Почему Мухамедиулы жалко Кыргызстан, но не жалко Казахстан
Поддержать

Почему Мухамедиулы жалко Кыргызстан, но не жалко Казахстан

Казалось, он больше не сможет нас удивить. После 100 спорткомплексов вместо 100 больниц, списка «позорящих» страну фильмов, вкраплений в интимные места печально знаменитой скульптуры полуобнаженной девушки в Астане, было стойкое ощущение, что дно уже достигнуто. Но нет предела совершенству. И господин министр культуры и спорта вновь в центре общественного внимания, и далеко не из-за очередного красочного наряда во время встречи высокопоставленного зарубежного гостя, а из-за традиционной для него словесной эквилибристики.

Встречаясь с народонаселением, Арыстанбек Мухамедиулы, он же по совместительству министр культуры и спорта (тоже довольно примечательное сочетание), рассказал о том, что его по-настоящему гложет. Как оказалось это незавидная судьба кыргызских женщин, моющих туалеты в России.

«Действительно, скрывать нечего, очень жалко, когда прилетаешь в Москву и в другие города и видишь, что общественный туалет убирают юные девчата, наши соседи. Это, конечно, задевает твои человеческие чувства. Как она могла заслужить такое в своем юном прекрасном возрасте — убирать общественный туалет? Конечно, когда в стране нет работы, перспективы, многие кыргызы вынуждены были уехать, — сказал Арыстанбек Мухамедиулы.

И вот уже третий день кыргызский сегмент Интернета буквально негодует из-за заявлений казахстанского министра. Более того неприятные слова так задели представителей соседнего государства, что МИД Кыргызстана выкатил ноту протеста Казахстану. Кстати, последнее обстоятельство не лучшим образом характеризует и соседей, которые также весьма отчетливо демонстрируют присущие им постколониальные комплексы. Ведь в самом Кыргызстане общество также далеко не в восторге, что соотечественники вынуждены работать трудовыми мигрантами в России, но одно дело, когда это внутренний дискурс, и другое, когда на такое положение дел указывают из вне. Здесь можно вспомнить и забавный случай, произошедший в том же Кыргызстане не так давно, когда гражданина Англии Майкла Макфита вынудили уехать из КР, после того, как он неосторожно сравнил местную колбасу с конским пенисом. Негодующие кыргызстанцы буквально требовали линчевать иностранца, его даже задержали в аэропорту Бишкека и грозили уголовным делом. Поэтому болезненное отношение кыргызстанцев ко всему, что касается национальной самоидентичности вполне понятно, все мы вышли из советской шинели.

Что же касается слов г-на Мухамедиулы, что, несмотря на его искренние извинения и традиционные в таких случаях оправдания, его слова не так поняли (а как же иначе их было понимать?) важен именно сам мотив прозвучавшего заявления. Исходя из сугубо оценочного суждения, можно предположить, что министр, скорее всего, играя на проблемах соседнего государства, попытался внушить собравшейся аудитории, что вам грех жаловаться, посмотрите, что происходит вокруг.

Но здесь Арыстанбек Мухамедиулы явно просчитался. Так как впору жалеть не соседние государства, которым в 2000-ые годы не повезло иметь краник из нефтедолларов, а самих себя после того, как этот краник уже не дает былого напора. Учитывая, что в том же Кыргызстане, у которого нет такой зависимости от внешней конъюнктуры, удалось за эти годы худо-бедно создать какую-то промышленность, власти по-прежнему держат курс сома. Более того, в начале года проходила информация, что жители Бишкека в силу крепкого сома и дешевого тенге начали массово скупать квартиры в Алматы. К тому же г-ну министру, жалея соседнее государство, стоило вспомнить, что не так давно жители его родной страны буквально на глазах в долларовом эквиваленте стали в два раза беднее. Может, для г-на Мухамедиулы это будет открытием, но среди трудовых мигрантов в России, хоть и не в таком большом количестве есть и казахстанцы. Да и динамика отъезда граждан РК в соседнюю Россию тоже весьма плохо сочетается со словами г-на министра. Знает ли он, какое количество казахстанских студентов, обучающихся, например, в США работают официантами, сиделками для престарелых, моют посуду в забегаловках, сторожат особняки, выставленные на продажу. Любопытно и то, что заговорил о бедах соседнего народа Арыстанбек Мухамедиулы в контексте творчества Чингиза Айтматова, главные герои которого редко были нуворишами или «белыми воротничками», как раз наоборот великий кыргызский писатель воспевал тот самый тяжелый труд.

Во всей истории важным представляется и то, что чиновники Казахстана все еще пытаются «расчесать национальную гордость» за счет проблем соседей.Что не есть хорошо. К тому же оснований для этого становится все меньше, возможно, не за горами тот день, когда средняя зарплата тех же кыргызстанцев, будет наравне с казахстанской, тенденции к этому просматриваются.

Хорошо об этом в недавнем интервью сказал российский эксперт Андрей Грозин: «Граждане Казахстана жили до последнего времени в твердой уверенности, которую им спустили сверху, что любую проблему мы зальем деньгами. Мы нефтяное государство, петростэйт, у нас все пучком. Если не будет специалистов, мы их купим. Если не будет технологий, мы их купим. Всё купим, все разрулим и так далее. Вот это настроение, которое некоторые злопыхатели называли казакпайством, и вот эта ироническая, но горделивая самооценка – мол, казах без понтов это беспонтовый казах – этого больше нет, все это пропало. Господь оделил Казахстан, и что все вопросы мы решим, и денег хватит всем, и все будет хорошо. Люди поверили в это. Они на самом деле видели таджикских, кыргызских гастарбайтеров, которые выполняют тяжелую грязную работу. И думали: мы не такие! Смотрели на своих южных соседей, да и продолжают, в общем-то, по инерции смотреть, мягко говоря, свысока. Что этих соседей очень сильно задевает, кстати. Но, как выяснилось, все это были неоправданные надежды и неоправданные взгляды свысока. И сейчас всё происходящее это фрустрация во многом».

Но, видимо, казахстанским чиновникам и в первую очередь г-ну Мухамедиулы пришло время спускаться с небес на землю?

Мы решили привести мнение экспертного сообщества по поводу неоднозначного высказывания министра культуры и спорта.

Айгуль Омарова, политолог:

– Слова министра культуры Арыстанбека Мухамедиулы о том, что ему жаль кыргызских девушек, моющих туалеты в Москве, наверное, заставили сжаться от стыда не только меня, но и тысячи других казахстанцев. Посмотрите, сколько извинений нашим братья-кыргызам приносят в социальных сетях. Дело не только в том, что человек возглавляет такое ведомство, которое уже предполагает высокий уровень культуры поведения у самого управленца, но и потому, что он задел чувства наших соседей, унизил их. А такого ни в коем случае не должно быть. Как справедливо заметил один из пользователей Facebook, мы можем говорить не только о национальном аспекте, но и классовом. По сути, министр пренебрежительно относится к людям труда, занятым в сфере обслуживания. Такого рода снобизм недостоин человека, занимающего столь ответственный пост. Вообще после таких слов должна была быть какая-то реакция со стороны премьер-министра, но ее не последовало. Сам министр уже не в первый раз откалывает такие коленца. То он в адрес отечественных кинематографистов, получающих призы на международных фестивалях, проходился, то заявлял, что деньги на сериал к 550-летию казахского ханства есть, но сериала мы так и не увидели. Лично я считаю, что после выпада в адрес соседей Мухамедиулы должен добровольно уйти в отставку. И дело не только в том, что он не вправе давать оценки того, что происходит в соседних государствах, но и потому что он лишен элементарного чувства такта. И это сказывается в целом, как на ситуации в сфере культуры страны, так и на отношении к казахстанцам вообще. Вспомните, как возмутило многих, что во время исполнения гимна министр заставил Илью Ильина говорить по телефону. Гимн, флаг – то, что должно быть священным для каждого гражданина, который обязан встать, когда поднимают флаг и молчать, когда играют гимн.

Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»:

– Сначала считаю своим долгом отметить, что любой труд почетен. И труд бюрократа, и труд технички. Главное – как этот труд помогает людям и с каким качеством он выполняется. И тут, как говорится, «не так все однозначно».

Обращает на себя внимание именно дата подобного «эпохального» выступления – 23 мая, то есть своего рода постмитинговый месседж, призванный успокоить культурную интеллигенцию, прежде всего казахскую. Это отголоски той советской эпохи со знаменитой установкой «вождя народов»: «С кем вы, мастера культуры?». Тут мы вновь видим подтверждение правоты тезиса Гегеля про то, что «история повторяется дважды – сначала в виде трагедии, потом в виде фарса». Это первое.

Второй вывод. Министру культуры пришлось выполнять функцию политического пропагандиста, пришлось говорить о текущей политике аллегориями и параллелями. Удачно это получилось или нет – вопрос оценочный. Мне же хотелось, пользуясь поводом, подметить один фундаментальный изъян всех госменеджеров от культуры, который неявно прослеживался в Постсоветии на протяжении почти 25 лет. Теперь же, благодаря личностным качествам нынешнего персонажа и особенностям времени – заметно невооруженным взглядом.

Это тема о разрыве между понятиями сущности культуры как таковой, как его трактует общество – с одной стороны, и государственные мужи – с другой.

Итак, все нормальные люди понимают культуру в его классическом значении, как «cultura»- «возделывание, воспитание, образование, развитие», то есть содействие реализации личностного потенциала граждан, народа, нации (гражданской), цивилизации.

Коренная ошибка всех нынешних экс-коммунистических функционеров – инерция тоталитарного толкования культуры как «cultus», возвеличивания, преклонения перед кем-либо, чем-либо, почитания кого-либо, чего-либо, совокупности обрядов и ритуалов, связанных со служением божеству. Отсюда понятны все нынешние бесконечные сериалы «И это все о Нем», пантеоны.

Третий вывод. О противоречиях между нынешней идеологией агашкизма и национальной казахской культурой. Вполне допускаю, что Арыстанбек Мухамедиулы в глубине души глубоко уважает кыргызов, но против общей установки не поспорить в силу предписанной ему функциональной роли. Той авторитарной установки, что пока разделяет Казахстан с самыми братскими ему степными-посткочевыми государствами, уже живущими в парламентской демократии: Кыргызстаном, Украиной, Монголией.

В общем, дело обстоит как в том анекдоте: «Я не боюсь политики министра культуры, я боюсь политической культуры министра». С другой стороны, концепцию «цирка» еще никто не отменял. И хороший клоун может прекрасно заполнить паузы, переключить внимание с неудачи силача и снизить градус.

Евгений Жовтис, председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности:

– Какой же это скрытый, это открытый снобизм. Это из того же набора, что применяют и другие чиновники, в том числе в отношении собственных граждан. Успешные соотечественники называют остальных «лузерами». Это просто отражение общества со смещенными нравственными ориентирами, смещенной системой координат. Чаще всего незаслуженный успех, перемешанный с понтами, сформировал целую «касту хозяев». Посмотрите, как ведут себя чиновники в своих ведомствах, на улицах, в публичных местах. Причем, чем выше должность, тем больше презрения или, во всяком случае, нескрываемого чувства превосходства над остальными. Отсюда перекрытие улиц, когда едет «начальственное тело», задержка рейсов из-за того, что прилетает важный гость. При таком отношении к своим гражданам, чего уж щадить чувства других. Ну и, конечно, это вопрос об уровне культуры министра культуры…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *