всего лежит на складе, где условия хранения зачастую отсутствуют. Как итог, на прилавок продукция попадает уже потеряв товарный вид – издержки экологичной продукции. Поэтому многие магазины отказываются в пользу китайского продукта, который, в отличие от нашего, может долго хранится.

Даже «М-Агро» — оператор, созданный «Магнумом» для консолидации товаров, при всех своих ресурсах и возможностях, с огромным трудом решают вопрос стабильности поставок. Как гром среди ясного неба от них прозвучало заявление, поддержанное другими торговыми сетями, о том, что цену на товар диктует поставщик, который требует полной предоплаты за свою продукцию. И вот здесь встает вопрос доверия: фермер не верит оператору и это взаимно. И у обеих сторон на это есть все основания.

Есть еще один нюанс, из за которого фермерам не выгодно работать с сетями – в этом случае возникает необходимость формализации отношений со всеми вытекающими отсюда следствиями, в частности – уплаты налогов. На рынке платить НДС не нужно. Да, есть механизм его субсидирования, но для фермера – это нечто из рода высшей математики. Поэтому рынок сельхозпродукции в своей основной массе серый и нет никакой мотивации его «обелять».

Любопытную историю рассказала Бахыт Ельчибаева. В 2004 году в Казахстан пригласили экспертов из США. Один из них специализировался на логистике в АПК. Он попытался систематизировать все маркетинговые составляющие: объемы, закупочные цены, расходы на логистику. Через месяц экспертная группа пришла к выводу, что в Казахстане эти параметры не поддаются анализу и логике в принципе.

Казалось бы, есть специальные программы Даму. Но и здесь начинаются риски, связанные именно с отсутствием рыночной информации: фермер не может рассчитать реальную себестоимость своей продукции, и уж тем более не имеет даже отдаленного представления о сбыте, не говоря уже о переработке. К тому же, опять-таки, у большинства фермерских хозяйств отчетность – неофициальная. Проследить реальную доходность практически невозможно.

Про экспорт тоже пока говорить можно только с издевкой: казахстанская продукция не просто не соответствуем международным стандартам. Нет даже четкого понимания, каких из них нужно придерживаться, да и вообще, что это такое.

Ну а если говорить о внутреннем производстве, то в пока фермеры не могут реализовать свою продукцию, переработчики не могут найти сырье. А познакомить их друг с другом негде и некому. А если и есть, то об этом мало кто знает.

И ведь нельзя сказать, что минсельхоз бездействует. Знающие люди утверждают, что отрасль активно развивается в рамках «Цифровой индустрии 4.0». И скоро даже субсидии будут цифровыми, идет оцифровка всех земель. А следующем году обещают создать некий аналог цифровой агробиржи.

Но неблагодарная отрасль по-прежнему живет так же, как и сто лет назад: день продержаться, да ночь простоять. Многочисленные и очень нужные инициативы не приводят к системным изменениям, даже несмотря на то, что большинство из них делаются с самыми благими намерениями.

Все это интересно в контексте тех мер, которые сейчас правительство пытается предпринять в отношении так называемых самозанятых. Никто толком не знает, кто эти люди, где они заняты, но не сложно предположить, что как минимум половина из них так или иначе имеет отношение к рынку сельхозпродукции — начиная от фермеров и заканчивая теми, кто ее продает на улицах Алматы.

На простые вопросы создания рыночной инфраструктуры для фермера не ответила ни одна из отраслевых программ, ни одна из многочисленных структур, созданных в АПК. Впрочем, не было проведено ни одного мало-мальски системного исследования, не говоря уже о концептуальном отношении к отрасли, которая, как ожидает президента, «должна стать драйвером экономического роста Казахстана». Драйверы возникают только тогда, когда у какой-то отрасли или программы появляются люди, которые в ней весьма и весьма заинтересованы. Но и тогда рано или поздно их интересы начинают противоречить интересам других игроков. И тогда – новый тупик.

Хотя на самом деле, сельское хозяйство – это именно та отрасль, где правильно сформированные правила игры дают добавленную стоимость для каждого участника цепочки. Но для этого нужны лидеры. А их нет.

Изображения взяты из открытых источников

Материалы по теме




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *