Первый летописец Апокалипсиса: сбудется ли библейское пророчество?
На протяжении веков человек стремится заглянуть в будущее. Что ждет нас завтра? Куда мы движемся в глобальном смысле и куда придём? Ответ на главный вопрос столетиями ищут в древнейшем и известнейшем мировом пророчестве — книге Иоанна Богослова.
Своим покровителем Иоанна Богослова считают те, кто имеет отношение к созданию книг: писатели и редакторы, издатели, книгопечатники, а также книготорговцы и работники бумажной промышленности. День памяти апостола отмечают 21/28 мая.
Пророческие формулировки, которыми наполнена Библия, поданы посредством аллегорий. «Откровение…» одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа, пожалуй, самая цитируемая книга Нового Завета не только в христианской среде. Текст «Апокалипсиса» иносказателен и конкретен, логичен и детализирован. Само название или его смысловое значение стали культурным феноменом задолго до появления интернета. «Конец света», «Атака титанов», «Столкновение с бездной», «Орбита апокалипсиса», «День апокалипсиса», «Путь к Апокалипсису». Наконец, «Пандемия», «Последний день на земле»… Поисковик в ответ на запрос покажет до полусотни названий фильмов, где исследуют тему глобальных катаклизмов и гибели человечества. Литературное творчество на эту тему, понятно, значительно опередило мир кино. Но все это – условные аллюзии и отсылки к последнему тексту Нового Завета – книге «Апокалипсис» или «Откровению Иоанна Богослова». И попытка зримо представить последний день человечества.
Поиски свершившихся пророчеств «Откровения…» в реальной жизни делают книгу Иоанна Богослова мистическим и тревожным предостережением. Эта книга — таинственная. «Сколько в ней слов, столько и тайн», — говорил о ней святитель Василий Великий, особо почитаемый в христианстве греческий священнослужитель и церковный писатель.
В мировой литературе отмечены множество писателей, которые превосходно знали Библию. Но вряд ли найдется такой, кто, как Фёдор Достоевский, на протяжении нескольких лет заключения в Омском остроге читал лишь Евангелие, пережил и прожил его как свою судьбу.
«Евангелие — единственная книга, позволенная в остроге, — вспоминал Фёдор Михайлович. — Она лежала под моей подушкой в каторге. Я читал её, и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного…»
Именно его Евангелие дало толчок для развития сюжета «Преступления и наказания». Первые пометки на страницах сделаны кончиком ногтя: письменных принадлежностей заключенным иметь не полагалось. Позже знаки наносятся бережно: сухим пером, карандашом, редко — чернилами.
Большинство пометок — на текстах Иоанна Богослова. Важнейший эпизод, когда Соня читает Раскольникову о воскрешении Лазаря: «На комоде лежала книга — Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете». Это описание соответствует Евангелию самого автора. Ученые обнаружили 14 пометок, сделанных Достоевским в разные годы. Мотивом воскрешения, восстановления падшего человека завершается и роман: на каторге Раскольников вспоминает о чуде возрождения и просит священную книгу у Сони.
Отдельная тема — пометки Достоевского на полях Апокалипсиса. В тексте, полном сложных символов и пророчеств писатель, философ и мыслитель искал ключ к пониманию процессов, происходящих в мире. Его мучило противоречие между развитием цивилизации и оскудением веры. По мысли Достоевского, попытки устроить жизнь на основе социальных теорий могут обернуться адом, потому что игнорируют главное — заповеди и волю Творца.
Обдумывая план романа «Бесы», Достоевский вновь перечитывает Откровение Иоанна Богослова. Пророчества любимого ученика Христа станут стимулом для книги, которую тоже назовут пророческой. «И видел я зверя, выходящего из земли» — напротив этих слов Федор Михайлович пишет: «Соцiал», то есть «социализм». Зверь, как сказано в Апокалипсисе, «говорит гордо и богохульно», будет вести войну со святыми и на какое-то время победит их… Великая блудница сядет на «звере багряном», имеющем семь голов. Позже в связи с этим вспоминали красного коня с картины Петрова-Водкина и первое политбюро из семи большевиков, созданное в октябре 1917 года. Достоевский пытается постичь смысл будущих событий и пишет на полях: «цивилизацiя».
Апостол любви — так называют в христианском мире Иоанна Богослова, так как в трёх своих Посланиях он учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу, и сам являл пример пламенной любви для окружающих.
Из письменных свидетельств известно, что апостол Иоанн обладал пылкой натурой. Ему были свойственны редкая чуткость к другим и сострадание. Также апостола отличали исключительная наблюдательность и восприимчивость к событиям и явлениям. Вероятно, именно поэтому Христос избрал его, чтобы сообщить откровение, заключающее в себе пророчества о конечных судьбах мира.
Святой Севастиан Карагандинский глубоко чтил Иоанна Богослова и отмечал апостола в своих беседах, а дни его памяти совершал особенно торжественно и благоговейно. В книге воспоминаний (Живой воды неиссякаемый источник: Карагандинский старец преподобный Севастиан. / Королёва В. – 5-е изд. Доп. – М.: Паломник, 2014.) приведены его слова из дневника, датируемые 25.05.1960 г.: «в начале бе Слово… Как чистейшему, честнейшему и нежнейшему Спаситель вручил ему Свою Матерь. Блажен ты, сын Громов, подобно орлу воспарив выше всех, и прогремел, как гром своим учением.»
Перед началом Апокалипсиса человечество содрогнется от землетрясений, наводнений, эпидемий, голода и других бедствий. Происходить это будет на фоне многочисленных непрекращающихся локальных войн, одна из которых разрастется и охватит всех. И это — самое страшное из библейских пророчеств. Многих успокаивает лишь то, что оно еще не исполнилось.
Как относиться к таким пророчествам? Сложно сказать. Если человечество задумается над ними, то страшный финал возможно будет изменить.
Азамат Горожанин
Комментариев пока нет