Айсберг размером в две Москвы движется в сторону Атлантики
Поисками самоидентификации представители этого уникального, немногочисленного этноса в Казахстане занимаются до сих пор. По одной из версий, слово «дунгане» произошло от китайского «тунькэнь» — «военные поселения пограничных земель». По другой: в 1924 году в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии (деления на республики и этносы) китайских мусульман-переселенцев хуэй назвали «дунганами» от тюркского «турган», что значит «оставшиеся».
Дунгане недавно отметили 140-летие со дня переселения из Китая в Центральную Азию. Представители этого народа общей численностью 130 тысяч человек сейчас населяют, в основном, Ферганскую долину на востоке Узбекистана, Чуйскую, Иссык-Кульскую области (г. Токмак, г. Караколь) и столицу Бишкек в Кыргызстане, Алматинскую и Жамбылскую области в Казахстане. Села Масанчи и Сортобе в Кордайском районе, где произошли погромы, являются фактически центром проживания народности на юге страны. Некоторое количество дунган также сейчас проживает в России.
На территории современного Китая, большей частью в Нинся-Хуэйском автономном районе, продолжают проживать порядка десяти миллионов человек, представляющих народность Хуэй. Это одна из 56 официально признанных национальных меньшинств в КНР и одна из самых непокорных. Главным образом, из-за своей приверженности к традиционному исламу. В Китае мусульман по-прежнему продолжают называть хуэйцзы.
Дунгане, также как и казахи, проповедуют ислам ханафитского мазхаба суннитского толка. Дунганский язык очень похож на китайский и входит в сино-тибетскую лингвистическую группу.
По версии историков, дунганская народность формировалась в Китае под воздействием распространения ислама на территории современного северо-запада страны, а также за счет смешения китайской и арабо-персидских кровей.
Согласно дунганским преданиям, китайскому императору Танской династии приснился старец, спасший его от чудовища. Придворный маг объяснил властителю значение сновидения, сказав, что его спас от неминуемой гибели пророк Мухаммед. В благодарность он выслал посланнику Аллаха 300 своих людей, а тот взамен дал ему – триста арабов. Так завязалась дружба между властителем Китая и пророком. Император женил самых красивых девушек Китая на арабских гостях, и эти союзы положили начало, как гласит легенда, возникновению дунганского народа. Но это легенды, историки же тоже признают сложный этногенез образования дунганской нации.
История гласит, что в период с 1781-1783 года китайские мусульмане хуэйцзу (дунгане) неоднократно восставали против режима правления правящей династии Цин. Доподлинно неизвестны причины, послужившие причинами народного недовольства. В 1862 году столкновения дунганских и китайских вооруженных групп переросли в полноценное неповиновение мусульман в местных провинциях Шэньси и Ганьсу. Его впоследствии назовут самым кровопролитным восстанием за последние двести лет.
Карательные отряды китайской армии вырезали мусульман с невиданной даже для того времени жестокостью. Предположительно погибло от 8 до 15 миллионов человек. Подавление восстания и массовая гибель мусульман заставила оставшихся в живых дунганов бежать из Китая и поселиться в соседствующих странах Центральной Азии, а также в Российской империи.
По предварительной оценке, переход через горы совершили около миллиона человек, из которых в живых осталось меньше четверти. Во время длительного похода многие из хуэйцзу погибли. По рассказам старожилов, беженцы обосновались в своих первых селениях в Кордайском районе, благодаря поддержке и помощи местного казахского бия Ногайбая, которого казахстанские дунгане почитают по сей день, как своего благодетеля.
Согласно последней переписи населения в КНР проживает 10,5 млн хуэй, в Казахстане – около 50 тысяч, а во всем мире по самым скромным подсчетам около 60 миллионов дунган.
Традиции и быт дунган во многом похож на казахский. Представителей этого народа отличают радушие, трудолюбие, как правило, дунгане разбивают в своих домах большие фруктовые сады. В казахской степи они стали заниматься рисоводством и виноградарством. Кроме того, среди дунган развито хлопководство, разведение КРС, а также пашенное земледелие.
Дунганская кухня внесла большие изменения в культуру питания казахов на юге страны. Так, местные хозяйки вслед за дунганскими кухарками стали готовить лагман, манты и пельмени с джусаем. Лапша, рис, мясо и овощи – основные ингредиенты дунганской кухни, которая отличается пикантной остротой.
Самые известные представители этого народа: поэт Садула XIV века, основатели китайской ветви суфийского учения «куфия» и «джахрия» Ма Лайчи и Ма Миньсинь. Из современных – один из ведущих историков мира по истории мусульман в Китае Ма Тун, советский писатель Ясыр Шиваза, вице-премьер КНР (до 2013 года) Хуэй Лянъюй, заслуженный артист КР, председатель комитета по культуре Ассоциации дунган Кыргызстана Сулейман Люшсан, казахстанские тяжелоатлетки, чемпионки мира Майя Манзера и Зульфия Чишанло.
При этом, пользователи социальных сетей отмечают совпадение событий 14-летней давности в Кыргызстане с погромами и убийствами в Кордае. Напомним, 6 февраля 2006 года несколько сотен жителей титульной нации села Искра в КР, в котором большая половина жителей – дунгане, забросали бутылками с зажигательной смесью дома и автомобили дунган. Последние ответили огнестрельной стрельбой, в результате которой, к счастью, никто не пострадал.
Тогда официальной причиной межнационального конфликта назвали драку в компьютерном клубе между подростками кыргызской и дунганской национальностей. После произошедшей потасовки коренное население окрестных сел потребовало выселить семьи мальчишек, участвовавших в драке. И хотя дунганская диаспора согласилась с требованием кыргызов, дальнейшего накала ситуации все равно не удалось избежать. Люди стали закидывать дунганские дома камнями и поджигать их имущество. Несмотря на созданную правительственную группу и массовое бегство дунган в Казахстан, кыргызские власти не стали придавать произошедшему этническую окраску.
К слову, в Кыргызстане, куда сейчас массово ринулись после трагедии в Кордае дунганские семьи, после этого также возникали межэтнические конфликты коренного населения с бывшими китайскими мусульманами.
Так, в октябре 2013 года на Торугартском перевале, на границе Нарынской области КР и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР несколько раз подрались водители большегрузных машин кырзызской и дунганской национальностей. Машины дунганских водителей были разбиты, десять человек были госпитализированы. После произошедшего напуганные происходящими событями водители-дунгане перестали возить товары из Китая. Это спровоцировало впоследствии простой и подорожание товаров на кырзызском оптовом рынке «Дордой».
Фото на обложке: http://dumso.ru/news/dungane-primer-trudolyubiya-i-istovoj-very.html
Комментариев пока нет