Независимость глазами поколения 50+: мы до сих пор не знаем, какое будущее ожидает Казахстан
Поддержать

Независимость глазами поколения 50+: мы до сих пор не знаем, какое будущее ожидает Казахстан

Исследовательский центр PaperLab провел исследование «30 лет независимости Казахстана глазами граждан: события, символы и герои». Цель очень простая – узнать, насколько простые казахстанцы согласны с оценками прошедших десятилетий, которые обычно транслирует официальная власть.

– В нашем исследовании участвуют казахстанцы разных возрастных групп. Поколение старше пятидесяти лет мы решили собрать у нас в офисе. Чем старше поколение, тем сложнее общаться виртуально. Формат офлайн всегда более удобен. Для нас важно, чтобы участники максимально раскрылись, говорили то, что думают, – объясняет исследовательница Алия Тлегенова.

Участники не скрывают настороженность, уточняют, не просочится ли информация о том, что это именно они сказали слова, которые процитируют в исследовании. Организаторы убеждают, что им не о чем беспокоиться, но некоторая скованность в поведении респондентов все еще заметна.

Во время знакомства выясняется, что почти все сидящие за столом имеют высшее образование, некоторые уже вышли на пенсию и воспитывают внуков, кто-то работает в частном секторе. Среди респондентов коренные жители, родившиеся еще в Целинограде, есть и приезжие из разных городов и сел Казахстана, – словом, обычный социальный срез столицы.

– Как вы знаете, 16-го декабря мы отмечаем День независимости, – перешел к делу исследователь Серик Бейсембаев. – Как вы относитесь к этой дате? Что она значит для вас? Отмечаете ли вы в кругу семьи или не отмечаете? Какие у вас ассоциации с этим днем?

Р: Мой муж участвовал в декабрьских событиях. Он студентом был, и все студенты с общежития тоже пошли туда. Собрались, но потом убежали. Он рассказывал, что невозможно было смотреть. Он там все видел. И когда он рассказывает, мы все равно вот это все каждый год вспоминаем.

И: То есть, это важный день для вас?

Р: Да, внукам рассказываем. Я отмечаю День независимости. Я себя считаю патриотом. Мы делаем бешбармак, потом я рассказываю истории, готовлюсь, об истории Казахстана рассказываю.

– А детям интересно слушать про эти события? То есть, они понимают значимость этого дня?

Р: Понимают. Взрослые уже. Для меня этот день праздник.

Исследователи просят поделиться воспоминаниями о событиях начала девяностых, о том, какие ощущения были от новости о провозглашении независимости. Все рассказывают о состоянии растерянности, страха, экономических трудностях и новых возможностях.

– Что из себя представляет Казахстан спустя 30 лет независимости? Можете описать несколькими словами, современный Казахстан – это страна, которая стала… Какие 2-3 характеристики можно дать? – спрашивает исследователь.

Респонденты отвечают, что Казахстан стал узнаваемым на мировой арене, появилась образовательная программа «Болашак». Кто-то считает, что в мире республика ассоциируется с Назарбаевым, «Байконуром» и нефтью.

– Какими основными прилагательными можно описать страну на текущий момент?

Р: Узнаваемое государство, миролюбивое и гостеприимное. Все, кого не встретишь, все приглашают в гости. Папа Римский не во всех государствах Европы был, а у нас он побывал. И в то же время, мне кажется, сейчас очень такое особое время, как бы 30 лет прошло и, честно говоря, мы еще не определились: какое будущее ожидает Казахстан? По какому пути он дальше будет развиваться? Сохраним ли мы свою независимость?

…Это говорит о том, что все-таки в обществе не так все спокойно, как бы мы красиво ни говорили. Молодежь за объединение тюркских народов, часть населения за присоединение опять к России. Поэтому, я считаю, что сейчас очень важное время. Неопределенность.

91-й я запомнила, потому что у меня дочка родилась в 91-м году. А потом, через два года, по-моему, говорили, что на одного человека в Казахстане десятки тонн полезных ископаемых. А сейчас… Один знакомый есть, он работает там, где золото добывают, и он говорит: золото прямо вагонами увозят. На базаре изюм, курагу, покупаю, спрашиваю: откуда? Я думала, из юга привозят. Нет, говорит, из Китая. Представляете?! И вот о чем можно подумать? Что мы едим? Хотя у нас в Уштобе хорошо рис выращивают, в Кызылорде насколько я знаю, тоже. А сейчас вообще непонятно, что мы едим.

– То есть, мы сами себя не обеспечиваем продуктами?

Р: Нет. Все, что у нас есть, все за границу увозят.

Как это характеризует страну?

Р: У нас производства нет.

Мне довелось около четырех лет поработать в Белоруссии. У них нет таких природных богатств, как у нас, кроме калийных удобрений и воды. Но там на улице не увидишь людей, которые попрошайничают. У нас, к сожалению, около супермаркета стоят люди, которые просят дать им денег на еду, вроде прилично одетые. Я сам столкнулся четыре дня назад. Бургер вынес, и дал ему. С другой стороны, на этой же стоянке выходят молодые девушки из Лексус-570. То есть, вот этот контраст есть. Управление, конечно, должно жить получше, но оно должно и присматривать, чтобы не было никаких выбивающихся из контекста лиц.

Р: Неравенство, расслоение общества на богатых и бедных.

Р: Механизм распределения у нас неправильный.

Р: Среднего класса практически нет.

Р: Я был в Узбекистане, в Ташкенте. Сравните технопарк в Ташкенте, в Минске, и у нас. Все это очень видно. Люди живут по-разному.

Скромное чаепитие действительно помогло разрядить обстановку. Схожесть мнений, общий опыт переживания трудностей объединили совершенно разных, абсолютно не знакомых друг с другом людей. Каждый вопрос исследователя теперь респонденты слушают с большим интересом, с удовольствием делятся мнением.

В общем списке значимых по мнению респондентов событий, произошедших за минувшие 30 лет независимости страны – закрытие Семипалатинского ядерного полигона, введение национальной валюты, перенос столицы, саммит ОБСЕ и визит Папы Римского, жанаозенские и шаныракские события, демаркация государственных границ, принятие Конституции, убийство Алтынбека Сарсенбаева, взрыв в Арысе, гибель сестер Ситер, передача власти и другие. Дальше респонденты делят события на позитивные, негативные и неоднозначные.

Позитивных событий оказалось больше, и многих это удивило. Кто-то предлагает добавить в список негативных событий коррупцию и строительство ЛРТ.

– Мы только что распределили события по группам. Теперь вспомним людей, персон, которые оказывали наибольшее влияние на развитие страны. Это необязательно политические фигуры, люди, которые по вашему мнению оказывали влияние на общество, – продолжил исследователь Серик Бейсембаев.

Список из фамилий вырос за считанные минуты. В нем Олжас Сулейменов, Нурсултан Назарбаев, Нурлан Балгимбаев, Акежан Кажегельдин, Даниал Ахметов, Мухтар Аблязов, Заманбек Нуркадилов, Алтынбек Сарсенбаев, Марат Тажин, Нуртай Абыкаев, Роза Рымбаева, Димаш Кудайберген, Денис Тен, Геннадий Головкин, Илья Ильин, Александр Винокуров, Мухтар Магауин, Фариза Онгарсынова, Кабдеш Жумадилов, Алибек Днишев, Батырхан Шукенов, Касым-Жомарт Токаев, Дарига Назарбаева, Рахат Алиев и другие.

– Теперь так же, как и с событиями, поделим на три группы: позитивно, негативно, неоднозначно, – предлагает исследователь. Олжас Сулейменов?

Р: Неоднозначно.

Р: Он сейчас не активен. Возраст, наверное.

И: Хорошо. Назарбаев?

Повисла небольшая пауза. Кто-то первым сказал «позитивно», и все согласились. Группа быстро рассортировала имена по трем секциям.

И: Кто эти люди? Кого вы видите в основном?

Р: Люди спорта, политики, культуры.

И: Каких людей не хватает?

Р: Экономистов не хватает.

Р: Животноводов, химиков, геологов, учителей не хватает, профессоров.

Р: В списке нет ни одного ученого.

Новые вопросы о перспективах развития Казахстана то и дело вызывают у респондентов желание дискутировать. Кто-то хочет, чтобы Казахстан стал успешным, как Арабские Эмираты, кто-то желает, чтобы граждане перестали уезжать из страны.

Р: Я бы хотел, чтобы жили в мире. Потому что мы жить как в Эмиратах или как во Франции никогда не будем. Потому что у нас совсем другое сознание, другие взгляды на жизнь. Как в Германии мы жить не будем.

Р: Почему?

Р: Потому что мы другие люди.

Р: Мысли другие.

Р: Например, если тебе хочется, и ты знаешь, что нет видеокамер и полицейского, то ты можешь развернуться через две сплошные линии. А в Германии тут же сообщат о тебе в полицию. Поэтому мы не будем так жить, как в Германии.

Р: Мы будем так жить, если мы сами будем объяснять своим детям, как жить культурно, как поступать.

Р: Все зависит от самого человека.

Р: Я думаю, что мы будем жить в мире и гораздо лучше в материальном плане. Поскольку пока дальше продолжается эпоха стабильности, мы наработаем себе больше потенциала в каждой семье, и в своем государстве. Если говорить о резком скачке, то, наверное, ждать этого резкого скачка не приходится, потому что люди, которые создавали это все 30 лет, они никуда не делись, и мы продолжаем жить дальше. Пока мы себя не улучшим, мы не изменим страну. (…) Если ты не прилагаешь к этому усилий, то ничего и не будет.

Во время исследования респонденты поделились переживаниями о переезде молодежи из Казахстана, рассказали о своих планах. Результатом встречи все остались довольны. Все рады, что получилось высказаться, рассказать о тревогах, и даже вдохновиться благодаря участникам, имеющим оптимистичные взгляды.

Уходя, один из мужчин тихо поинтересовался у организаторов:

«На счет персоналий ничего не будет? Я много чего себе позволял».

#Paperlab #Explore30yearsPaperlab




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *