Илон Маск как вестник краха института государства
Пока большая часть человечества пряталась в щелях своих жилищ от вируса, Илон Маск одержал сокрушительную и бескровную победу в войне между тоталитаризмом и демократией. Но еще более важно другое — запуск — Crew Dragon — это первый удар по монополии государства как единственного института, способного осуществлять проекты такого масштаба.
30 мая SpaceX Илона Маска провела первый в истории пилотируемый космический запуск, произведенный частной компанией. Ракета-носитель Falcon 9 с кораблем Crew Dragon стартовала с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). Для США запуск Crew Dragon стал первым пилотируемым полетом за девять лет. После того как в 2011 году закрылась программа Space Shuttle, астронавтов NASA на МКС доставляли российские корабли «Союз».
Таким образом, частная компания вернула США статус по-настоящему космической державы. Причём, если стоимость доставки одного астронавта на МКС с помощью Союза обошлась бы NASA в текущем году в $90 миллионов, то стоимость на Dragon не превышает $55 миллионов.
Монополией на космические пуски российские ракетостроители упивались почти 20 лет, пребывая в полной уверенности, что NASA у них на крючке. Но теперь ситуация такова, что вся российская космическая промышленность находится под угрозой остановки.
Но это только приятный побочный эффект, который едва ли был главной целью Илона Маска, назвавшего запуск Crew Dragon шагом «к мультипланетному человечеству. — Этот корабль, созданный людьми, для людей. Я думаю, человечество может гордиться тем, что происходит в эти дни». В то же время он отметил, что «объявлять победу» пока рано: теперь перед SpaceX стоит задача безопасно вернуть астронавтов на Землю и сделать так, чтобы полеты повторялись вновь и вновь». Теперь ближайший маршрут – полеты вокруг Луны.
Маск, которого называли самым великим аферистом столетия, доказал, что мечты и упорство одного человека способны менять мир. Всего чуть более десяти лет назад он подвергался травле за идею создания первого в мире полноценного электромобиля. В ответ он принял вызов и начал новую эру в полетах человека в космос.
Илон Маск вернул США, чья монополия на истину все чаще стала подвергаться сомнению, не только статус технологического лидера, но и веру в базовую американскую ценность – безграничность созидательного потенциала отдельной личности.
Тот самый Мюнхгаузен…
Разработчиком Crew Dragon стала компания SpaceX Илона Маска — 49-летнего гражданина ЮАР, Канады и США, состояние которого оценивается в 39 млрд долларов. Его история – это череда безумных рисков, в успех которых почти никто не верил.
Илон Маск родился в столице ЮАР Претории в 1971 году в семье модели и диетолога Мэй Маск и инженера Эррола Маска. Как пишут масс-медиа, он был интровертом, проводившим практически все свободное время за чтением книг. На десятилетний юбилей ему подарили компьютер, и мальчик быстро научился на нем программировать. Однако все это не мешало тому, что его регулярно избивали одноклассники. Это прекратилось лишь в подростковом возрасте, когда он существенно прибавил в росте и смог дать своим обидчикам отпор.
В 24 года Маск переехал в Кремниевую долину и поступил в аспирантуру Стэнфордского университета, проучившись там…два дня. К Илону приехал его брат Кимбал и они решили запустить свой стартап — компанию Zip2, которая занималась разработкой программного обеспечения для СМИ. Бизнес оказался успешным: в число клиентов фирмы входили даже такие издания, как The New York Times и Chicago Tribune. В 1999 году братьям удалось продать Zip2 производителю компьютеров Compaq за 307 млн долларов.
В том же году Илон Маск стал одним из основателей X.com — системы платежей через электронную почту. Однако всего через несколько месяцев у стартапа появился серьезный конкурент — компания Confinity, чей офис располагался в том же здании. В марте 2000 года обе компании объединились под названием PayPal, а в октябре 2002 года акции нового сервиса за 1,5 млрд долларов приобрел интернет-аукцион eBay. Илон Маск, чья доля в PayPal составляла 11,7 процента, выручил таким образом еще 165 млн долларов.
«Человечеству нужна запасная планета»
С тех пор Маск стал сооснователем или владельцем целого ряда предприятий, включая автомобильную компанию Tesla Motors, производителя солнечных батарей SolarCity и компанию по строительству тоннелей The Boring Company. При этом в риторике Маска прочно укоренилась идея борьбы с изменением климата, идейное ядро которого составляли все его проекты.
Илон Маск не раз подчеркивал, что опасается за будущее человечества, существование которого привязано только к одной планете. «Рано или поздно любая катастрофа — будь то астероид, извержение вулкана, ядерная война или пандемия — приведет к гибели населения Земли, поэтому людям необходима запасная планета», — говорил он.
Поэтому в 2002 году Маск создал компанию по производству космической техники SpaceX, которая наряду с частной американской компанией Boeing принимает участие в программе NASA Commercial Crew Program, цель которой — доставка астронавтов в космос.
Кроме того, SpaceX стремится разместить на орбите крупные группы спутников для глобальной сети, которая обеспечит жителей Земли широкополосным интернетом в любой точке планеты. С этой целью компания уже отправила на околоземную орбиту 300 спутников.
Впрочем, Илон боится не только отсутствия запасной планеты, но и ограничений возможностей человеческого мозга. Нетрудно предположить, что решить эту задачу он намерен за счет искусственного интеллекта. Для этого Маск создал компанию OpenAI, которая занимается исследованиями в этой области и затем предоставляет к ним бесплатный доступ. Он надеется, что это позволит предотвратить монополизацию искусственного интеллекта влиятельными группами.
Однако, сотрудники его компаний далеко не всегда в восторге от своего боса. Работая по 80 часов в неделю, он ожидает того же от своих подчиненных. Его также обвиняют в крайней эмоциональности, которая нередко приводит к увольнению сотрудников на первый взгляд по сущим пустякам. О бунтарском духе говорит и его скандальное отношение к пандемии, в разгар которой он демонстративно возобновил работу своего единственного в США завода по производству электромобилей.
Но теперь, когда Маск похоронил российский «Роскосмос», а по сути амбиции Кремля с помощью одной ракеты, Белый дом простит ему многое.
Однако, главное в том, что на смену транснациональным корпорациям, эксплуатировавшим потребительский спрос, пришли компании, ценность которых измеряется не в количестве проданных автомобилей или нефти, а в создании экосистем для самореализации человека, начиная от социальных сетей и заканчивая межпланетными трассами. Когда Макс терпел колоссальные убытки в своих проектах, его поддерживали инвесторы, которых интересовала не столько прибыль, сколько сопричастность к реализации человеческих сверхамбиций. И в этом, пожалуй, есть главное отличие нашей эпохи.
Комментариев пока нет