11 законов для развития гражданского общества
О казахстанской системе высшего образования можно судить как бы с двух колоколен. С первой открывается вид на университеты для «простых смертных» с их традиционно невысоким качеством обучения и пресловутой коррупцией. Это об их выпускниках недавно досадливо заметил Нурсултан Назарбаев: мол, наплодили юристов и экономистов, которые теперь бродят в поисках работы.
А вот со второй колокольни предстает вполне себе респектабельная картина, в центре которой – Назарбаев университет (НУ). Стоит только открыть стратегию развития НУ на 2018 – 2030 годы и сразу становится ясно: это настоящая жемчужина среди мелкой россыпи дешевых стекляшек! Тут вам и профессорско-преподавательский состав из 55 стран, и пять школ, которые предлагают программы высшего и послевузовского образования, а также три профессиональные школы, поддерживаемые университетами-партнерами. Да какими! Кембриджский университет, университет Карнеги, университет Дьюка… Далее на 70 страницах расписаны достижения и перспективы НУ, от которых просто захватывает дух: «В дополнение к научно-исследовательским программам, реализуемым ППС, в поддержку своего видения в области науки, инноваций и коммерциализации НУ создал и развивает National Laboratory Astana, а также Инновационный кластер, включающий Технопарк и инновационную экосистему. В целях укрепления связей с индустрией НУ создает Astana Business Campus (ABC). Сегодня Университет можно считать молодым, но крепко стоящим на ногах высшим учебным заведением, выпускающим хорошо подготовленных выпускников, которые поступают в ведущие университеты мира на программы послевузовского образования, получают отличные карьерные предложения или становятся предпринимателями. Однако, для достижения целей, поставленных перед университетом, требуется большее. Как будет описано далее, приоритетом следующего этапа роста и развития НУ станет динамичная программа научных исследований, проводимых ППС. Университет уже заложил успешное начало в разработке такой программы: около 500 преподавателей и исследователей опубликовали более 2000 международных публикаций в период 2011–2018 годов.»
При этом, примечательный штрих: «По состоянию на 2018 год у выпускников НУ со степенью бакалавра показатель трудоустройства составил 50%, тогда как такой же показатель среди выпускников со степенью магистра достиг более 80%». Честно говоря, показатель хотя и достойный, но отнюдь не выдающийся для вуза, позиционирующего себя наравне с «ведущими университетами Великобритании и США». У того же Казахстанского института менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) в прошлом году трудоустроились 95% выпускников.
Между тем, в проекте республиканского бюджета на 2020-2022 годы НУ выделено 184,2 млрд. тенге (в 2020 — 55,3 млрд.), а КИМЭП в главном финансовом документе трехлетия не упомянут вовсе. Хотя старейший элитный вуз страны (КИМЭП основан в 1992 году) регулярно попадает в различные международные рейтинги, а НУ за десятилетие своего существования не удостоился такой чести ни разу.
Впрочем, в новый рейтинг 1000 лучших университетов планеты CWUR не пробился ни один казахстанский вуз. Зато по итогам прошлого года в нем обосновались 213 вузов США, 130 Китая, 63 Великобритании, 62 Франции, 56 Японии, 54 Германии, 36 Южной Кореи и даже три высших учебных заведения из Пакистана. К слову, соседнюю Россию в «золотой тысяче представляют МГУ (126-е место), СПбГУ (541-е), МФТИ (556), НГУ (695-е) и МИФИ (733-е). Этих российских вузов среди партнеров нашего НУ нет и в помине, как и представителей тройки лидеров рейтинга – Гарварда, Стэнфорда и Массачусетса.
А теперь давайте взглянем на критерии отбора в рейтинг CWUR:
- качество образования, измеряемое количеством выпускников университетов, которые получили крупные международные награды, призы и медали по сравнению с размером университета (15%)
- занятость выпускников, измеряемая количеством выпускников университета (15%)
- качество факультета, измеряемое количеством учёных, получивших крупные международные награды, призы и медали (15%)
- результаты исследований, измеренные по общему количеству исследовательских работ (15%)
- качество публикаций, измеренные по количеству исследовательских работ в журналах высшего уровня (15%)
- влияние, измеряемое количеством исследовательских работ, появившихся в авторитетных журналах (15%)
- цитаты, измеряемые по количеству цитируемых научных работ (10%).
Если верить данным, на которые ссылаются авторы Стратегии-2018-2030, то по многим из приведенных критериев НУ вполне конкурентоспособен. Однако, судя по следующей цитате из этого программного документа, многое в НУ гладко только на бумаге и еще на словах бессменного главы университета Шигео Катсу. Вот как объясняется в Стратегии отсутствие НУ в глобальных рейтингах: «Для получения международного признания Университету необходимо будет играть по существующим глобальным правилам, другими словами, эффективно конкурировать в глобальном рейтинге университетов. Эта конкуренция обусловлена, прежде всего, но не ограничиваясь, научно-исследовательскими достижениями и публикациями, а также успеваемостью студентов и характеристиками Университета (например, соотношение количества студентов и преподавателей, разнообразие контингента студентов и т. д.). Время вхождения НУ в глобальный рейтинг вузов должно быть тщательно продумано, поскольку слишком ранняя попытка может «приписать» НУ к нижним рядам мировых университетов, и данный стереотип в последующем будет сложно изменить. В связи с этим вступление НУ в глобальные рейтинги вузов не ожидается до конца этого стратегического периода, вплоть до 2030 года». В общем, авторы стратегии фактически открыто признают: университет не способен на равных конкурировать с лучшими вузами мира – несмотря на созданные для него в стране тепличные условия — начиная с полностью закрытого университетского городка стоимостью 2 млрд. долларов и заканчивая зарплатами иноземных профессоров, по некоторым данным превышающими довольствие местных кадров в 10-15 раз.
Впрочем, когда речь заходит о деньгах, президент НУ охотно сравнивает свой вуз с мировыми грандами. Вот как г-н Катсу в 2016 году объяснял необходимость открыть платное отделение (до этого студенты учились по государственным грантам:
«Стоимость обучения – 18 375 долларов. Это цена намного ниже, чем в других университетах такого же качества образования, как в США и Англии. В этом году на грант поступили 706 человек, и еще 14 студентов, которые будут обучаться на платном отделении. Они идут вдобавок к тем студентам, которые обучаются по образовательным грантам. Цены вам могут показаться завышенными, но мы, осознавая, какая экономическая ситуация, и в то же время понимая, что вузу необходимо коммерциализироваться, предлагаем определенные скидочные условия. Мы также понимаем, что такие скидки должны отражать социально-экономическую ситуацию, поэтому для некоторых слоев населения, которые, скажем, не могут позволить оплатить эту сумму, есть очень большие скидки и льготы. Это также касается магистерских программ».
«Исключение составляет «Высшая школа бизнеса», где очное обучение будет стоить более 40 тысяч долларов. Важно учитывать, что программа аналогичного качества, к примеру, в США в таких школах составляет около 90 тысяч долларов, в Европе – около 80 тысяч долларов, в Азии – 60 тысяч долларов. Мы все-таки придерживаемся такой философии, что за бизнес-образование нужно платить», – добавил Катсу-сан.
Что ж, японцу стоит отдать должное – он воспринимает образование прежде всего, как выгодный бизнес. В таком подходе нет ничего удивительного, если знать, кто он такой.
Катсу имеет большой опыт работы в банковской сфере. Много лет проработал во Всемирном банке, куда пришел в 1979 году.
С 1989 по 1991 год работал в Экспортно-Импортном Банке Японии заместителем директора департамента странового анализа экономической политики.
С 1992-го вернулся в штаб-квартиру Всемирного Банка и работал главным специалистом отдела промышленности и энергетики Китая, занимаясь преимущественно вопросами реформирования предприятий и финансового сектора.
С 1999 по август 2003 года работал директором по операционной деятельности регионов Европа и Центральная Азия. Затем был назначен вице-президентом Всемирного банка.
И прямо с этой позиции в декабре 2010 года пересел в кресло президента Назарбаев университет. Кроме того, он возглавляет попечительский совет АОО (автономной организации образования) Назарбаев Интеллектуальные школы и входит в попечительский совет Назарбаев фонда. А в феврале этого года еще и Совет директоров АО «Цеснабанк» ( позже переименованный в Jýsan Bank).
Именно Всемирный банк предложил Казахстану в середине 2000-х перестроить систему образования страны по принципу «коммерциализации знаний». Началась эта история в 2008-ом, а уже на следующий год было объявлено об открытии Нового университета Астаны – будущего НУ.
В 2011 появился Закон РК «О статусе Назарбаев университет и Назарбаев интеллектуальные школы», дающий НУ практически полную свободу рук в вопросах финансовых, имущественных и собственно образовательных – свободу от всего, кроме…бюджетного финансирования.
Так что, история с трехлетним республиканским бюджетом, в котором НУ упоминается 13(!) раз, никого не удивляет. Интересно другое: на что конкретно будут потрачены без малого двести бюджетных миллиардов? Ведь это деньги налогоплательщиков – наши с вами деньги.
Тут немало любопытного. К примеру, зачем выбрасывать целых 386.5 млн тенге на «финансирование повышения квалификации исследователей НУ в области современных теорий роста и развития, конкурентоспособности, реализации экспортного потенциала страны», если есть частные структуры, всегда готовые спонсировать подобные исследования под крышей университета Назарбаева (та же ERG, к примеру, ранее замеченная в крупных пожертвованиях в Назарбаев фонд)? А еще есть целая Нацпалата предпринимателей, ежегодно тратящая на подобные исследовательские проекты немалые бюджетные ресурсы. С трудом верится, что студенты и даже преподаватели НУ смогут дать фору экспертам НПП.
К тому же, подобные статьи расходов есть у нескольких министерств и подведомственных им организаций.
Впрочем, это еще цветочки. А вот целых 8144,8 млн тенге на достижение стратегических (долгосрочных) целей и задач, обозначенных в Стратегии НУ – уж точно перебор. Почему стратегические «хотелки» детища Всемирного банка должен финансировать бюджет, а не сам ВБ ?
Идем дальше: 43 842,3 млн тенге будут направлены на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием. Такая программа запланирована в той же Стратегии НУ, и для желающих ее пройти это совсем не бесплатное удовольствие. А ведь те же квазигоскомпании обучают своих менеджеров за рубежом, тратя на каждого 70-80 тыс. долларов. Может быть, сразу отдать НУ еще и эти деньги? Казне мелочь, а г-ну Катсу приятно…
В общем, рассказывать о том, как «флагман высшего образования Казахстана» делает деньги на ровном месте, можно долго. А ведь есть немало желающих припасть к живительному источнику бюджетных вливаний. КазНУ, КазГЮУ и десятки других – чем они хуже? Ответ напрашивается один: именем не вышли.
Комментариев пока нет