Казахстанские авиакомпании изменили маршруты из-за ситуации на Ближнем Востоке
Поддержать

Казахстанские авиакомпании изменили маршруты из-за ситуации на Ближнем Востоке

Материалы по теме

Exclusive.kz представляет вашему вниманию вторую часть интервью Марата Абсеметова, доктор исторических наук, рассказал exclusive.kz сенсационные факты о жизни Сакена Сейфуллина, которые полностью меняют представление о фигуре этого выдающегося политического деятеля и его соратников алашординцев.

— Вернемся к деятельности Сейфуллина. В его бытность председателем совнаркома в 1922 году произнести вслух слово «голодомор» уже само по себе было практически самоубийство. Тем не менее, Сейфуллина начинает активно решать эту проблему. Но, что поразительно, он не просто выбивал продукты из центра, но и попытался решить этот вопрос системно, запустив новый земельный кодекс. По сути, он изменил систему налогообложения, заменил продразвёрстку фиксированным налогом и т.д., Могли бы более подробно рассказать, чем была глобальная земельная реформа для казахов?

— Действительно, на голодомор он откликнулся не только как поэт. Помимо земельной  реформы, он поставил перед Москвой вопрос о финансировании сельского хозяйства.

Это действительно было что-то новое по тем временам, новый взгляд на развитие экономики. Он провел районирования регионов с точки зрения земледелия. Напомню, что  еще в царское время была запущена переселенческая политика для освоения целиннозалежных земель сначала в рамках Столыпинской реформы, а потом плана ГОЭЛРО.  Сакен добивался не только беспроцентного кредитования земель, но и  животноводческих районов, помогать скотом и сеном. Более того, тогда Арал был полноводным, как и наши реки  Урал, Иртышь, Каспийское море, и Сакен начал развитие  рыболовецких артелей.

— Если я правильно понимаю, речь шла о том, чтобы в принципе развивать земледелие, перейти к более оседлому образу жизни?  

— Да, он поддерживал переход к оседлому образу жизни. Надо помнить, что 1928 года все наши волости были разделены по родовому принципу. Он считал, что от него надо отходить, развивая города, и при этом развивая сельское хозяйство.

— Следовательно, молодой Сакен начал не только реформу земельных отношений, но и создание новой экономической системы, вплоть до создания казахстанской финансовой системы, промышленности, образования. Но значит ли это, что именно эти короткие два года и были тем периодом, когда Москва совершенно иначе относилась к развитию национальных окраин? Чем объясняется такое влияние Сакена?

— Его идеи создания кооперативов, кредитных товариществ, сберегательного банка были реализованы за счет его близких отношений с председателем Госплана СССР  Сокольниковым, супругом Галины Серебряковой. В 1937 году на допросе его задавали  вопрос: «Почему вы помогали Сейфуллину?» Он ответил: «Не Сакену, а государству». Так сложилось, что первый сберегательный банк был образован в Актюбинске и в 1923 году первые денежные рубли вышли именно с подписью С. Сейфуллина. Он добился того, чтобы у нашей республики были свои деньги, своя платежная система.

— Сейчас это было бы немыслимо…

— Он стоял у истоков не только финансово-экономической системы, но о создания собственной милиции, армии, авиации, кино, науки, книгоиздания…

В период его руководства в Казахстану были присоединены северный, восточный, центральный Казахстан, позже при участии С. Ходжанова — юг Казахстана. Таким образом, в 1924 году население нашей республики выросло на 4,5 млн. человек, присоединились миллионы гектаров земли. Казахстан превратился в мощное государство.  

— Честно говоря, с трудом представляю, как 28 летний молодой человек мог решать задачи такого колоссального масштаба. По сути, для Казахстана это было начало глобального модернизационного процесса…

— Да, после его знаменитой речи по воссоединению нашей территории 1924 году следующий съезд проходил уже в Кызылорде, но на Сакена пошли жалобы в Москву. И, хотя он с честью выполнил свои задачи, стремительное превращение маленькой республики в огромную индустриально развивающуюся территорию вызывало не просто зависть.

— При этом он каким-то образом успевал писать статьи, каждая из которых была практически программным документом в какой-то определенной отрасли. Расскажите, пожалуйста, более подробно про проект Затаевича «1000 казахских песен». Я читала, что  идея родилась и начала реализовываться чуть ли не в самом кабинете Сейфуллина?  

-Да, он был достойным учеником А. Байтурсынова, убежденного сторонника расцвета  нашей культуры, музыки, фольклора. Именно так он хотел возродить дух нашего народа. Я всегда говорю — если дух народа сломать, то народ становится рабом, а раб говорит на языке своего хозяина. Вы знаете великие слова Абая, что казах рождается с песней и умирает с песней. Поэтому и Сакен, встретившись с Затаевичем, этим прекрасным человеком, собиравшим в казахских аулах фольклор,  нашел возможность издать эту книгу. И он не просто издает эту книгу, но и платит шикарный гонорар автору, понимая, что это тысячелетняя  история нашей духовной силы.

— Но как Москва позволила создать Сейфуллину национальную казахскую армию?

— Когда наши деятели во главе с Бокейхановым сражались передовыми большевицкими частями, у нас не хватало своих офицеров, не было в принципе казахских командиров.  Поэтому Сакен с первых дней начал формировать собственную армию, аргументировав это тем, что для такой большой территории нужна защита. В то время Декларация народов СССР еще не успела стать пустым звуком и Сакен этим активно пользовался, начав создавать первые военные школы. Но дело даже не в этом! Дело в том, что он издал указ, чтобы обучение шло на государственном казахском языке! А это значило, что там могли учиться только казахи! Это был очень смелый шаг. Более того, он начал перевод на казахский язык всего делопроизводства.

— Скажите, пожалуйста, Москва испугалась этой вот колоссальной эффективности? Почему Сейфуллина так внезапно сняли с поста? Или это были последствия конфликта Троцкого и Сталина? Или вообще изменилась политика по отношению к национальным окраинам?

— Тут сошлись два знаменитых фактора. Его не проста убрали с  поста, его убрали из  Оренбурга. Почему? Потому что он был тесно связан с тюркской интеллигенцией:  татарской, башкирской, ногайской, азербайджанской… В воздухе витала густая тень «пантюркизма». Москва видела в этом прямую угрозу своему влиянию. Пантюркские лозунги набирали популярность и поэтому было решено Сакена и его соратников из Оренбурга убрать — Сакен он был больше, чем руководитель, он был литератор, писатель,  поэт.  А всего в 100 верстах от Оренбурга была граница с Татарией, Башкирией, Монголией… Россия была в страхе перед объединением тюркских народов. И Сейфуллин был для нее олицетворением этой угрозы.

— Да, в тот период одним из самых страшных обвинений было обвинение в «пантюркизме». И все-таки именно в 1928 году началась планомерная «зачистка» Сейфуллина и сейфуллинцев.  Почему политика Москвы по отношению национальным окраинам полностью изменилась?

— Сакен сделал еще одно большое дело – указ о развитии охотничьих и угодничьих хозяйств. Казахи — все прирожденные охотники, и каждый получил ружье, а значит дополнительные источники существования. К 1928 году Казахстан очень окреп, население разбогатело, пришло в себя после голода 20-х годов. Советская власть снова увидела у казахов сотни табунов. И тогда начались конфискации и раскулачивание, объединение в колхозы и совхозы.  И Сакен, видя все это, написал пантюркскую поэму «Азия и Европа», где он предрекает пробуждение Азии, расцвет пантюркизма. Позже он пишет еще одно произведение «Кызыл ат» (Красный конь), где он открыто критикует зажим сельского хозяйства, вторую продразвёрстку. Сакен переживает сильный внутренний шок – он начинает понимать, что власть использовала алашординскую интеллигенцию, его  самого, его охватило предчувствие неминуемого краха.

— В итоге он ушел, как нынче называют, во внутреннюю эмиграцию, начал собирать казахский фольклор и т.д. опять же выражаясь современным языком у него началась депрессия?  

— Депрессия — это мягко сказано. Сакен увидел – декларации Советской власти, особенно после смерти Ленина, после расправы над Троцским, остались только на словах. Началась мрачная эпоха сталинских репрессий. Сакен, конечно, не бездельничал, в 1928 году он возглавлял педагогический институт в Ташкенте, собирает фольклор, пишет. Но все это не спасает его от разочарования, которую даже называли «сейфуллинщиной». И пока его соратники продолжали бороться, он уходит в себя, отстранившись от всего, кроме просвещения.

— Видимо, не совсем отстранился — в своей книге вы намекаете, что он имел какое-то отношение к восстанию Еркинбека Дуйсенова?

— Да, в 1929 году во время конфискации в Сары Арке вспыхнуло крупное восстание Еркинбека Дуйсенова, но его идеологом был Жакпапбаев, алашординец. Он понимал, что предстоит вторая волна голода и попытался поднять восстание в тех районах, в которых проживали потомки Акбай батыра, полководца хана Кенесары. Их жители всегда боролись с царизмом и не воспринимали не советскую власть. У него получилось — вспыхнуло восстание, они атаковали Караганду. Против них были брошены силы НКВД, ОГПУ и даже авиации. И как раз именно в этом восстании одним из его руководителей был родной брат Сейфуллина – Мажит. А сам Еркебек Дуйсенов был зятем Сакена. Они находятся в постоянной переписке – она сохранилась в архивах КГБ. Более того,  Сейфуллин передает Еркебеку. Поэтому можно предположить, что Сакен не просто сочувствует восстанию. Его истинной роли в этом никто не знает.

В это время на территории Казахстана было более 500 восстаний. Казахи словно предчувствовали приближение смерти и сопротивлялись как могли. И предчувствие их не обмануло – в 1993 году было официально признано, что за период второго голодомора погибло 49% населения. И все это сопровождалось массовыми репрессиями.

— Говорят, у казахов есть особое рвение, по сравнению с другими народами, в склонности к доносам, к стремлению оболгать тех людей, которые сделали для этой страны очень многое. Это казахский феномен, или это заложено в природе человека? Я слышала, что такого количества доносов на своих, как у казахов, не было ни в одной из республик?

— Это свойство человеческой натуры. В свое время подсчитали, у кого было много доносов. Президент Грузии Саакашвили попытался убрать музей Сталина в Горе — оказалось, что столько доносов, как в Грузии не было ни у кого. Это не казахская черта. Это реакция человеческой природы на то болезненное состояние, когда поощрялся донос сына на отца, жены на мужа. Павликов Морозовых объявлялись героями. Доносы  культивировались на государственном уровне. Но казахи в этом плане не были лидерами. Иначе мы бы не имели такое государство, как Казахстан. Напротив, в характере казахского народа – стремление к свободе и независимости, как наши вольные степи.

— Мне кажется, 20-30-е годы прошлого века, ровно 100 лет назад, были самыми драматическими и определяющими для Казахстана. Возможно, если бы мы более внимательно изучали этот период, то очень многие вопросы, на которые мы сегодня пытаемся ответить, было бы сняты, многое стало бы ясным. К сожалению, наше  глобальное невежество, в том числе, я бы назвала «преступное равнодушие» к собственной истории, привело к тому, что мы потеряли преемственность с той блестящей плеядой казахской интеллигенции, такой разносторонней, глубокой, великолепно образованной и при этом граждански очень активной. И вот теперь мы расплачиваемся за это…

— В эти жернова попадали много достойных людей все годы, но согласен с тем, что именно эта эпоха оказалась звездной для нашей истории и культуры. Самое интересное,  зачистка С. Сейфуллина в 1928-м году осуществлялась руками той же самой интеллигенции, искренне убежденной в том, что он враг народа.  И он также искренне перед ними оправдывался, перед теми, которым он помог в свое время. Вот в этом заключается парадокс. Но все эти люди достойно прошли эти испытания и не велика честь теперь, когда мы много достигли, свысока их оценивать. Обвинить их в чем-либо – это взять грех на душу.

Полную версию смотрите здесь




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.