Цены на нефть снижаются
Поддержать

Цены на нефть снижаются

Материалы по теме

Когда говорят о том, что у казахского языка нет будущего, то забывают одну маленькую деталь – он относится к тюркской группе языков, на которой говорит не менее четверти миллиарда человек на пространстве от Адриатического моря до Великой Китайской стены. К слову, идея создания общетюркского языка вновь становится все более популярной.

За последнее время случилась череда малозаметных, но весьма любопытных событий, связанных с первым президентом Казахстана. Буквально неделю назад в Баку Нурсултан Назарбаев был награждён Высшим Орденом Тюркского мира.

Незадолго до  этого книга «История Великой степи», «в основу» которой лег труд Нурсултана Назарбаева «В потоке истории», получила одну из самых престижных европейских наград среди издательских домов «Card Couture Award 2019» в номинации «Лучшая книга».

А буквально несколько месяцев назад лидеры государств Тюркского совета приняли решение присвоить Назарбаеву пожизненный статус Почетного председателя Совета сотрудничества тюркоязычных государств, как знак признания вклада Елбасы в развитие стран тюркского мира.

Еще несколько лет назад проект объединения тюркского мира бдительные российские эксперты называли «антироссийским», отчасти справедливо подозревая Турцию в стремлении расширить свое влияние в Центральной Азии, Закавказье и среди тюркских народов самой России.

Настороженность к пантюркизму – тема редкого единодушия российских и западных экспертов, большинство из последних расценивали его как некий модернизированный формат малопонятного для них культурно-исторического явления. И, как все малопонятное и малоизученное, тюркская тема вызывала настороженность западных политиков, считавших это геополитическим проектом Турции.

Между тем идеология пантюркизма имеет многовековую историю и тесно связана с понятием «Туран» — огромного пространства, выходящего далеко за пределы Евразии.

Более ста лет назад в Крыму начала активно продвигаться идея просвещения и консолидации всех тюркских и славянских народов России, быстро набиравшая популярность за пределами не только империи, но и ее южных и восточных колоний. Родилась идея унификации всех тюркских языков путём очищения упрощённой формы тогдашнего турецкого языка от персидских и арабских заимствований. По замыслу, этот язык должен был стать единым языком всех тюркских народов мира.

Не остались в стороне и турки: в начале века видные турецкие авторы  Зия Гёкальп и Халиде Эдиб Адывар издали романа «Ени Туран» (1912; «Новый Туран»), где в героической форме прославлялось прошлое и будущее тюркской расы. Символом тюркской расы стала волчица (Боз Гурд, Bozkurt), обозначенная как мать нации, перед которой поклонялись тюрки перед принятием Ислама. Мощное движение Алаш Орда, набиравшее огромное влияние в Казахстане и Средней Азии, также не скрывало своих целей создать центр тюркского государства.

Так пантюркизм окончательно сформировался как  аналог панславизма или пангерманизма. Однако, последовавшие бурные события начала ХХ века в России и в самой Турции надолго вытеснили идеи пантюркизма.

Распад СССР в 1991 году начал эпоху ренессанса тюркской концепции. На территории бывшего СССР появились независимые государства Узбекистан, Азербайджан, ТуркменистанКыргызстан и Казахстан. В том же году в Казани была учреждена Ассамблея тюркских народов — первая пантюркская организация, а чуть позже появился Тюрксой – некий аналог ЮНЕСКО, Тюркский совет и сеть других организаций.

При этом, неустанно подчеркивается инклюзивность ее идеологии. Пусть не прямо, но достаточно четко последователи дают понять, что пантюркизм – это основа для  общетюркского этноцентризма (туркизма). Более  того, его можно рассматривать как альтернативу  панисламизму: развитие тюркской нации должно идти в фарватере  достижений европейской цивилизации. При этом, ее цели достаточно амбициозны:  вплоть до объединения тюркоязычных народов в рамках единого государства.

С одной стороны, ясно, что это мало могло понравится нашим большим соседям, а с другой – именно тот факт, что пантюркизм может стать  альтернативой  для все более радикализирующегося ислама сегодня делает эту концепцию все более привлекательной.

И даже Россия, до сих пор считающая, что «пантюркизм» несёт в себе угрозу торговым и стратегическим российским интересам в бывших республиках СССР и угрожает целостности самой России,  уже не только терпима, но и сама вполне себе не прочь вспомнить об общих тюркских корнях.

Как бы там ни было, по крайней мере на уровне символов движение продолжается: в 2012 году 4 крупнейших тюркоязычные государства, объединившиеся в рамках Тюркского совета, приняли единый флаг. Для единого флага взяты символы всех 4 государств: солнце из флага Киргизии, звезда — Азербайджана, полумесяц — Турции, цвет — Казахстана. Он является вторым обязательным флагом после национальных. Все эти элементы, как правило, встречаются и на флагах других тюркоязычных стран или регионов.

«Вместе мы сможем добиться больших успехов. Новый флаг будет наподобие флага Евросоюза, который будет обязателен во всех тюркоязычных странах наряду с национальным», — заявил тогда министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу.

Дело создания Тюркского содружества государств начало сдвигаться с мертвой точки. По инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева было заявлено о создании одного органа Содружества — Совета старейшин.

Понятно, что это вызвало настороженность в странах, окружающих тюркский мирРоссияКитайИранБолгарияГрецияАфганистанКипр и Молдавия имеют значительные тюркские меньшинства. Определенные круги этих государств рассматривают движение за интеграцию тюркских сообществ как угрозу их территориальной целостности. Но при этом отмечается, что культурные аспекты тюркского взаимодействия не представляют угрозы.

Тем не менее, отношение России к тюркизму нельзя назвать однозначным. Казань, уже побывавшая «культурной столицей тюркского мира», а потом с огромной помпой отметившая 1500-летий Золотой орды, продолжает щекотать нервы.

Как многозначительно сказал в одном из своих интервью генсек организации Дюсен Касеинов, «если Россия не будет с пониманием относиться к своим тюркским регионам, поддерживать их стремление развивать свою духовность, обращаться к культурным корням, если будет пытаться ограничить их участие в таких открытых миру международных организациях, как ТЮРКСОЙ, то получит радикализм».

Турция, в свою очередь, вкладывает немалые средства в обучение граждан бывших советских республик и российских автономий в медресе, расположенные на её территории. Все это создает благоприятную почву для обвинений в том, что  именно их выпускники зачастую становятся проводниками исламских радикальных учений. По данным российских экспертов,  за время существования ТЮРКСОЙ и по его линии турецкая сторона предоставила более 26 тысяч стипендий студентам из СНГ, обучающимся в Турции.

Возникает парадокс – пантюркизм – это альтернатива панисламизму. Как это может совмещаться с исламским радикализмом? Идет ли речь о подмене понятий или это действительно так?

Так или иначе, но Россия какое-то время практически открыто обвиняла ТЮРКСОЙ в вольном или невольном распространении радикального исламизма. Продолжают даже применяться термины гибридной войны. В данном случае речь идет о технологии распространения внешнего влияния при помощи гуманитарных инициатив. Именно поэтому считается, что Турция финансирует целую сеть международных организаций (помимо ТЮРКСОЙ, это  Организация по развитию сотрудничества с тюркоязычными странами – ТИКА, Тюркский совет, Парламентская ассамблея (ТюркПА) в Баку, Тюркская академия в Нур-Султане), и мощную идеологическую базу. При этом есть версия, что какое-то время щедрость Турции изрядно поддерживалась Западом.

И основания для этого были: Турция позиционировала себя как образец для подражания – тюркское государство, успешно сочетающее ислам, демократию, рыночную экономику и отношения с ЕС и США.

А глава Агентства тюркского сотрудничества и развития (ТIКА), внешнеполитического подразделения МИД Турции, отвечающего за связи с тюркскими республиками СНГ, Абдульхалюк Чей однажды позволил себе выразиться еще более откровенно: «Турецкая Республика — преемница великой Османской империи, она должна создать союзное объединение с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном даже ценой резкой конфронтации с Россией».

В этом контексте «культурная» инициатива ряда постсоветских тюркских государств о переводе алфавита на латиницу по примеру Турции вызвала понятное раздражение России.

Активизировался в последнее время и Узбекистан, который недавно официально обратился в секретариат Тюркского совета с заявлением о вступлении в данную организацию. А уже 14 сентября президент РУз Шавкат Мирзиёев подписал закон «О ратификации Республикой Узбекистан Нахичеванского соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств», и в этот же день закон был одобрен верхней палатой парламента республики. Узбекский лидер уже в качестве полноправного участника организации будет представлять республику на седьмом саммите Тюркского совета, который состоится 15 октября нынешнего года в Баку.

Как бы то ни было, мир нуждается в свежей цивилизационной доктрине и пантюркизм с его идеями инклюзивности может стать для этого базовой основной. Другое дело, что, как и любой глобальный процесс, он сопровождается манипуляциями и уязвим для разного рода спекуляций. Поэтому крайне важно сменить имидж пантюркизма в мире в лучшую сторону. И, возможно, эта роль возложена на Назарбаева. Вопрос только в том, сможет ли он с ней справится, если будет также сильно поглощен внутристрановыми проблемами.

Материалы по теме




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *