Назарбаев продлил полномочия своего давнего соратника
Поддержать

Назарбаев продлил полномочия своего давнего соратника

«Когда альпинисты покоряют вершину, они говорят: «Я «сделал» гору». А я «сделал» XXVIII  Всемирную студенческую Универсиаду. Писал президенту, премьер-министру, заходил  к министру спорта и второй, и третий, и четвертый раз…», — говорит президент Казахской академии спорта и туризма Кайрат Закирьянов, вспоминая, в каких муках и интригах рождалось главное спортивное событие 2017 года. – А добившись, оставил ее осваивать другим: дирекции и десяткам разных департаментов. Мой научный руководитель, незаурядный математик Юрий Иванович Мерзляков в таких случаях обходился грубоватой фразой: «Я им бросил кость. Пусть глодают». Вот и я тоже…

Азиатские часы 

В ноябре этого года, обойдя в тяжелой конкурентной борьбе 34 страны, Казахстан в очередной раз стал членом исполкома FISU, Международной федерации студенческого спорта.

 —  Казахстан сумел войти в состав руководства этой международной организации, обойдя Великобританию, Францию, Испанию, Канаду, Португалию, многие азиатские и арабские страны: на 15 мандатов претендовали 49 стран, —  рассказывает президент Казахской академии спорта и туризма Кайрат Закирьянов. —  Все они имеют куда более мощный спортивный, экономический и политический потенциал, чем наша страна. Понятно, что борьба за место в исполкоме FISU развернулась нешуточная. Представитель одной азиатской страны (не буду называть его имя) перед началом голосования каждому голосующему всунул (занесли вечером в номер) коробку с дорогими часами.

А вот США смогла пробиться благодаря заявке на проведение в 2023 году зимней Всемирной Универсиады в Лейк-Плэсид, столице зимних Олимпийских игр 1932 и 1980 годов. До этого ее несколько раз «засуживали» — она не входила в состав исполкома. Из стран постсоветского пространства, кроме нас, этого права добились только Россия. За нашу страну проголосовали по нескольким причинам. Во-первых, это отголоски XXVIII Всемирной студенческой универсиады-2017. Прошло уже почти три года с тех пор, но в памяти людей она осталась как один из лучших спортивных форумов за всю историю студенческих игр. Ну и, конечно, помогло еще то, что предыдущие четыре года в составе исполкома я честно отработал, предлагая и продвигая действенные меры по развитию студенческого спорта в стране. К примеру, студенческие федерации многих стран мира входят либо в состав профсоюзов, либо агентств по спорту, либо департамента образования. Казахстанская федерация  — отдельное юридическое лицо, имеющее относительную финансовую независимость.

Намереваясь лоббировать во властных структурах проведение в Алматы Летней Всемирной универсиады, президент Казахской академии спорта и туризма считает, что город почти готов принять ее.

 — У нас уже есть спортивные сооружения, построенные к Зимней универсиаде, — говорит Кайрат Закирьянов. — А самое главное, на 19 километре трассы в сторону Бишкека в начале  2000 года был заложен на 42 гектарах огромный спортивный комплекс. Он наполовину завершен: построены некоторые здания, стадионы, плавательные бассейны, теннисные корты… Однако по разным причинам (главная — отсутствие денег) строительство было заморожено. Сердце кровью обливается, когда видишь, что все это на глазах разваливается. Если бы Казахстан стал бы добиваться провести у себя Летнюю Универсиаду в 2025 или 2027 году, то комплекс можно было бы оживить, поставить на ноги. Это масштабное мероприятие выгодно для Алматы и Алматинской области. Они оба являются донорами республиканского бюджета, но если появится заказ на такой большой государственный проект как универсиада, то большую часть денег они бы оставили у себя.

Не буду ничего плохого говорить про ЭКСПО, но я ни разу не слышал из уст Елбасы или нового президента хвалебных слов в его адрес. Зато, когда Нурсултан Назарбаев приезжал в Алматы, он неоднократно говорил, что благодаря Универсиаде наша молодежь стала приобщаться к спорту. Он даже цифры приводил: если до нее только процентов 25 занималось им, то после нее свыше 50%. Решая и дальше стратегическую задачу по вовлечению молодежи в спорт, мы могли бы войти в книгу Гиннеса, как единственный город на земле, где прошла и зимняя, и летняя универсиада. Разумеется, добиться этого будет непросто. Когда решался вопрос с Зимней универсиадой, то внутренние противники ее проведения были сильнее, чем внешние, решавшие путем голосования – какому городу отдать предпочтение. Наше правительство не хотело проводить Универсиаду из-за ЭКСПО. Два крупных проекта в один год, считало оно, ляжет тяжелым бременем на бюджет.

На свой страх и риск  

Изначально проведение в Казахстане Всемирной Зимней Универсиады  планировалось на 2013 год. Однако, вспоминает Кайрат Закирьянов, он не смог тогда получить гарантии правительства, и нашей стране пришлось снять свою кандидатуру.

— Заимев в FISU хорошие связи и знакомства, я решительно настроился на универсиаду 2017 года, — говорит отец зимней универсиады-2017. —  Все уже было согласовано с министерствами — экономики, финансов, образования, спорта, акимом Алматы. Городу оставалось только заплатить 10 тысяч евро за подачу заявки. Сроки подачи истекали 2 мая 2011 года. Идет последняя декада апреля, а политическое «добро» не получено. На свой страх и риск, заплатив из собственного кармана за заявку, я от имени Федерации студенческого спорта Казахстана подал-таки ее (правилами FISU это не возбраняется), и Алматы официально стал городом-кандидатом. Но тут объявили, что мы боремся за право провести в 2017 году ЭКСПО. Возникла реальная угроза для проведения универсиады. С этим я смириться не мог. Иду к акиму города Ахметжану Есимову, а он, как никто другой был заинтересован, чтобы Алматы стал столицей универсиады. Наш город ведь донор для республиканского бюджета: пополнение госказны отсюда составляют 40 процентов, самому же городу остаются при этом крохи. Аким надеялся решить с помощью Универсиады кучу накопившихся проблем: строительство новых развязок, ТЭЦ, аэропорта, детских спортивных площадок, проведение теплопровода… Став моим союзником, Ахметжан Есимов обратился к Премьер-Министру Кариму Масимову с письмом-ходатайством. А у того свои головные боли – ему надо ЭКСПО выиграть, и он считал нежелательным проведение двух крупных мероприятий в один год. В общем,  правительство намеревалось отказать в проведении универсиады.

Меня вызвали в канцелярию премьер-министра и велели поставить Брюссель в известность: Казахстан снимает свою кандидатуру. «Как?! Я на это столько лет жизни положил, получил все согласования». Я был уверен, что мы обойдем итальянцев, которые тоже были кандидатами.

Я решил бороться за универсиаду до последнего. Захожу в Администрацию Президента. Мне говорят: мы получили бумагу из правительства, сейчас будем писать акиму и министерствам, чтобы давали «задний» ход. Я упросил их подождать с этим еще три дня. Меня в АП, кстати, проинформировали, что Президент будет в Алматы на саммите тюркоязычных государств.

Настроения нет, но надо что-то делать. Звоню в Алматы: немедленно собирайте пресс-конференцию! Очень выручил нас в тот момент министр образования и науки Бахытжан Жумагулов, согласившийся принять участие в ней. Это был поступок с его стороны, он ведь член Правительства, а потому обязан выполнять его решения, а с другой стороны, должен защищать  интересы молодежи. Выступаем в зале, набитом до отказа пишущей и снимающей спорт братией. Мы сказали, что Казахстану по плечу и Универсиада, и ЭКСПО-2017. Я знал, что только одна газета ложится прямиком на стол Президента, из других ему только отчекрыживают «нужные» материалы. Также я был и в курсе того, что в день выхода нужной мне газеты Президент прилетает в Алматы. Встретился с корреспондентом той газеты, и мы с ним подготовили материал под заголовком «Честь или выгода? Казахстан выбирает выгоду!». Честь — это проведение Универсиады, здоровая нация, активные студенты, а ЭКСПО —  выгода.

Дальнейшие события Кайрат Закирьянов узнал со слов Серика Сейдуманова, сейчас депутата Мажилиса Парламента, а тогда  — замакима города, курирующего спорт. Оказывается, у акима был непростой разговор с Президентом, в результате Нурсултан Назарбаев встал на сторону студентов, посчитав проведение Универсиады нужным и важным для Казахстана.

 — А дальше все было делом техники, — признается автор универсиады. — Или, выражаясь нашим языком, там, в Брюсселе, мы уже все «развели». То есть Казахстан, оставив позади итальянцев, выиграл право на проведение Универсиады.

…Казалось бы, задача на первый взгляд была невыполнимой: все были против универсиады. Многочисленные оппоненты, по словам ее «отца», так говорили: крупнейшее спортивное мероприятие придумали только для того, чтобы кому-то крупно навариться, она (универсиада) станет еще одной лазейкой для воровства в особо крупных размерах.

— В этом они, может, и правы, — замечает  Кайрат Закирьянов. — Но что поделаешь? Это наша действительность, против которой бороться очень трудно.

Что касается перспектив проведения в Алматы Летней всемирной универсиады, то в этот раз, по его словам, скорее всего будет непросто решить вопрос с самим FISU, потому что очень много желающих провести ее у себя.

—  Можно привести в пример Россию. В 2013 году она провела в Казани Летнюю универсиаду, а в 2019-м  – Зимнюю в Красноярске, — говорит Кайрат Закирьянов. — И если Казань, являясь одним из доноров российского бюджета, была до этого заштатным городом, то благодаря Универсиаде город смог решить многие накопившиеся проблемы. Построили, например, студенческий городок на 12 тысяч мест, куда переселились студенты Казанского госуниверситета и академии спорта республики. Появились около 30 с лишним тысяч спортивных сооружений, аэропорт, легкорельсовая линия, транспортные развязки. В общем, привели город в порядок. В 2023 году Россия будет проводить летнюю Универсиаду в Екатеринбурге. Почему страна идет на это? Потому что благодаря универсиаде начинаются вложения в конкретные города, а в целом поднимается имидж страны и народа.

Мои полномочия, как члена исполкома, действительны до 2023 года. Это означает, что у Казахстана сейчас тоже есть возможность влиять на решения FISU по проведению универсиады в 2025, 2027 и 2029 годах. Поэтому хочу приложить все усилия, чтобы внешнего противника (коллег по исполкому) сделать союзником нашей страны при принятии решения. Ну а что касается внутренних, то оба акима – Алматы и Алматинской области — должны стать союзниками студенчества Казахстана, потому что благодаря Универсиаде они смогут столько сделать, сколько никогда не сделали бы при других условиях.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *