Маленький Китай в большом Казахстане
Поддержать

Маленький Китай в большом Казахстане

Путешествие в регионе с высоким транзитным потенциалом, каким является Алматинская область Казахстана, представляет собой увлекательное и познавательное приключение. С недавнего времени, за менее чем одни сутки, имея на руках паспорт и небольшую сумму денег, можно совершить путешествие из Алматы на МЦПС «Хоргос», расположенный в сопредельной с Казахстаном пограничной зоне Китая. Сделанные по заказу Exclusive наблюдения остаются в памяти как ценные архивные данные, дающие представления не только о темпах и динамике государственного и станового развития, но и освоить соответствующие навыки социального и коммерческого туризма.

Отправление

Лучше начинать путешествие около 21:00. В это время доступен городской алматинский транспорт, что заметно сокращает расходы на парковку автомобиля на привокзальных стоянках.
Вокзал Алматы-I встречает кассами, кассовыми аппаратами, табло, бутиками, охранниками и полицейскими, изобилием ширпотреба и продуктов в упаковке, пассажирами и сомнительными лицами, неоднократно обращающимися с просьбой разменять 2000 тенге и, нарочито избегающими любого случая попадания на камеру смартфона. На вокзале затруднительно найти урну, чтобы выкинуть мусор. А если и найдется, то она полна под завязку. Выигрывают в сравнении с урнами своим количеством электрические розетки, которых можно найти зале ожидания вдвое больше. Однако их расположение неудобно и не приспособлено для подключения зарядных устройств мобильных телефонов.

Информацию на вокзале Алматы-I получить не трудно. И в зале ожидания, и у касс есть табло с номером поезда, направлением сообщения, временем прибытия и отправления. К услугам путешественников и встречающих справочные бюро. Вы можете приобрести билет в кассе или у приветливых кассиров. Здесь же есть круглосуточный обменный пункт с основными ходовыми валютами – долларами, евро, рублями, кыргызскими сомами и китайскими юанями. К сожалению, вокзальные платные туалеты оставляют желать лучшего.

Отправление поезда 393 сообщением «Алматы-I – Алтынколь» в 23 часа 46 минут обычно происходит с первого пути вокзала. Чтобы ехать в купейном вагоне необходимо бронировать и приобретать билеты заранее. Если же необходимость совершить путешествие или шоп-тур возникла спонтанно, то в будние дни вы всегда сможете прибыть на вокзал за один час до отправления и купить плацкартное место. Стоит отметить, что стоимость билета на сайтах операторов указана на 200-300 тенге ниже, чем итоговая в кассе.

Особое внимание обращает на себя экипировка и оснащение шоп-туристов и коммерсантов: спортивная свободная одежда по сезону и железная шоп-тележка с резиновыми крепежными помочами. Поезд в будние дни имеет в составе 4 вагона. В выходные добавляются еще 2-3 в зависимости от количества проданных билетов. Расстояние от Алматы-I до станции Алтынколь – 356 км. Время в пути – 6 часов 33 минуты. Для сравнения, приблизительно такое же расстояние британские поезда покрывают за 2 часа от Лондона до Йорка.

Сон в поезде безмятежный даже с учетом того, что при подготовке к нему не покидает чувство настороженности и обеспокоенности за свои документы, бумажник и сумочку с женскими принадлежностями. В стоимость билета входит чай и выдача постельного белья, чистота которого подтверждается запаянными полиэтиленовыми пакетами. Проводники, обычно обходительные молодые парни, которые за любую дополнительную услугу предоставляют чек.

Алтынколь-«Восточные Ворота»

Пробуждение в поезде наступает в предрассветный час. Солнца еще нет, но пейзажи за окном видны отчетливо. По наличию песчаных барханов и скорому наступлению времени прибытия становится ясно, что поезд движется где-то между Жаркентом и руслом реки Или. На этом этапе становится очевидным масштаб работ, затраченных средств и ресурсов. Бархано-укрепляющие сети из камышовых матов, выложенных квадратными ячеями, технотекстиль, на скатах больших барханов, коммуникационные сети, укрепляющие бетонные конструкции и так далее. Все это заставляет думать о многомерном подходе при выполнении проекта, развивающего транзитный потенциал страны и предоставляющего широкие возможности для граждан Казахстана и коммерсантов всего мира.

В пятнадцатиминутной дистанции от пункта назначения поезд проезжает через обоюдостороннюю рентген-установку вдоль пути следования. По негласной информации, сухопутный порт начнет работать уже в мае текущего года, и данная установка предназначена для реализации иных масштабов работ, поставленных на поток, и отличных от объемов МСБ.
Выходя ранним утром с вагона поезда, во-первых, обращаешь внимание на красоту места, в котором расположена станция Алтынколь, а также на рассветную палитру. Со станции видны предгорные покатые равнины местности близ аула Чижин, являющиеся малой родиной великого казахского живописца-акварелиста – Абильхана Кастеева. Виляя на частном такси за 700 тг. по асфальту меж барханов, выезжаешь сначала на новые внушительные развязки и вслед за ними на хоргоский путь.

Ворота «пешего перехода «Восточные Ворота» закрыты до 6:30. Здесь успеваешь попить самоварного чая по 100 тг., перекусить самсой и прикормить четвероногих ночных стражей. Что можно отметить, это отсутствие туалетов перед территорией. Это вынуждает ожидающих ходить «за кустики» или «на колесо».

Как только ворота открываются, такси и автобусы устремляются к внутренним ограждениям, которые расположены вторым кольцом на расстоянии порядка 800 метров от въездных ворот. Там прибывшие стараются как можно раньше попасть в очередь, которая с этого момента вынуждена ждать, стоя два с половиной часа, на ногах. На этом этапе туалет присутствует на расстоянии около 300 метров. Периодически люди выходят из очереди и направляются в его сторону. А так как основную массу коммерсантов и маркетинговых туристов составляют женщины, то очередь в оба отделения туалета представлена представительницами прекрасного пола. Если мужчины присутствуют, то всего лишь как кавалеры, в обязанности которых входит подержать сумки женщин.

После прибытия на микроавтобусах и служебных авто работников пешего перехода и водителей автобусов на территории МЦПС, а также наступления девяти часов утра, открываются створки решетчатых пикаобразных калиток и все устремляются бегом в здание пешего перехода. Там надо успеть оплатить проезд на автобус в оба конца и выстроится в очередь на паспортный контроль. Пока люди стоят в очереди, представитель пограничной службы проводит экспресс-консультацию. Он оповещает, что товар можно брать не более чем в двух экземплярах за наименование. Можно обратно провозить упакованный товар в двух сумках размером 60х4020 каждая. Если же товар является большего размера, к примеру велосипеды или автомобильные покрышки, то следует пользоваться услугами представительствами АО «Казпочта», которые расположены вблизи торговых площадей на китайской стороне.

После прохождения паспортного контроля, посетители МЦПС рассаживаются в автобусы и затем отбывают на китайскую сторону. Протяженность дороги составляет около двух-трех километров. На этом этапе проводится еще одна остановка на предмет проверки пограничниками наличия паспортов у шоп-туристов.

Около 10:00. И вот он – Китай! Пусть не такой большой как в том же Хоргосе, в который до недавнего времени можно было приезжать через «колючку», что расположена восточнее, но не менее привлекательный.

Времени на похождения и приценивания у шоп-туристов всего до 14:00. Сразу следует отметить, что до 12:00 следует сдать в отделение Казпочты те крупногабаритные товары, которые не пропускаются водителями при посадке в автобусы. Цены на ширпотреб выгодно отличаются от алматинских. К примеру, комплект автопокрышек обходится около 40000 тг. Комплект легкосплавных дисков – 80000 тг. Шикарные постельные комплекты – 2500 тг. Велосипеды от 8000 тг. за детский до 26500 тг. за взрослый. Домкраты тележечного типа – 6000 тг. за 2 тонны, 10000 тг. за 3 тонны. Платки от 500 тг. и выше.

Необходимо всегда стараться тактично торговаться. При этом получается снизить цену не более чем на 5-10%. На демонстративные финты с «разворотом» и фразами типа «найдем и лучше!» китайцы на МЦПС, в отличие от продавцов в Хоргосе, что с китайской стороны, не реагируют. Поэтому «посвящение» в постоянные клиенты требует соблюдения ряда мер. Основной из них это неоднократное посещение одного и того же бутика и личное знакомство с его владельцем.

Стоит отметить, что выбор достаточно широк. Повсеместно можно встретить так называемых «лоточников», которые предлагают чудо-стеклорезы или иной инвентарь. Кроме того, заметно, что обратным спросом – у китайцев, а точнее среднеоптовых и мелкооптовых коммерсантов из Поднебесной – пользуются алкогольные напитки и кондитерские изделия ввозимые на МЦПС с казахстанской стороны.

Китайские торговые площади постоянно расширяются и заполняются, о чем свидетельствует перманентная застройка участков и заполнение торговых площадей. Даже при ограничении в две единицы за каждое наименование, со слов шоп-туристов, становится ясно, что набрать в двукратный объем 60х40х20 ручной клади можно достаточно много для месячного оборота. Умещению в этот объем большего количества товара содействуют вездесущие вакуумные установки.

Ближе к 12:00 шоп-туристы упаковываются вблизи автобусных стоянок и сдают крупногабаритные товары на почту. В ее услуги входит оформление товара и скорейшее его перемещение на казахстанскую сторону – за здание пешего перехода в терминал АО «Казпочта». После упаковки ручной клади и отправлений крупногабаритных товаров через почту можно расположиться в любом уличном кафе, владельцами которых являются китайские казахи или уйгуры, и приятно провести обеденное время за внушительным кесе с пловом или лагманом. Чай там подают исключительно черный и без молока. Просьба принести молоко к чаю вызывает удивление.

Возвращение назад происходит достаточно просто и не создает каких-либо проблем. Пройдя пограничный и таможенный контроль, шоп-туристы, которые отправили габаритные товары почтой, следуют к ее терминалу. По наблюдениям, в число таких товаров на одного человека входят в основном 2 велосипеда +2 автопокрышки. Ожидать прибытия автомобиля с китайской стороны приходится еще некоторое время из-за проверки на рентген-контроле с нашей стороны и пограничной регистрации. Но к 15:00 можно получить свои велосипеды и покрышки, а потом отправиться нанимать такси. Все – за те же 500 тг. за место. Если же шоп-турист хочет срочно отправиться на станцию, не дожидаясь пока заполнится салон такси, то можно выкупить весь салон за 2000 тг.

При лучшем раскладе, к половине четвертого дня можно прибыть со своими упаковками на вокзал, загрузиться в вагон, порассматривать архитектуру станции, повосторгаться инженерной мыслью проектировщиков и масштабности государственного подхода, потискать привокзальных собак и отправиться рассматривать барханы с их ящерицами и скудной, но покоряющей своей стойкостью растительностью.

На это предоставляется пару часов. Далее вас ждет 6 часов обратной дороги на поезде.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *