Люди – наша новая нефть
Поддержать

Люди – наша новая нефть

Сырье дешевеет. Люди — вот новая нефть Казахстана. Только страны с высоким человеческим потенциалом сохранят высокие стандарты жизни. Остальным уготована судьба жить на пособие. За 30 лет мы развалили образование, но в этом есть и свое преимущество. За следующие 30 лет мы можем при наличии политической воли построить лучшую в мире систему образования.

 «Когда пришла пандемия, мы вдруг увидели, что ничего важнее образования и медицины не может быть. Поняли, наконец, что надо много не юристов, а хороших врачей, не банкиров, а педагогов от бога. Это особенно важно сейчас, когда дети всего мира теряют интерес к поиску знаний», — говорит Бахытжан Кетебаев, управляющий партнер компании “SmartUp School”, разрабатывающей особую систему обучения, превращающую любой предмет в увлекательное хобби.

Европа ходит в школу

Сам он сейчас постоянно живет в Англии, поэтому первым делом сообщил, что там все дети ходят в школу.

— Скорее всего, этот формат будет выдержан, несмотря на рост заболеваемости и ужесточение карантина, — говорит Бахытжан. 

— Чем это объясняют британские власти?

— Во-первых, они считают, что в обучении важно не только приобретение знаний, но в первую очередь – социализация, нахождение в обществе. Во-вторых, по английским законам, ребенка до 12 лет запрещено оставлять дома одного. Если, например, школы закроют на карантин, то хотя бы один родитель должен сидеть с ним дома. Но тогда на что жить? Когда весной сотрудники многих компании не могли работать из-за эпидемии, то им сохраняли 80% от заработной платы за счет государственного бюджета. Некоторые работодатели, доплачивая 20%, покрывали зарплату полностью. Сейчас идет обсуждение в парламенте о продлении этой схемы до весны 2021 года.

В-третьих, если дети и заболевают коронавирусной инфекцией, то переносят ее легко. Когда школы, колледжи и университеты заработали в сентябре, то количество заболевших в возрасте до 30 лет, может, и росло, но тяжелых случаев не было. 

В-четвертых, (и это, наверное, самое главное), качество образования онлайн несравнимо с очным. И чем младше дети, тем очевиднее эта разница.

— А в стенах школы дети носят маски?

— По улицам идут без масок, надевают ее, когда заходят в школу, но считают, что внутри класса безопаснее находиться без них. На переменки выходят в разное время. Общешкольные мероприятия все приостановлены. Школьные столовые сейчас не работают, поэтому дети приносят с собой ланч. Физкультура проходит на открытом воздухе. Весь октябрь, например, дети из той школы, где учится моя дочь, занимались греблей на Темзе.

— У вас у самого есть дети школьного возраста?

— Дочь (ей сейчас 15 лет) учится в 10-м, предпоследнем классе обязательной для британских школьников средней школы.

— Чем вообще английская система обучения отличается от советской?

— Думаю, тем, что их система основана на уважении к ребенку. Когда дочь пошла в первый класс, то директор школы каждое утро стояла, чтобы лично поздороваться с детьми. “Good morning, Ladies”, — говорила она четырехлетним девочкам. Это произвело на меня какое-то шоковое впечатление. Я сам учился в Алматы в очень хорошей школе, но не могу себе представить, чтобы директор лично здоровался с первоклассниками по утрам. У нас это бог, педагоги его наместники в отдельно взятых классах, а дети — паства, которая должна бояться и слушаться. У англичан гораздо меньше иерархии, авторитарности, стандартизации. У дочери в классе, к примеру, несколько групп по математике, каждый школьник идет в свой подкласс (их количество может доходить до 5-6) в зависимости от способностей и желания изучать этот предмет. Если он на пятом уровне, то изучает практически высшую математику, а если на первом, то там все достаточно просто.

Сыновья начинали обучение в Алматы. Старший — в школе у Архимеда Искакова, второй сын учился в 25-й школе. У советской системы образования были и положительные, и отрицательные стороны, но одно бесспорно — это была хорошо настроенная машина со своей логикой и методикой. Когда началась эпоха независимости, к сожалению, на сферу образования, также, как и на медицину, перестали обращать внимание. В основном производилась оптимизация бюджетных расходов. В общем, потихоньку все сокращали, сокращали и сокращали. Сейчас, когда прошло 30 лет, советская система образования в результате такого отношения окончательно сломана. Взамен ничего стройного и логичного не смогли построить, теперь страна живет среди каких-то развалин. Пока «на улице» было «тепло», возмущение не выходило за какие-то особые пределы, но когда пришла пандемия, все вдруг увидели, что ничего важнее образования и медицины не может быть.

Никто не хочет учиться

— Как вы решили заняться школьным образованием?

— Я крайне недоволен тем образованием, которое мои дети получили в Казахстане, в России и даже в Англии. У меня дочь хорошо учится в очень хорошей английской школе, но то, как там преподают, ей не нравится. Время от времени мы слышим от нее: «Зачем мне все это выучивать, если все это есть в Интернете. Зачем меня заставлять заучивать даты, если все можно посмотреть там?» То есть сейчас ситуация в мире другая, а система образования осталась с тех времен, когда не было интернета.

Когда дети идут в первый класс, у них глаза горят, они хотят учиться, а годам к 9-10 им становится уже скучно, и им уже не хочется учиться. Остается процентов 10-15%, особенно послушных девочек-отличниц, которые продолжают учиться. Лет в 14-15 часть детей понимает, что учеба нужна им самим и они снова начинают учиться. Но основная масса – 80-85% — от школы не сильно много получают. Поэтому вместе с коллегами-однокурсниками по факультету психологии Ленинградского госуниверситета стали думать, как учить детей по-другому. Пришли к выводу, что основная проблема – это отсутствие мотивации. Сейчас в интернете есть все для желающих получить знания: любые учебники, курсы – платные и бесплатные. 30 лет назад, чтобы узнать что-то новое, нужно было идти в библиотеку или искать специалиста. Для нынешних 14-15-летних достать информацию — секундное дело, вопрос лишь в желании получать. То есть скорость передачи знаний громадная, проблем с объемом и скоростью нет вообще. С доступом – тоже, кроме, может быть, сельских районов, где слабый интернет и нет компьютеров. Но появилась другая проблема: современные дети не заинтересованы в учебе, как только возникает трудность с решением какой-то задачи, начинается прокрастинация (склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел) или же истерика. И началась другая крайность. Думаю, очень многие родители, увидев, как их дети занимаются онлайн, столкнулись с тем, что отпрысков приходится покупать: если будешь делать это, мы тебе купим, позволим вот это и т.д. Эдакий домашний бартер или угрозы лишить интернета и компьютерных игр. Но как сделать так, чтобы дети хотели учиться? Известно, что начальная школа — это место, где закладывается фундамент — умение социализироваться, работоспособность, уверенность в себе и интерес к знаниям. Если он будет хорошим, но на его основе можно строить дом — идти в среднюю школу, в колледж и университет. Если же фундамент будет ненадежным, то начнутся проблемы: неумение справляться с эмоциями, стрессами, строить отношения с другими людьми, чрезвычайная стеснительность, трясучка перед экзаменами… Размышляя над истоками, то есть над начальной школой, мы, психологи, придумали свою систему – пролонгированной игровой реальности, для которой нужны знания. 

Свою систему мы апробировали вначале в Санкт-Петербурге и Москве. Но я всегда хотел сделать что-то в Казахстане. На идею о сотрудничестве первым откликнулся Даурен Каупынбаев, учредитель школы ТАМОС. Нам дали в этой школе один из слабых классов — 3 «Е». Мы занимались три раза в неделю, это 10% школьного времени, и за год сделали этот класс одним из самых сильных в своей параллели. 

Когда ребенок понимает, для чего это ему надо учиться (умножать, например), он начинает учиться очень быстро. 3 Е выучил таблицу умножения за две недели. Когда в другой частной школе я рассказывал директору про это, он сказал, что по школьной программе учат этому второклассников целый год. Это происходит потому, что, когда человека заставляют, он сопротивляется, устает, забывает, но, когда предмет интересен, пробуждаются разносторонние интересы и таланты. Мы называем это технологией развития одаренности.

В этом году мы в “ТАМОСЕ” взяли один экспериментальный класс — 1 “Г” в нижней школе. Недавно они выиграли турнир среди первых классов нижней школы. Такими темпами они к концу года дойдут до турниров по математике со вторыми классами или даже третьеклассниками. Скоро будем набирать еще один первый класс в верхней школе “ТАМОС”. Плюс хотим научить своей системе педагогов, которые хотят развиваться, из Алматы и области. Внедряя ее, мы столкнулись с тем, что уровень подготовки учителей желает лучшего. Мы видим, как мало у нас специалистов, которые идут в ногу со временем. Думаю, многие родители, столкнувшись с онлайн-образованием, тоже скажут, что их детей учат не так, как хотелось бы. А именно — большинство педагогов практикует административно-командный стиль (ругают, заставляют), таких, кто вдохновляет и зажигает, — катастрофически мало.

Учителей понять можно. Им очень тяжело лавировать между детьми, родителями, министерством образования и администрацией школы. Нагрузка очень высокая, а возможностей для профессионального роста и творчества — мало.

Раньше, когда хорошо функционировали институты усовершенствования учителей, обучение педагогическому мастерству шло постоянно. Сейчас фокус обучения перешел на отчетность: самое главное – получить сертификат и следующую квалификацию педагога.

Как только закончится карантин, будем приглашать на наши обучающие семинары молодых педагогов начальной школы Алматы и области, особенно государственных, заинтересованных в росте.

Новая «нефть»

— У нас много пишут про то, что якобы самые престижные английские школы переходят на советскую систему образования. Это правда или фейк?

— К сожалению, это фейк. Вернее, Финляндия очень много взяла с “Манифеста Педагогики сотрудничества”, опубликованного советскими педагогами-новаторами в 1986 году в “Учительской газете”. Принятая в этой стране передовая государственная концепция образования, будучи идеологически созвучной идеям, выдвинутым педагогами новаторами СССР, вывела ее в ряды стран с одним из самых высоких уровней жизни в мире. 

В грядущих десятилетиях нефть и другие полезные ископаемые будут стоить дешево. Люди — вот новая нефть. Только страны с высоким человеческим потенциалом сохранят, во-первых, высокие стандарты жизни: во-вторых, будут высасывать высокоэффективный человеческий капитал из менее развитых. Остальным по мере автоматизации и диджитилизации уготована судьба живущих на пособие. Цифровое неравенство будет расти огромными темпами.

За 30 лет мы проспали развал советского образования. Поэтому, так как встать на плечи предшественников не можем, нам нужно начинать с нуля. Но в этом есть и свое преимущество. Окно возможностей еще не закрылось. За следующие 30 лет мы сможем при наличии политической воли построить лучшую в мире систему образования. Финляндия тому пример. 

— Еще одна реформа? Мы уже от них устали. 

— И все же я рискну предложить еще одну. Бизнесмен Маргулан Сейсембай в пропаганде кайдзен-подхода (непрерывное улучшение) излагает основополагающие принципы любых реформ: снизить нагрузку на систему (любую) в целом, начать реформы с первого звена, далее реформировать каждое последующее звено. Что касается образовании, то нужно:

1) Обсудить широко среди профессионалов и в обществе долгосрочную (на 30 лет минимум) концепцию реформирования системы образования в стране. Причем, не спешить, потратить на это год-полтора. В основу положить либерализацию, сокращение контроля и единообразия в подходах, отчетности, поощрение частной инициативы, а главное — снизить нагрузку на детей, учителей, родителей. Учить меньше, но эффективнее.

2) Разделить задачи, сконцентрировать реформы в первые 5 лет на дошкольном и начальном образовании и на подготовке преподавательских и управленческих кадров для дошкольников/начальной школы.

3) Затем каждые 5 лет переносить акцент реформ последовательно на среднее, средне-профессиональное и высшее образование, тратя на каждый период в среднем по 5 лет. Таким образом, за 20 лет мы проведем реформы на всех ступенях образовательной системы.

4) Прекратить чехарду со сменой министров образования, дать возможность действующему проработать 4-5 лет.

5) Если начать работы немедленно, то дети, которые родились в 2019-2020 годах, будут учиться уже в полностью реформированной системе образования.

6) Широко внедрить разрабатываемый нами подход в систему начального образования. Уже имеющиеся результаты позволяют утверждать, что уж его-то мы точно сможем вывести на первое место в мире. А это фундамент всей системы образования в стране. Мы обязаны дать детям шанс в виде отличного образования.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *