Чиновники смогут назначать штрафы и адмаресты
В Кодекс об административных правонарушениях снова внесут изменения. Министерство юстиции разработало пакет поправок, предполагающих частичную передачу функций административных судов другим государственным органам. Если новый закон вступит в силу, некоторые административные дела сможет рассматривать не только суд.
«На практике, ввиду отсутствия судебного усмотрения по таким делам, поскольку в санкциях указаны фиксированный размер штрафа с дополнительной мерой взыскания, по сути, суды «штампуют» решения», – пишут авторы концепции. Такая практика Минюст не устраивает.
Еще один из доводов в пользу передачи судебных функций госорганам – ряд правовых пробелов и коллизий, который Минюст выявил в правоприменительной практике в КоАП. В качестве примера в концепции приводится статья 720 КоАП, согласно которой органы госдоходов рассматривают факты нарушений, связанные с подкупом участников и организаторов спортивных соревнований и зрелищных мероприятий. Однако, по информации Минфина, эта компетенция не относится к налоговым органам, так как они не являются организаторами данных мероприятий. По информации Генпрокуратуры, статистика о результатах рассмотрения дел по данному правонарушению за 2019 и 2020 годы – нулевая. Другой пример из концепции: у уполномоченного органа отсутствует компетенция на рассмотрение дел, связанных с нарушением порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний. Это нарушает принцип неотвратимости наказания и ухода от ответственности нарушителей.
За нарушение военного положения будут арестовывать
Разработчики поправок предлагают продолжить работу по разграничению полномочий судов и государственных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, по которым последние могли бы рассматривать дела самостоятельно. Также Минюст планирует ввести административный арест за нарушение требований режима военного положения. При этом нарушение военного положения станет отягчающим обстоятельством. Законопроект предполагает также введение норм, регламентирующих процедуру производства дел при чрезвычайном положении. Список возможных административных правонарушений в КоАП увеличится на 12 пунктов:
– несоблюдение нотариальной тайны, адвокатской тайны и тайны юрисконсульта (новая ст. 85-1 КоАП);
– оказание туристских услуг туроператорами и (или) турагентами без заключенного агентского договора на реализацию туристского продукта (новая часть 6 ст. 187 КоАП);
– оказание туристских услуг гидами, инструкторами туризма, экскурсоводами без сертификата о прохождении подготовки в сфере туризма и (или) гражданства РК (новая часть 7 ст. 187 КоАП);
– реализация ювелирных и других изделий из драгметаллов и драгоценных камней без экспертного заключения (часть 1 ст. 190-1 КоАП);
– нарушение порядка организации питания обучающихся и приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей в государственных организациях образования (новая ст. 207-2 КоАП);
– расходование бюджетных средств на содержание объектов, не числящихся на балансе соответствующего администратора бюджетных программ, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан (новый абзац ст. 234-1);
– расходование бюджетных средств на содержание объектов, не введенных в установленном законодательством порядке в эксплуатацию (новый абзац ст. 234-1);
– отсутствие экономического эффекта от реализации бюджетных инвестиций (новый абзац ст. 234-1);
– нарушение требований промышленной безопасности по предупреждению и ликвидации аварий и их последствий на опасных производственных объектах (новая ст. 299-1 КоАП);
– нарушение режима особо охраняемых природных территорий (статья 380 КоАП);
– непринятие мер учредителем по переводу обучающихся для продолжения обучения в другие организации образования в случае лишения лицензии на занятие образовательной деятельностью или ликвидации организации образования (новая часть 4-1 ст. 409 КоАП);
– несоответствие негосударственной противопожарной службы требованиям, предусмотренным разрешительными документами (новая ст. 410-2 КоАП);
Ужесточат ответственность за двойное гражданство и неприменение отечественных стройматериалов
Разработчики законопроекта планируют ужесточить ответственность за следующие правонарушения:
– неприменение строительных материалов, оборудований, изделий и конструкций казахстанского (отечественного) производства, включенных в базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков (новая ст. 323-2);
– нарушение требований пожарной безопасности и санитарных правил в лесах (ст. 367 КоАП);
– нарушение порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, добычи живицы и древесных соков, второстепенных лесных материалов (ст. 368 КоАП);
– нарушение требований пользования животным миром и правил охоты (ст. 382 КоАП);
– нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности (ст. 410 КоАП);
– вовлечение и (или) допуск граждан РК в возрасте до 21 года в занятия азартными играми и (или) пари на деньги, вещи и иные ценности (часть 2 ст. 444 КоАП);
– наличие двойного гражданства у лиц, занимающих должности госслужащих и руководителей квазигосударственных организаций (статья 496 КоАП).
Некоторые статьи административного законодательства гуманизируют. При рассмотрении дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, разработчики законопроекта предлагают применять сокращенное производство. От судов в Агентство по делам государственной службы планируется передать рассмотрение дел, связанных с незаконным вмешательством чиновников в деятельность ИП и юрлиц путем издания незаконных актов и дачи незаконных поручений, препятствующих их предпринимательской деятельности.
Полный список госорганов, которые смогут рассматривать административные дела, пока неизвестен. Exclusive.kz запросил у Министерства юстиции сравнительную таблицу для подробного изучения.
Комментариев пока нет