Январь 2022, Казахстан – Россия, январь 1918: что между ними общего?
Поддержать

Январь 2022, Казахстан – Россия, январь 1918: что между ними общего?

События в Казахстане назвали беспрецедентными. Однако они имеют аналоги в нашей стране – в Алма-Ате в декабре 1986 года, в Жанаозене в 2011 году. Подобное случалось и в других регионах: подавление студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь в Китае в 1989 году, Майдан в Украине в 2014 году, нападения исламистов в Мозамбике, Ираке, Афганистане, Мали в 2021 году. Под предлогом преобразований и защиты прав людей жгли, громили, убивали.

В январе в Алматы мы пережили свои «окаянные дни». Похожие на те, свидетелем которых был писатель Иван Бунин. Вместе с десятками тысяч участников в России, объятой революционным пламенем конца 1917-го начала 1918-го года. Под впечатлением от пережитого Бунин написал книгу «Окаянные дни» и «Дневник». В СССР эти произведения не публиковалась вплоть до перестройки начала 1990-х. 

Иван Бунин

Дневниковые записи – сохранение жанра

Дневник Бунина – отражение того, чем он жил в революционный период 1917-18 гг. Иван Алексеевич считал дневниковые записи «одной из самых прекрасных литературных форм», был уверен, что они станут главным жанром. И был прав: сегодня в роли дневника выступают соцсети, и мы читаем хронику происходящего в нашей стране в начале января 2022 года во всеобщем онлайн-дневнике. В хрониках 1917 года Бунин описывает грозные революционные события, но от его внимания не ускользает и внешний мир: по-весеннему сияющее небо, яркий месяц на небосклоне, сугробы, нежные розовые облака. 

Алматинцы, переживая чёрные, кровавые дни, замечают, что природа в это время погрузилась в непроницаемый туман, зловещий сумрак. 

Для Бунина события в России отзываются печалью и отчаянием в сердце: обыденностью стало, что вокруг «грабят, бьют, насилуют, пакостят в церквях». Всюду – в столицах и провинции – погромы, расстрелы. Известно, что накануне эмиграции Бунин наблюдал, как шла охота на литераторов (их убивали), представителей интеллигенции, столь ненавистной для пролетариата. 

В Алматы избивали и стреляли в журналистов, ведущих репортажи с мест событий. 

Находясь в Одессе в 1919 году, Бунин пишет: «День и ночь живём в оргии смерти. И всё во имя «светлого будущего», которое будто бы должно родиться именно из этого дьявольского мрака?» Он разоблачает, как отвратительную ложь, слова «революции не делаются в белых перчатках…» Писатель отвергает насилие и призывает бороться «за вечные, божественные основы человеческого существования». 

Окаянные дни

4 ноября. «Дневник 1917-18 гг.» «Один из самых страшных дней моей жизни. Да, позавчера был подписан в пять часов «Мирный договор» (в ноябре 1917 года большевики начали мирные переговоры с Германией и её союзницами о перемирии). Часов в одиннадцать узнал, что большевики отбирают оружие у юнкеров. (…) Три раза приходили, вели себя нагло. Выйдя на улицу после этого отсиживания в крепости, испытал страшное чувство свободы… и рабства. Лица хамов, сразу заполнивших Москву, потрясающе скотски и мерзки. День тёмный и грязный. Москва мерзка как никогда. Ходил по переулкам возле Арбата. Разбитые окна. Разбитые стёкла и т.д.».

 

Три дня, которые потрясли наш современный мир… В алматинской хронике событий с пятого по седьмое января 2022 г. вместо праздничного Рождества – хаос, неготовность противостоять террору, случайная гибель простых граждан, детей. После первых дней растерянности силовики дали отпор бандитам, проводя повсеместно антитеррористические операции. Люди постепенно приходят в себя. Вернёт ли себе Алматы статус безопасного, солнечного, жизнерадостного города? Время покажет. 

Январские события в 2022


Акция протеста в Актобе 5 янв 2022

Акимат Алматы 2022

Сравнивая ситуацию в «Окаянных днях» и наши январские события, епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев) отмечает, что в России убивали священников, громили храмы. В Казахстане ни один из храмов не пострадал. В эти трагические дни в казахстанских церквях читались особые молитвы о мире, об умирении, о спокойствии – в контексте Божественной Литургии, молитвы читали после служб.

Епископ Каскеленский Геннадий

Епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев), управляющий делами Православной Церкви Казахстана: 

– «Окаянные дни» Иван Бунин написал о событиях 1918-19 годов в России. Первая часть – о Москве, вторая – об Одессе той поры. Можно ли сравнивать происшедшее в Казахстане и России в прошлом веке? У нас это было потрясение трёх дней, у Бунина – жизнь в России, охваченной революцией, в течение двух лет. Но параллели есть.

Если говорить о свидетелях, и быть объективными читателями в оценке общественной атмосферы событий 1918-1919 годов, то нужно смотреть глазами двух человек – Ивана Бунина и Александра Блока. Его взгляд кардинально противоположен бунинскому. В «Окаянных днях» Бунин язвительно отозвался о романтических представлениях Блока: «Слушать музыку революции». В принципе без статьи «Интеллигенция и революция» Блока невозможно понять и оценить революцию с точки зрения очевидцев. В конце 20-х годов будет появляться масса работ, в том числе классические труды философа Николая Александровича Бердяева, выдающегося богослова Сергея Николаевича Булгакова, писателя Ивана Сергеевича Шмелёва («Солнце мертвых»). Это всё уже будет потом. Но первыми описали революцию Бунин и Блок – как очевидцы. И они по-разному оценивали события. У Блока – это «музыка революции», очищение «болота». Он всю Россию сравнивал с «болотом». У Бунина – «Окаянные дни».

Лично мне не симпатична точка зрения Блока и совершенно чужда позиция Бунина. Проза Бунина мне вообще глубоко антипатична. Несомненно, что он блестящий литератор, описывающий великолепные пейзажи, лучше даже, чем Тургенев. 

Деревенская проза Бунина, конца XIX, начала XX века, очень мрачная. В книге «Окаянные дни» проявилось его дворянское, брезгливое неприятие народной стихии, неспособность, даже приближённо, понять её. Бунин страшно далёк от народной стихии, от народа вообще. Хотя, как выдающийся художник, он многое правильно заметил и описал. С горькой правдой в «Окаянных днях» нельзя не соглашаться. Но иные строчки там отталкивают, вызывают несогласие с автором. Я помню своё первое прочтение книги «Окаянные дни», когда был доступен полный текст, без купюр. Меня поразило абсолютное развенчание, уничтожение образа Ленина. Это первое, что в конце 80-х я встретил именно у Бунина. Потом уже были воспоминания Николая Владиславовича Валентинова, революционера-меньшевика, историка и философа, эмигрировавшего в 1928 году во Францию, у которого Ленин в воспоминаниях – полный извращенец. Стали доступны распоряжения и письма вождя пролетариата, как «Письмо члену Политбюро 1922 года (15 марта)» с призывами «Чем больше представителей духовенства мы расстреляем, тем будет лучше». Сейчас уже понятен образ Ленина – за маской реформатора скрывался злобный, неудовлетворённый человек. Но в конце 80-х годов Бунин первым открыл для нас «неизвестного Ленина». А второе для меня открытие – в восставшем народе писатель видит сплошь уродов. В 1918 году, наблюдая демонстрацию, характеризует состав митингующих – «сплошь страшные лица». Но мне хочется возразить Бунину: «На демонстрацию вышли люди, которые в конце концов кормили тебя, твоих родственников, предков и всё дворянство – на протяжении десятилетий. Во-вторых, а кто несёт ответственность за невежественное, забитое состояние этой массы, как не вы, дворяне? В-третьих, это недостойно христианина – так относиться к людям. Есть всё же у Бунина отдельные фрагменты, которые в большей степени приближаются к христианскому осмыслению. Но его презрение к народу я принять не могу. Любая революция, любой бунт не возникают ниоткуда. Как в Книге Иова, «не из-под земли вырастает беда». Как и у нас в Казахстане, всё произошло не на пустом месте. Навешать ярлыки, заклеймить чёрными словами восставших – это легче всего.

На волне мирного протеста, совершенно с другими целями выдвинулись вооружённые террористы. Как правило, религиозные экстремисты – совсем иная сила. В этом смысле параллель с «Окаянными днями» очевидна. События в России начались с попыток женщин накормить семьи, с просьбой о хлебе. А закончилось тем, что кучка наиболее радикальных революционеров начала все крушить. К большевикам среди всех левых революционеров отношение было весьма специфичное: никто не думал, что они возьмут власть. Выборы в учредительное собрание большевики проиграли. И, тем не менее, революция выдвинула самую радикальную группировку, сосредоточив всю власть в их руках. Это был урок для всех участников революции. Как и для нас, казахстанцев, нынешние трагические события – урок. Потому что иные из наших граждан погибли, а мы едва не стали жертвами наиболее радикальных из числа протестующих.

Но, если говорить о различиях в ситуациях у нас сейчас и в России в прошлом веке, для революции 1917 года были серьёзные объективные предпосылки. У нас в Казахстане, как я считаю, нет таких предпосылок к революционным событиям, чтобы менять весь общественный строй», – заключает Гоголев. 

Галина Галкина. Фото из открытых источников




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *