Чем обернется банкротство сотен строительных компаний Казахстана?
После выхода материала «Заговор застройщиков» Союз строителей Казахстана представил свою версию причин роста стоимости строительных материалов и жилья. По их мнению, главные строительные холдинги (BI-group, Базис-А и Рамс-Казахстан), контролируют основную долю первичного рынка коммерческого жилья, а сотням мелких строительных компаний грозит банкротство. Главная причина – зависимость от импорта стройматериалов.
– Наш Союз объединяет более 1200 компаний, где работает около 220 тысяч человек, – говорит председатель Союза строителей Талгат Ергалиев. – По информации агентства по статистике РК, лицензии на право заниматься строительством за 30 лет независимости получили порядка 82 тысяч компаний. Исследовав и проанализировав этот рынок, мы пришли к выводу, что сегодня в нашей отрасли работает не более 5500 тыс. компании. Четвертая часть из них входит в Союз строителей Казахстана, наиболее крупной из всех общественных объединений страны. Поэтому, хотелось бы, чтобы наши граждане знали, что Союз строителей объединяет не только застройщиков, но и генподрядчиков, которые строят не только коммерческое жилье, но и социальные объекты.
Почти во всех регионах мы выживаем за счет госзаказов, строительства детских садов, больниц, школ и т.д. по утвержденным государством программам. Благодаря строительству и смежным с ним направлениям работой в Казахстане обеспечены около 700 тыс. человек, вместе с семьями это около 3 млн человек. И когда говорят о спекуляции на рынке жилья, то надо отделять «зерна от плевел».
– Но почему жилье в Казахстане подорожало именно сейчас, когда денег у людей становится все меньше и меньше?
– Сегодня плановые накопления имеют только те компании, которые строят очень много объектов – одновременно от 30-50 единиц. Ответственные лица от правительства любят приводить какие-то данные о том, что стоимость квадратного метра в Казахстане зашкаливает за 400 тыс. Но это стоимость домов бизнес и элит-классов. Основная же масса компаний строят доступное жилье класса комфорт. Поэтому утверждать, что у всех строителей высокие прибыли, будет неверным. Даже если компании и имеют ее, то это главный стимул для развития экономики и повышения благосостояния людей.
Основная причина удорожания жилья в том, что в стране производиться 54% от потребности в строительных материалах (и то обеспечиваем отечественный рынок только на 50%), в итоге более 60% завозим извне.
– А почему стройматериалы не производятся здесь, в Казахстане?
– Стройкомпании перестали получать прибыли после двух девальваций – в 2015 и 2020 годов, а покупательская способность населения упала. Так как строительные компании перестали получать прибыль и живут они теперь от заказа до заказа, то и денег на открытие цехов и заводов по производству дверей и окон, металлоизделий, отделочных материалов, штукатурных смесей, а также обновление машин и механизмов, нет.
Цены на строительство, формируемые по госпрограммам, не соответствуют рыночным. Отсюда недопонимание роли строительной отрасли в жизни страны даже от некоторых чиновников. Эти недалекие люди распространяют информацию о том, что в то время, когда население нуждается в социальной поддержке, предприниматели смеют думать о прибыли, как будто они вывозят ее оффшоры или кладут себе в карман. Понятно ведь, что при наличии прибыли любая компания для диверсификации и развития будет вкладываться в производство для освобождения зависимости компании от рынка. Кроме того, при наличии хороших доходов компании платят премии и бонусы своим сотрудникам, предоставляют им социальные пакеты, поощряют отправкой в санатории для профилактики здоровья. Все это вкупе повышает товарно-денежный оборот страны и сказывается на благосостоянии людей.
Сегодня из-за низких цен на строительство по госпрограммам более 100 казахстанских компании движутся к банкротству, около 15 тыс. работников отрасли могут остаться без работы и средств на существование, а это уже чревато социальной напряженностью. Конечно, свято место пусто не бывает, на их место придут другие, но они, не имея квалификации, будут совершать те же самые ошибки, что были на начальном этапе у их предшественников. Поэтому гораздо проще будет сохранить действующие.
Но вся беда в том, что абсолютное большинство людей не разбирается в строительстве, а псевдоэксперты рассматривают его однобоко, стригут всех под одну гребёнку, и тем самым вводят людей в заблуждение. Но это и опасно, и неграмотно, и неправильно.
– Под псевдоэкспертом вы имеете в виду нашего предыдущего эксперта, известного оценщика-экономиста Александра Калинина?
– А кто он? Я не знаю такого аналитика и не хочу ни на кого ссылаться. Я говорю о псевдоэкспертах, которые вводят в заблуждение не только население, но и президента Казахстана. Возьмем идею с пенсионными фондами. Она – и уникальная, и актуальная, так как появилась как раз тогда, когда у нуждающегося в жилье населения не хватало денежной массы. Любой из нас, если считает себя патриотом своей страны, должен думать о том, чтобы у всех казахстанцев имелось своё жильё. Смогли же в начале девяностых решить проблему с нехваткой продуктов питания, теперь мы уже думаем над тем, чтобы они были без ГМО, качественными и натуральными. После еды номером вторым идет жилье. Наше объединение как раз и выступает за то, чтобы на рынке были доступные цены на него.
Но если два миллиона человек, нуждающегося в нем, живут от зарплаты до зарплаты, то, естественно, возможности накапливать деньги в банке или других финансовых институтах у них нет. Пенсионные деньги как раз и позволили части из них приобрести жильё. Но утверждать, что цены него выросли из-за этого, будет неверно, потому что сегодня на рынок выброшено 162 тыс. квартиры общей площадью 11 млн. квадратных метров.
У кого сегодня есть деньги, чтобы купить их? У очень небольшого количества людей, которые могут через разные банки взять кредиты. Однако если смотреть на спрос и предложение, то последнего куда больше. Под спросом мы подразумеваем тех, у кого есть деньги, но это не те два миллиона человек, которые, действительно, нуждаются в нем. Поэтому если предложение есть, а спроса мало, то цены никак не могут вырасти.
– Тогда почему же они все же выросли?
– Здесь совпали рост мировых цен на стройматериалы и выделение денег из пенсионного фонда на покупку жилья. Например, арматура стоила 215 тыс. тенге, подорожала за год до 450 тыс. или на 210%; битум строительный со 190 до 240 тенге (126%); утеплитель 26 и 36 тыс соответственно (131%.) и т.д., и т.п.
Есть такое понятие как отложенный спрос. Когда в пандемию заводы по производству стройматериалов не работали или работали мало, то они изготовили только половину от необходимого заказа. В следующем, 2021 году, они должны были удовлетворить на 100% потребности этого года и плюс 50% не сделанного в 2020 году. Так было не только у нас – по всему миру пошло выполнение отложенных обязательств. Другая причина удорожания товаров и услуг связана с тем, что почти весь мир год сидел на карантине, правительства этих стран выплачивали людям 80% заработной платы, вследствие чего произошла девальвация даже иностранных валют. Цены на стройматериалы и спрос на них, естественно, возросли. И сегодня, к примеру, российским производителям, выгодно продавать товары в Китай, Европу или Америку из-за разницы цен. Нехватка материалов – это мировая проблема, удорожание именно арматуры на Лондонской бирже тому свидетельство, а не какие-то там перекупщики
Псевдоэксперты утверждают, что у нас по сговору производителей подорожали отечественные материалы – щебёнка, песок, дресва. По нашим данным, если это и имеет место быть, то только на 2% или 3%. Поэтому говорить, что это связано с сговором перекупщиков, будет неверно. Можно отметить только отдельные элементы, связанные с лоббированием чьих-то интересов. Например, из-за закрытия поставок цемента третьим странам – Китаю и Ирану, наши производители через третьи руки подняли стоимость цемента в несколько раз. Этим самым они пытались компенсировать свои расходы.
– Таким образом, цены на рынке жилья вы считаете вполне адекватными?
– Это не последний рост цен. Хотим мы или не хотим, но они будут расти каждый год. Можно, конечно, вводить людей в заблуждение людей и говорить неправду, но в принципы и правила Союза Строителей это не входит. Я уже сказал, что в следующем году обанкротится более 100 компаний в связи с удорожанием строительных материалов. Те из них, которые работают на свободном рынке недвижимости, ещё как-то смогут выжить, даже оставшись без прибыли, а вот те, кто работают на выполнение госзаказа, уйдут с рынка и люди, работающие там, останутся без работы. Многие казахстанцы сегодня закредитованы, как и строительные компании. Скоро вся страна увязнет в судебных процессах.
– Какую долю рынка контролируют крупные компании BAZIS-A и BI-group?
– По нашим данным, из 15 млн квадратных метров введенного в 2020 году, но еще не проданного жилья в Казахстане, одна из этих компании занимает 11,6%, другая – 6,9% объема общего рынка. Это небольшой процент на самом деле, но некоторые наши «эксперты» неточными данными вводят население в заблуждение.
– Какова себестоимость одного квадратного метра?
– Она варьируется от 240 до 270 тыс. за жилье комфорт-класса, бизнес и элит дороже примерно на 50 тыс. А вообще, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть, из чего состоит стоимость жилья, и как повлияло удорожание всех этапов строительства на стоимость квадратного метра.
1 Комментарий
Какова себестоимость одного квадратного метра?
– Она варьируется от 240 до 270 тыс. за жилье комфорт-класса, бизнес и элит дороже примерно на 50 тыс.
Если это так, то почему продаете квартиры по цене 600 тыс. и выше за кв.метр?