Как оценивали активы ИФК и почему сделка прошла почти незаметно
В национальном холдинге «Байтерек», владеющем Инвестиционным фондом Казахстана, не раскрывают покупателя. 17 августа 2021 года на портале реестра государственного имущества прошли торги по приватизации – в конкурентную среду передали Инвестиционный фонд Казахстана, входящий в группу национального управляющего холдинга «Байтерек».
Фонд реализовали за 10,6 млрд тенге. К этой сделке есть два вопроса: реализован ли фонд по реальной рыночной цене, и кто в итоге стал обладателем структуры с активами в как минимум 30 млрд тенге.
Ставки сделаны, ставок больше нет
В августе через торги на повышение продали 100% акций Инвестфонда РК. Сделка прошла почти незаметно для широкой общественности и получила огласку только благодаря нескольким публикациям финансовых экспертов в социальных медиа. В качестве стартовой цены была указана сумма в порядок 10,55 млрд тенге, в итоге компанию отдали за чуть более 10,6 млрд тенге.
До сих пор неизвестно, кто стал покупателем: холдинг «Байтерек» не раскрывает информацию. При этом, по некоторым данным, в торгах участвовали три компании, но, если принимать во внимание малый “разброс” между стартовой и окончательной ценами, наличие трех участников могло быть лишь формальностью – двое из них просто позволили третьему купить актив.
Единственными доступными данными по возможному покупателю ИФК является публикация в издании “Время”, где автор статьи называет компанию – это ТОО “D-Personnel”. В материале говорится, что она имеет регистрацию в Туркестане, работает около семи лет и принадлежит Ильмурату Ахметову. Но и эта структура, намекает автор статьи, может выступать как “фронтир” для состоятельного человека или структуры.
На такие мысли наводят малые налоговые отчисления: НДС компания не платила из-за низких оборотов, а пик отчислений пришелся на 2017 год с суммой в 5,2 млн тенге. С начала этого года ТОО “D-Personnel” заплатила и вовсе всего 136 тысяч тенге. Но несмотря на это, она смогла купить в августе другую компанию на торгах за более чем 10,6 млрд тенге.
Новый владелец, очевидно, не вступил в полные права по своему новому активу. Такое предположение можно сделать из того, что официального объявления об отчуждении ИФК от “семьи” холдинга “Байтерек”, оформленного в документы, на KASE или реестре НПА еще не было.
Тем не менее, факт сокрытия нового владельца ИФК от общественности выглядит странно. Когда продали аэропорт Алматы, например, имя новых владельцев стало известно сразу – причем об этом заявили они сами, не дожидаясь объявления казахстанских государственных органов.
Недооцененный актив
С позиции общественности неясно, почему сохраняется информационное “затишье” вокруг продажи ИФК. Но если смотреть с позиции потенциального нового владельца, то ситуация становится яснее.
Инвестиционный фонд Казахстана – один из крупнейших игроков казахстанского рынка на рынке NPL, то есть “проблемных активов”. Само выражение проблемный актив не означает, что он в виде фабрики или завода не способен функционировать – зачастую проблемы кроются в неплатежеспособности предпринимателя, который взял кредит под новое дело. В итоге за неуплату изъяли часть предприятия или его полностью, и пока ищут нового владельца-инвестора, актив признают “проблемным”.
Несмотря на работу на таком рынке, ИФК выглядит финансово устойчиво. Но если заглянуть в самую свежую финансовую отчетность фонда (за первые шесть месяцев 2021 года), то там числятся активы на 36,7 млрд тенге. В их числе:
- деньги и их эквиваленты на 5,6 млрд тенге;
- счета и депозиты в банках на 4,25 млрд тенге;
- инвестиционные ценные бумаги еще почти на 5 млрд тенге;
- дебиторская задолженность (деньги, которые должны вернуть в пользу ИФК) на 8,6 млрд тенге.
Также в финотчетности значатся “долгосрочные активы, предназначенные для продажи” общей стоимостью 11,745 млрд тенге. В этом пункте речь идет о компаниях, в которых ИФК контролирует долю. С их полным перечнем можно ознакомиться здесь. Согласно опубликованному на сайте самого ИФК документу, это как минимум 15 объектов в разных регионах страны: от земельных участков до битумных заводов и швейной фабрики.
Назвать такие активы бесперспективными и готовыми к списанию затруднительно. Подобные объекты при наличии инвестора можно вновь пустить в оборот, а значит для ИФК они являются временным обременением.
Тем не менее, при активах в 36,7 млрд тенге Инвестфонд продали за 10,6 млрд, то есть по троекратно меньшей цене. Объяснить снижение оценки можно было бы обязательствами в 29,8 млрд тенге, также отраженными в отчетности.
Но специалисты ТОО “Консалтинговая компания “Баланс”, которые и проводили оценку ИФК, пишут в своем отчете: “В перспективе ближайших полугода вероятность потери платежеспособности является минимальной, что положительно сказывается на имидже организации. Наличие собственного оборотного капитала АО “ИФК” усиливает финансовую независимость организации, на протяжении периода идет динамика снижения собственного капитала, однако за этот же период он положительный. Это снижает уровень рисков, связанных с нехваткой оборотных средств в том случае, если возможность привлекать финансовые ресурсы из внешних источников будет ограниченной.
На конец (2020) года доступных собственных оборотных средств и постоянных источников достаточно для того, чтобы покрыть всю потребность в финансовых ресурсах для формирования того уровня запасов, который обеспечит своевременное снабжение всех центров ответственности за выполнение их рабочих задач.”
Такие формулировки говорят о том, что ИФК вполне способно покрывать все потенциальные риски собственными силами. А значит и оценка компании в три раза дешевле, чем у нее есть активов (в том числе и очень ликвидных денег, и ценных бумаг), выглядит странной. Тем не менее, в итоге Инвестфонд реализовали за 10,6 млрд тенге – немногим выше оценки, которую давала “Консалтинговая компания “Баланс”.
Ситуация выглядит еще интереснее, если обратить внимание на процесс подготовки ИФК к продаже – он либо отсутствовал, либо был просто формальным. Например, на странице Инвестиционного фонда Казахстана на портале Госреестра множество пунктов плана приватизации значатся неисполненными.
Оценку объекта должны были провести в апреле 2021 года, стартовую цену и вид приватизации должны – в мае, а торги в июне. В итоге торги прошли в августе, а покупатель до сих пор неизвестен.
Что будет с активами, которые исчисляются десятками миллиардов тенге, и объектами, у которых уже появились новые инвесторы, также неизвестно. Остается лишь ждать официального сообщения владельца – холдинга “Байтерек”, чтобы понять, кто же новый владелец ИФК и каковы его планы и обязательства после приобретения такого ценного актива.
Комментариев пока нет