ТШО: крупнейший налогоплательщик и лидер в развитии местного содержания
В 2021 году ТШО продолжила вносить наибольший вклад в национальную экономику, направив более 9 млрд.долларов США прямых выплат в бюджет страны. Это единственная компания, чьи выплаты измеряются в триллионах. Всего, с 1993 года Казахстан получил от ТШО более 162 млрд, долларов США прямых выплат, в том числе более 40 млрд, долларов США были затрачены на товары и услуги местных производителей. Компания остается крупнейшим покупателем отечественных товаров и услуг в республике, затратив на это только в 2021 году 3,6 млрд долларов США. К концу 2021 года штат работников ТШО на 94% состоит из граждан Казахстана по в сравнению с 50% в 1993 году.
ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) на традиционном ежегодном брифинге объявило о том, что объем добычи в 2021 году составил 26,6 млн тонн сырой нефти, в результате чего компания перешагнула значимый рубеж с момента создания предприятия в 1993 году – 500 млн тонн (4 млрд баррелей) добытой сырой нефти.
К концу 2021 года Проект будущего расширения/ Проект управления устьевым давлением (ПБР/ПУУД) был завершен на 89%. Получена первая нефть с третьей из четырех замерных установок, являющихся частью системы сбора нефти для ПБР/ПУУД. Кроме того, ежегодный капитальный ремонт в 2021 году был завершен на четыре дня раньше запланированного срока.
Наряду с этими ключевыми достижениями, ТШО снизил интенсивность выбросов в атмосферу и достиг минимальных показателей в части сжигания газа на факелах в период с 2017 года.
Кевин Лайон, генеральный директор ТШО, отвечая на вопросы exclusive.kz о том, как масштабировать опыт ТШО с точки зрения расширения местного содержания, ответил: «За всеми этими впечатляющими достижениями стоит поддержка наших партнеров и Правительства Казахстана, равно как таланты и стойкость наших сотрудников. Но это не значит, что мы полностью удовлетворены результатами. Предстоит сделать еще очень многое и в этом вопросе мы постоянно ведет консультации с правительством».
С начала реализации ПБР-ПУУД, ТШО потратил более 13 миллиардов долларов США на закуп казахстанских товаров, работ и услуг. Стать поставщиком ТШО не просто, но престижно. Это значит – войти в перечень компаний, соответствующих самым высоким стандартам. ТШО не только ведет постоянный поиск местных поставщиков, но и помогает им развиваться. Если вы стали партнерами с ТШО, это значит, что у вас есть долгосрочные и стабильные заказы. Но что еще более важно – ТШО совместно с Европейским Банком Реконструкции и Развития реализует программу консультаций для потенциальных поставщиков в таких сферах, как системы качества менеджмента, сертификаты качества, финансовые и управленческие информационные системы.
И эффект уже сказывается. В 2019 году 73% компаний, которым оказывалась помощь, увеличили оборот на 66%, а количество сотрудников выросла на 32%. Накопленный прирост годового оборота – 35%, рост рабочих мест – на 20%, на 13% выросла производительность труда.
Расходы ТШО на местном рынке и их воздействие по областям
IHS Markit – международное аналитическое агентство, недавно провело исследование и выяснило какие именно регионы получают пользу от нефтегазовой отрасли. Несмотря на то, что деятельность ТШО сосредоточена в основном в Атырауской области, среднегодовые затраты компании на местном рынке распределены по оставшимся областям Казахстана.
На рисунке выше представлено воздействие затрат ТШО на местном рынке на различные области/регионы, измеряемое активностью продаж, вкладом в ВВП и рабочими местами. Общий объем стимулированных продаж — это сумма прямых расходов ТШО на местном рынке и любых последующих косвенных и индуцированных активностей. Для конкретной области общий объем стимулированной активности составляет приблизительно двойной размер расходов ТШО на местном рынке. Поскольку расширенная цепочка поставок, вероятно, пересекает границы нескольких областей, прямая закупка ТШО в одной области может стимулировать активность дальше по цепочке поставок в другой области. Например, покупка строительных услуг в Атырау может в итоге спровоцировать торговую активность в производственном секторе Мангыстау», говорится в исследовании IHS Markit.
Ранее мы писали о том, что мтинги, начавшиеся в западных регионах Казахстана – следствие годами нерешаемой проблемы создания рабочих мест и местного производства. При этом, объем закупок нефтедобывающей отрасли значительно превышает объем закупок госсектора, из которых 80% приходится на ТШО, КПО, НКОК.
Это значит, что мы до сих пор не создали конкурентоспособного местного производителя, и это сугубо проблема казахстанского правительства, а не нефтяных операторов. Можно сколько угодно требовать увеличить местное содержание, но тогда нужно обеспечить его появление не только в пошиве одежды или поставках цемента.
Опыт развитых стран показывает, что государство не обязывало операторов увеличивать долю местного содержания, а наоборот стимулировало развитие нефтесервисного сектора. Сугубо количественный подход по увеличению доли местного содержания при отсутствии или нехватки технологического потенциала в стране, не приведет к долгосрочному развитию. Ангола, Нигерия, Россия, Индонезия и Казахстан применили такой подход, обязывая нефтяных операторов увеличивать долю местного содержания, независимо от их конкурентоспособности. Тогда как Норвегия, Англия, Австралия, Малайзия и Бразилия применили более стимулирующий подход по развитию местного содержания, где государство улучшает бизнес климат, создает условия для развития малого и среднего бизнеса, привлекая инвестиции.
Казахстану необходимо принципиально изменить свою стратегию развития местного содержания. Нужны академические институты и исследовательские центры, ориентированные на нефтегазовый сектор, которые будут работать в тесном сотрудничестве с ведущими зарубежными университетами, а также международными нефтегазовыми компаниями. Надо определить будущие потребности в специалистах нефтегазовой отрасли. Создание исследовательских центров совместно с крупными компаниями в различных отраслях поможет местной индустрии приобрести новейшие технологии и развить экономику страны.
Чтобы развивать свой производственный сектор, жизненно важно привлечь иностранных производителей нефтегазовых машин и оборудования, которые имеют большой опыт и передовые технологии производства в этой области. Для этого, например, правительство может предоставить налоговые льготы для иностранных компаний, инвестирующих в производственный сектор и НИОКР. Преференции могут быть в форме налоговых льгот на стоимость увеличенного экспорта/продаж, создания свободных экономических зон, выдачи лицензии на открытие производственных объектов в обмен на создание СП и стратегических альянсов с местными фирмами.
Развитые страны, как Норвегия, Австралия, Англия давно практикуют создание местных кластеров, а в недавнем времени создание кластеров за пределами местного рынка, то есть создание региональных торговых синергий. Норвегия развила свои местные компании в различных нефтяных сегментах, таких как бурение, геология, сейсмика, судоходство и добыча полезных ископаемых, благодаря сотрудничеству между местными и иностранными фирмами и инициативами национальной компании Statoil по созданию кластеров в различных богатых нефтью странах, включая Мексиканский залив, Бразилию и Россию.
Это будет эффективный подход, который можно применить в рамках ВТО, поскольку формирование такого кластера обеспечит недискриминационные торговые возможности на конкурентной основе и в то же время поможет развитию нефтесервисного сектора
и развитию промышленных производств.
Максат Нурпеисов
Комментариев пока нет