KPMG: эффективны ли меры господдержки бизнеса в Казахстане в период пандемии коронавируса?
Поддержать

KPMG: эффективны ли меры господдержки бизнеса в Казахстане в период пандемии коронавируса?

Президент К.Токаев заявил о том, что ВВП страны за первое полугодие 2020 года снизился на 1,8%. А в это время международные рейтинговые агентства сообщают о снижении суверенных рейтингов 40 стран. Казахстан пока держится, сохраняя стабильно невысокий рейтинг ВВВ. По данным Международного Валютного Фонда, рецессия в 2020 г. будет зафиксирована в 157 странах из 194. Согласно прогнозам, экономику Казахстана ждет спад на 3% в 2020 г., обусловленный негативными последствиями COVID-19.

 

Более 60 руководителей из МСБ и крупного бизнеса, банковского сектора, институтов развития и бизнес-ассоциаций Казахстана приняли участие в опросе KPMG, основной целью которого было  понять насколько достаточны были меры господдержки в связи с COVID-19, насколько они были эффективны и есть ли у бизнеса конструктивные предложения по улучшению сложившейся ситуации. 

Режим ЧП и введение карантинных мер оказали негативное влияние на бизнес Казахстана:

— Около 300 тыс.  субъектов предпринимательства приостановили свою деятельность,

— 1 млн субъектов предпринимательства пострадали от пандемии напрямую, в основном это сфера услуг и торговли,

— Свыше 1,6 млн человек были отправлены в отпуск без содержания,

— Около 14-15 тыс. субъектов предпринимательства, имеющих займы в БВУ, обратились за отсрочкой

— 4,5 млн человек получили социальную выплату в размере 42500 тенге.

Бизнес оказался в сложной ситуации, в которой невозможно планировать свою операционную деятельность. В такой ситуации ориентация на поддержку может быть только от государства. Респонденты оценивают качество мер господдержки как «ниже среднего», на 4.7 балла из 10:

— Более 50% компаний указало, что период получения господдержки занял от 3 недель и более;

— 34% компаний оценивают актуальность и выполнимость критериев в программах как «ниже среднего»;

— Более 50% компаний оценивают доступность информации на «среднем» уровне;

— Только 11% компаний считают, что мера поддержки «Налоговые каникулы» является эффективной для стабилизации финансового положения;

— Банки считают, что условия в программах поддержки бизнеса являются актуальными и выполнимыми;

— Участники исследования утверждают, что на текущий момент пандемия не повлияла на показатель NPL 90+;

— Средняя оценка эффективности, достаточности и своевременности госпрограмм с точки зрения фондов и институтов развития составила 5.6 из 10;

— Средняя оценка эффективности оповещения госпрограмм с точки зрения фондов и институтов развития составила 7.8 из 10;

— Меры господдержки бизнеса преимущественно связаны с общей стратегией развития страны.

Ключевые выводы исследования:

  1. Прогноз МВФ по снижению реального ВВП в 2020 г. был пересмотрен в сторону снижения, с (-2,5%) до (-2,7%)
  2. Снижение нефтяных доходов и консолидация в налогово-бюджетной сфере привели к ухудшению фискальной позиции
  3. Расходы госбюджета в 2020 г. почти в два раза будут превышать доходы бюджета (без учета трансфертов из Нацфонда)
  4. Получить господдержку на фоне эпидемии коронавируса в Казахстане сможет только меньше половины пострадавших предприятий малого и среднего бизнеса. Для остальных помощь оказалась недоступной
  5. Среди мер, анонсированных государством, практически отсутствуют меры по поддержке крупного бизнеса несмотря на то, что именно крупный бизнес формирует 80% всех налоговых поступлений и трудоустраивает более 60% трудоспособного населения страны
  6. Отсутствие единого информационного портала господдержки и одного оператора по каждой госпрограмме большинство респондентов считают одним из ключевых операционных барьеров для участия в программах господдержки
  7. Около 90% респондентов считают, что необходимо расширение отраслевых критериев и «реинжиниринг» госпрограмм поддержки бизнеса
  8. Надвигающаяся вторая «волна» заболеваний и вероятное продление уже объявленного повторного карантина негативно повлияет на ВВП Казахстана, платежеспособном спросе населения и сроках выхода бизнеса из рецессии.
  9. Повышение эффективности уже существующих и вновь объявленных мер господдержки позволит улучшить положение бизнеса в рамках уже выделенных средств (тем не менее, дополнительные меры поддержки также потребуются)
  10. Государству и бизнесу необходима единая платформа для конструктивного и транспарентного диалога: лишь прямое обсуждение экспертов, своевременная и достаточная поддержка бизнеса помогут стране выйти из кризиса и заложить основы долгосрочного устойчивого роста.

Василий Савин, Партнер, Руководитель отдела инвестиций и рынков капитала KPMG в Казахстане и Центральной Азии, комментирует: «В любой стране мира государство является гарантом стабильности экономики, его основной целью является обеспечение поддержки стабильного устойчивого развития страны как в моменты роста экономики, так и в периоды кризиса. Одним из важных аспектов исследования стало сравнение размера и роли МСБ в структуре западных стран, меры которых принято рассматривать в качестве примера, так называемого «international best practice». В отличие от ряда развитых стран, (где доля МСБ в ВВП составляет 50% ВВП и более), а доля занятых в экономике превышает 60%-75%, в Казахстане доля МСБ составляет примерно 30% ВВП (38% занятых). В связи с этим, одним из основных выводов нашего исследования — нарастающая необходимость мер господдержки крупного бизнеса, который создает большую часть ВВП страны и обеспечивает занятость большей части трудоспособного населения, чем МСБ. Другим важным выводом является нарастающая необходимость диверсификации экономики – волатильность цен на энергоносители и нарастающие риски потери конкурентоспособности предприятий с высоким углеродным следом на международных рынках должны еще раз заставить задуматься руководство страны об основных ориентирах в долгосрочном стратегическом целеполагании. Наличие единого портала господдержки, определение единого ответственного оператора по каждой программе господдержки, оперативный и глубокий анализ, сопровождаемый быстрыми и достаточными мерами экстренной поддержки разных компонентов экономики, разработка протоколов опережающей поддержки уязвимых (но социально незащищенных и экономически значимых слоев экосистемы бизнеса), а также мониторинг эффективности мер господдержки могут стать принципиально важными для повышения конкурентоспособности, устойчивости и адаптивности бизнеса к различным внешним и внутренним шокам. Мы верим, что этот кризис, несмотря на все его негативные последствия, позволит извлечь всем важные уроки и благотворно повлияет на интенсификацию конструктивного диалога государства и бизнеса. Ведь чем более эффективно будут осуществляться меры господдержки бизнеса — тем меньше потребуется заемных средств для преодоления экономических потерь, тем сильнее страна выйдет после кризиса, тем более подготовленной она будет перед любыми кризисами, что в долгосрочном плане дает устойчивость для всех граждан, проживающих на территории Казахстана».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *