Поправки — «удавки»
Лидеры неправительственных организаций страны пытаются отбить новую атаку казахстанской бюрократии на основные права и свободы граждан. Они выразили серьезную озабоченность введением дискриминационных статей в УК РК и КоАП РК и предложили исключить дискриминационные нормы из законодательства РК.
Уже на стадии разработки, в прошлом году, когда часть предлагаемых изменений в два важнейших Кодекса попали в поле зрения общественности, они вызвали настоящую бурю в гражданском сообществе. Словно пахнуло прежним, тоталитарным духом. Но сегодня видно, что это не была ошибка неведомых клерков из Минюста, МВД и Генеральной прокуратуры — это смена политики.
Зауреш Батталова — президент Общественного фонда «Фонд развития парламентаризма в Казахстане»:
— Предлагаемые поправки прямо нарушают положения Конституции РК, в частности, статью 33, где гарантируется право граждан на объединение в различные организации для участия в управлении делами государства и отстаивание своих интересов. Сюда входят и политические партии, и профсоюзные организации. По новому проекту закона лоббирование общественных интересов граждан, вынесение на общественное обсуждение различных гражданских инициатив может приравнено к уголовному преступлению. Власти Казахстана уже практически полностью «зачистили» политическое поле в стране. Теперь пришла очередь общественных неправительственных организаций. Если закон будут принят в таком виде, Казахстан, еще недавно председательствовавший в ОБСЕ, откатится далеко назад в деле утверждения международных правовых норм.
Юрий Гусаков — директор Карагандинского областного филиала Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности:
— Проект нового Уголовного кодекса прошел только первое чтение в парламенте страны. И ко второму чтению мы все пришли со следующей «новеллой» в законодательстве, если ее можно так назвать. В статье 3 есть такое понятие, как «лидер общественного объединения». Их текста проекта закона трудно понять, что это такое вообще. Это сам руководитель общественного объединения, «а также иной участник общественного объединения, способный посредством своего влияния и авторитета единолично оказывать управляющее воздействие на деятельность этого общественного объединения». Нонсенс! Самая законопослушная часть населения, законно объединенная в общественные организации, вдруг попадает под пристальное внимание правоохранительных органов, Зачем, почему? Здесь мы видим прямое противоречие со статьей 14 Конституции РК, где черным по белому написано, что все равны перед законом и судом. Это дискриминирующие поправки по отношению к общественным объединениям. Мы все – таки надеемся, что в парламенте найдутся разумные депутаты, которые услышат наш голос и примут разумное решение.
Айна Шорманбаева — президент Общественного фонда «Международная правовая инициатива»:
— По новым Кодексам уголовная ответственность серьезно усиливается, но не менее тяжелой становится и административная ответственность. В проекте Административного Кодекса есть статья 474, которая говорит о нарушениях законов о деятельности общественных объединений. Первые две части этой статьи прямо направлены на ограничение свободы объединения граждан, которые противоречат Конституции. Формулировки этой статьи очень широкие, так что практически любое общественное объединение, по малейшему поводу, можно привлечь к административной ответственности и буквально разорить штрафами и иными санкциями, остановить его деятельность. Это однозначно репрессивный уклон в нашем законодательстве, который явственно прослеживается в последнее время во всех законодательных инициативах правительства. По этой же статье можно будет наказывать любое общественное объединение за одно нарушение – дважды, что вообще юридический нонсенс.
Мурат Машкенов — генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана:
— В проекте нового УК предлагается статья 400, по которой так называемому «провокатору» трудовых конфликтов грозит тюремный срок от 1 до 3 лет. Процедура разрешения трудовых конфликтов предусмотрена 289 статьей Трудового кодекса РК. Она чрезвычайно громоздка, затяжная, нужно пройти несколько этапов, чтобы только подойти к вопросу о забастовке. Она, эта процедура, была настолько забюрократизирована, что это вызвало протест со стороны Международной Организации Труда. Они написали свои замечания на эту статью. Но сегодня, вводя эту 400 статью УК, наше государство создает такую ситуацию, что любого профсоюзного деятеля можно будет привлечь к уголовной ответственности, даже если он только заявит о необходимости отстаивания законных интересов трудового коллектива. Его моментально можно объявить «провокатором»! Предельно невнятные формулировки этой статью позволяют самые широкие интерпретации. За более чем 30 лет моей работы в профсоюзном движении я еще никогда не сталкивался с такими предельно жесткими законодательными инициативами, которые просто убивают профсоюзное движение в стране. Никто не сможет, под угрозой жестоких репрессий, защищать реальные права человека труда. Поэтому мы считаем, что в таком виде новые законодательные инициативы правительства принимать никак нельзя.
Другие положения проекта УК описывают преступные деяния, совершенные общественными объединениями, их руководителями, участниками и лидерами:
Отягчающие обстоятельства для лидеров общественных объединений (Статьи 3, 146, 174, 182, 254, 264, 401).
Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов (Статья 401).
Создание или участие в деятельности незаконных общественных и других объединений (Статья 402).
Руководство, участие в деятельности незарегистрированных или запрещенных общественных, религиозных объединений, а также финансирование их деятельности (Статья 403).
-Мы обращаем внимание на тот факт, что в проекте УК есть целая глава, посвященная преступлениям против личности (глава 1). В этой главе устанавливается уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан. Кроме того, Глава 3 проекта УК определяет ряд преступлений против конституционных и иных прав и свобод людей. Любой человек или организация, которая совершает такие преступления, должны быть наказаны по всей строгости закона. Наличие отдельной статьи, посвященной общественным объединениям, является дублирующим и дискриминационным. — считает Айна Шорманбаева.
Мы не увидели законных и рациональных аргументов, почему лидеры (руководители и члены) общественных объединений должны считаться потенциально более опасными для общества, чем другие. Закон должен относиться ко всем одинаково. Выделение лидеров (руководителей и членов) общественного объединения для применения повышенной уголовной ответственности является дискриминацией против руководителей и членов общественных объединений.
Положения статьи 474 КоАП, устанавливают ответственность для общественных объединений, их руководителей и членов, которая нарушает право человека на объединение и противоречит международным обязательствам Казахстана.
Нормы статьи 474 проекта КоАП противоречат духу Концепции правовой политики. В Концепции определено, что проект КоАП является важной составной частью административного права, «перспективы развития которого связаны с обновлением законодательства об административных правонарушениях, в основе которого должно лежать признание конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов». Положения статьи 474 содержат не признание и гарантии права человека на объединение, а наоборот, являются инструментом для их ограничения.
Казахстан в настоящее время сформировал самое сильное и надежное гражданское общество в Центральной Азии и стремится стать одним из тридцати наиболее развитых стран в мире. Недавняя инициатива по гуманизации казахстанского уголовного законодательства является шагом навстречу к этой цели. Тем не менее, статьи, приведенные выше, противоречат этому намерению, и могут воспрепятствовать развитию сектора гражданского общества в Казахстане.
— Мы все еще верим, что на защиту общественных объединений встанут народные избранники, представители государственных органов и все те, кто уважает права человека и кому небезразлична судьба гражданского общества в Казахстане.- сказала Зауреш Батталова. — Мы также призываем разработчиков рассмотреть эти рекомендации и поддержать внесение соответствующих изменений в проект УК. Мы будем бороться всеми законными способами, чтобы эти дискриминационные положения не стали законом. Для этого мы создали Коалицию общественных организаций, в которую уже вошли 52 НПО и будем добиваться от правительства и парламента, чтобы наше мнение было не только услышано, но и учтено при разработке и принятии таких важных законов, которые касаются прав и свобод каждого казахстанца.
То, что все последние законодательные инициативы правительственной бюрократии не случайный эпизод, а новый тренд в государственной политике, свидетельствует и другой факт. Проект «Повышение вклада гражданского общества в разработку и реализацию следующего Второго Национального Плана действий по правам человека», финансируемого Европейским Союзом, который на днях проанализировали правозащитники, показал это со всей очевидностью. Анализ выполнения 14 разделов Национального плана действий по правам человека 2009-2012 гг. — первого всеобъемлющего документа по правам человека в истории стран Центральной Азии, показал его реализацию только на 22,6%. Казахстан, все время заявляющий себя, как правовое государство, все больше отстает по многим демократическим и правовым показателям от мирового уровня. И если эта негативная тенденция продолжится, если гражданское общество будет разгромлено, мы вполне можем опять вернуться в тоталитарное прошлое.
Комментариев пока нет