Портрет учителя: кто учит наших детей?
«Олимпиады, конкурсы на лучшие школьные научные проекты, а также звания «Лучший учитель года» давно уже стали подпольным бизнесом», — признаются алматинские учителя.
«Неприкасаемые» учителя
По словам, давшего это интервью (разумеется, на условиях анонимности), в школах имеется особая категория «неприкасаемых» учителей.
— Первая категория — жены акиматовских чиновников, полицейских и предпринимателей средней руки, — рассказывает она. — У них нет каких-то фундаментальных устоев, учителями они стали случайно. В школу идут «чтобы диплом не пропал», сохранить перед мужем и родственниками имидж образованной дамы, держать себя в физической форме и заодно выгулять шубу или платье. Мы им завидуем. Комиссии к ним не водят, классное руководство и общественные поручения не дают, олимпиады их не касаются, показательные онлайн-уроки они не проводят, отчеты сдают последними. Иногда завуч не выдерживает и пишет их за них сама. Могут не прийти на совещание и планерку, на сообщения начальства в whatsApp не отвечают, звонки директора тоже иной раз игнорируют, тогда как другим учителям даже непозволительно отвечать коротким «ок». нужно – «принято к сведению».
Как правило, на работу приезжают на машине, хотя живут через дорогу. Не отказывают себе в удовольствии отдыхать за границей несколько раз в год. Каждый раз после этого на столе у директора появляется хороший подарок. Дети их тоже любят, они к ним снисходительны: «Не выучил урок? А ну ладно, в следующий раз ответишь». Иногда они попадают в комические ситуации. Когда однажды «неприкасаемая» якобы заболела, в инстаграмме появилось фото семейного отдыха в Турции. Сейчас, на «дистанционке», исполнительская дисциплина среди «неприкасаемых» пошла вниз еще больше. Теперь они, ссылаясь на то, что телефон разрядился, не отвечают на звонки.
Впрочем, к неприкасаемым относятся также скандальные учителя, которые любят жаловаться во все инстанции. Они знают, что их бояться, и шантажируют всех этим.
Адал урпак
Бороться с такими учителями – это все равно, что взяться за искоренение поборов. С некоторых пор в школах по приказу городского управления образования внедряется антикоррупционная программа «Адал урпак» (Честное поколение). Запретили, например, создание чатов, особенно родительских. Но праздных мамаш, особенно в начальных классах, так и тянет облагодетельствовать «бедного, живущего на одну зарплату учителя» в обмен на благосклонное отношение к их чадам. Ежемесячные поборы в начальных классах доходят до 10 тысяч тенге. Когда мы работали в штатном (очном) режиме, то безуспешно пытались выслеживать таких благодетельниц через видеокамеры.
Сейчас запретили все онлайн платные олимпиады. Теперь действительными считаются только грамоты министерства, управления образования и Института повышения квалификации.
Поводом для этого стали аттестации, которые учителя проходят осенью и весной. Один из этапов — портфолио со своими достижениями. Одна наша «неприкасаемая» выставила призеров республиканских олимпиад. Но когда в школу сделали запрос, то выяснилось, что учитель вообще не ведет уроки в этих классах, все грамоты — фиктивные. Но так как она «неприкасаемая», то ее даже не отчитали.
Дети участвуют в платных олимпиадах не от хорошей жизни. Не могу отвечать за другие предметы (математику, к примеру), но языковые олимпиады проходят не по знаниям, а по знакомству, другого слова не подберу.
Формально каждую осень требуют фамилии учителей, которых можно посадить в жюри районной и городской олимпиад. Мы однажды выдвинули молодую учительницу английского. Но директор вычеркнула ее фамилию и заменила ее на учителя, которая заканчивала институт по специальности «немецкий язык», и явно была «контролируемой».
Итак, олимпиаду по английскому языку провели. Кому дать призовые места? Конечно, лицею №1! Почему? А потому, что так решила заврайоно — лицей должен держать марку! Не дай бог, первое место дадут ученику обычной общеобразовательной школы, даже если его показатели выше. И по такой странной логике распределяются все места: где-то директор скандальная, может шум поднять, где-то проходит олимпиада… Но все эти призеры, как правило, дальше города не идут, — знаний-то на самом деле нет..
То же самое и на олимпиадах по государственному языку. Как-то я выдвинула на участие ученика — воспитанника детдома, который, как и большинство детей оттуда, прекрасно свободно говорит на казахском. Однако первое место занял мальчик, чьи знания по госязыку были куда хуже, зато олимпиада проходила в его школе, и его учитель была ее организатором. Мне после этого очень стыдно было своим детям в глаза смотреть. Тем более, даже они знают, что победа в олимпиадах — не бесплатные.
Ярмарка тщеславия
Аналогичная история с конкурсом «Учитель года». Призовые места стоят денег, и немалых. Учителя, желающие носить высокое звание лучших, «отстегивают» организаторам от миллиона тенге (Гран-при) до 300 тысяч (третье место). Те распределяют эти деньги (естественно, не забывая и себя тоже) «нужным» людям. По крайней мере, так было до прошлого года, пока мы все работали в штатном режиме. Таким образом, свою премию в миллион тенге лучший учитель покупает за миллион. Это ведется издавна, поэтому. когда нам присылают положение о конкурсе, завучи, которые «для галочки» ставят нас в известность, так и говорят: «Если есть лишние деньги». Мы, естественно, отвечаем, что их у нас нет.
Давно уже стали подпольным бизнесом и научные проекты детей. До прошлого февраля, то есть до карантинов, призовые места занимали те дети, чьи родители проплачивали от 200 до 1000 долларов. Есть учителя, которые сами проплачивают олимпиады и конкурсы научных проектов, чтобы при аттестации в их портфолио были зафиксированы достижения. Но есть и такие, которые искренне заинтересованы в результатах. Одна очень толковая учительница биологии проводила с детьми исследования и так увлеклась сама и заинтересовала, что не могла остановиться. Но и у нее ничего не получилось — работу ее ученицы не приняли. Теперь я понимаю, почему наука у нас не развивается: говорим «Адал урпак», а сами приучаем это «честное» поколение врать, изворачиваться и приспосабливаться с детства.
Думаю, ситуация с конкурсами и поощрениями в любой сфере такая же – за все надо платить, иметь мохнатую лапу и уметь договариваться с организаторами.
А знаете ли вы, как распределяются почетные грамоты к Дню учителя, Дню независимости или 8 Марта? Районо делает запрос в школы: кого хотите выдвинуть на награждение почетной грамотой МОН РК? После очередного такого призыва мы стали выдвигать учителей со стажем, у которых есть какие-то достижения, но награду – медали и грамоты — получают одни и те же учителя, уровень которых мы, как коллеги, оцениваем, мягко говоря, скромно. Вначале мы удивлялись: если она такой замечательный учитель по своему предмету, то почему ее нет на сайте Бiлiм- land, где лучшие учителя республики выставляют свои уроки, где ее ученики – призеры олимпиад? Ларчик открылся просто: оказывается, она когда-то работала в МОН, где сейчас продолжает трудиться ее подруга.
Еще я всегда удивлялась встречам Президента Казахстана с «лучшими учителями республики», как их представляют в СМИ. Шикарные костюмы, прически, грамотный макияж, ухоженные свежие лица. Глядя на них, я начинаю чувствовать себя каким-то недочеловеком, и уж тем более недоучителем. Но вот однажды одна моя молодая родственница похвасталась, что была на такой встрече. Она когда-то закончила педфак, но ни одного дня в школе не работала, зато вышла замуж за парня, который стал налоговым начальником в одной из областей. Ее он устроил директором Центра педагогического мастерства, хотя она ни дня в школе не работала. Перед Днем учителя муж подсуетился, чтобы жена представляла область, как лучший учитель, а заодно погостила в столице у родителей. Вы думаете, рассказывая мне все это, она смущалась? Да нисколько! Она с гордостью показывала фото со встречи с президентом, а потом богато накрытый стол в ресторане, куда пригласили «лучших» учителей на банкет.
Рассказываю это и вспоминаю, как однажды моей сестре дали, а потом отобрали путевку в Артек. Директор школы посчитала постыдным отправлять во всесоюзный пионерский лагерь отличницу и активистку с физическом недугом: сестра после очередных испытаний на Семипалатинском полигоне родилась с «детской ручкой». Вместо нее, дорисовав оценки, отправили другую девочку. Сестра с тех пор возненавидела и школу, и нашу малую родину. А я сейчас смотрю на всю эту «ярмарку тщеславия» снисходительно. Меня она не удивляет. Откуда в нашем обществе взяться другому уровню сознания, если оно с феодального сразу перескочило в социалистический строй? Поэтому и бежит из страны продвинутая молодежь. Это не моего учительского ума дело, но мне кажется, что скоро у нас останутся одни только пенсионеры и оралманы.
Комментарий редакции: Мы сочли приемлемым опубликовать эту точку зрения, поскольку наша редакция два года назад провела собственный рейтинг лучших учителей и школ Алматы. Тогда финалисты были удивлены объективностью нашей методики и часто спрашивали, с кем «согласован» этот список.
Комментариев пока нет