Предпринимателям в Казахстане остро не хватает специалистов
Поддержать

Предпринимателям в Казахстане остро не хватает специалистов

Казахстанские предприниматели и эксперты на площадке Национальной палаты предпринимателей представили свое видение основных проблем, с которыми сталкивается предпринимательское сообщество республики. Был представлен Национальный доклад о состоянии предпринимательской активности в Казахстане и что ее тормозит. Exclusive.kz представляет наиболее яркие проблемы, которые подняли представители предпринимательских кругов, опрошенных Национальной палатой предпринимателей РК.

По мнению предпринимателей, наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства имеются в Астане (2,7 баллов). По сравнению с прошлым годом столица повысила свою позицию на 4 пункта. Улучшение бизнес климата продемонстрировали также Карагандинская (+6), Атырауская (+6) и Алматинская (+5) области. По рейтингу «Деловой климат» в тройку лидеров совместно с Астаной входят Актюбинская область и Алматы. Замыкают рейтинг Акмолинская, Северо-Казахстанская и Костанайская области, которые значительно снизили свои позиции в 2015 году.

Однако из главных проблем, которую отмечают предприниматели, – доступ на рынки. Малый и средний бизнес не в состоянии на индивидуальном уровне решить проблему доступа к внешним рынкам, в особенности, снизить административные, таможенно-тарифные и нетарифные барьеры. До настоящего момента в полном объеме не были задействованы соответствующие инструменты государственной внешнеторговой политики, нет четкой ориентированности на экспорт. Сокращение экспорта, в свою очередь, повлекло также и сжатие внутреннего рынка. Реальные темпы роста экономики снизились с 7,3% в 2010 году до 1,2% в 2015-м. В свою очередь, динамика конечного потребления всего за 2 года замедлилась с 10,5% до 2,8%.

Объективным барьером по охвату внутреннего рынка казахстанской продукцией является низкий уровень урбанизации (53%), что рассеивает спрос и увеличивает транспортные и административные издержки. По этому показателю страна значительно отстает от сопоставимых по территории и плотности населения стран: Монголия (71%), Россия (74%), США (81%), Канада (82%), Австралия (89%), Аргентина (92%). При этом сбыт продукции на внутреннем рынке страны по-прежнему сопровождается множеством проблем для предпринимателей. Это системные барьеры, с которыми бизнес не в силах справиться самостоятельно. Среди них — отсутствие развитой дистрибьюторской и розничной сети, а также сети представителей отечественных производителей; отсутствие информационного обмена между потребителями, посредниками и производителями.

Нехватка инфраструктуры для транспортировки, отгрузки, длительного хранения и сбыта продукции в регионах. Актуальным вопросом сбыта казахстанской продукции выступает ограниченный доступ в торговые сети и супермаркеты. На сегодняшний день рядовому предпринимателю сложно попасть на полки крупных торговых сетей. Основная причина заключается в несоответствии выставляемым требованиям. Это требования по системности поставок в больших объемах, к упаковке, узнаваемости бренда. Другая часть предпринимателей сегодня испытывает сложности из-за проблем, связанных с участием в государственных закупках, закупках национальных компаний, недропользователей и системообразующих предприятий.

Тендер или конкурс выигрывают поставщики товаров, работ и услуг с наименьшей стоимостью. Качественная характеристика не является определяющей. В текущих условиях все усилия бизнесмена, заинтересованного в закупках, часто направлены на понижение стоимости конкурсной заявки и усиление роли административного ресурса, наличие последнего во многом предопределяет успех при участии в закупках. Еще один существенный фактор, оказывающий влияние на состояние рынков сбыта, — участие Казахстана во Всемирной торговой организации (ВТО). Наряду с множеством преимуществ членства, стимулирующих страны быть в составе ВТО, возможны отрицательные последствия для экономики страны. Негативный эффект ВТО для отечественных предпринимателей имеют три аспекта: 1. Снижение тарифных барьеров входа на внутренний рынок производителей третьих стран: — предполагается снижение средневзвешенного таможенного тарифа в отношении товаров с 10,4% до 6,5%; — для сельскохозяйственных товаров средний уровень таможенных пошлин составит 10,2% (против 17% в рамках ЕТТ), а для промышленных товаров — 5,6% (против 8,7% по ЕТТ); — планируется увеличение размеров тарифных квот на мясо говядины с 10 до 21 тыс. тонн, на мясо птицы с 110 до 140 тыс. тонн; — тарифные ставки будут снижены по 139 позициям в металлургии, 273 — машиностроения, 157 — легкой промышленности, 21 – химической отрасли, 54 – строительных материалов, 15 – фармацевтики. Сокращение государственной поддержки предпринимателей, должны быть запрещены все субсидии, связанные с экспортом и замещением импорта; должны быть отменены требования местного содержания в закупках квазигосударственного сектора для цели коммерческой перепродажи.

Требования местного содержания в контрактах на недропользование должны быть устранены до 2021 года; — налоговые льготы, в частности, по НДС для сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков планируется устранить до 2018 года; — таможенные льготы для участников СЭЗ и владельцев свободных складов Казахстана планируется устранить до 2017 года; — тарифные льготы, применяющиеся в действующих соглашениях промышленной сборки в автомобильной промышленности, должны быть устранены до 1 июля 2018 года. Таким образом, в текущих условиях существует тенденция сжатия как внешнего, так и внутреннего рынка. Предприниматели, заинтересованные в государственных закупках, обеспокоены наращиванием административного ресурса. А исполнение страной своих обязательств в качестве члена ВТО привнесет новые вызовы представителям бизнеса.

Произошедшие в 2014-2015 года последовательные девальвации, а также объективно возникшая после введения в августе 2015 года режима инфляционного таргетирования волатильность курса тенге привели к резкому усилению процесса долларизации депозитной базы. Доверие к монетарной политике НБ РК и к национальной валюте было утеряно. Доля депозитов в национальной валюте значительно сократилась за два года. Если на 1 марта 2014 года доля депозитов в тенге составляла 52,8% от общего объема депозитов, то на 1 марта 2015 года их доля сократилась до 45,5%, а спустя год, на 1 марта 2016 года доля тенговых депозитов составила уже 32,5%. Положительная динамика объема депозитов (рост на 43,7% за период февраль 2016 года — февраль 2015 года) не является реальной, поскольку увеличение обусловлено пересчетом валютных вкладов, которые выросли на 94,2% за год за счет девальвации тенге.

Прирост тенговых депозитов составил лишь 2,7%. Резкое ослабление национальной валюты спровоцировало рост инфляционных ожиданий и развитие инфляционных процессов, усилило долларизацию экономики. В результате возникла необходимость в антикризисной поддержке со стороны государства социально незащищенных категорий граждан, субъектов экономики, имеющих высокий уровень обязательств в иностранной валюте, для которых резко возросла стоимость обслуживания займов по текущей операционной и инвестиционной деятельности. Реальный переход к политике инфляционного таргетирования был осуществлен после введения базовой ставки и подтверждения приверженности к свободно плавающему курсу.

После введения НБ РК 1 февраля 2016 года базовой ставки на уровне 17% ориентиром для предоставления ликвидности стала ставка 19% (базовая ставка + 2%). Если в 2015 году средняя ставка кредитования юридических лиц составляла 15,7%, то в первые месяцы 2016 года ставка кредитования юридических лиц еще более возросла. Ряд программ банков был свернут, из-за сжатия тенговой ресурсной базы и роста ставок кредитования бизнеса. Доступ предпринимательского сектора к финансированию существенно затруднился. Недостаточность собственного капитала, высокая стоимость привлечения инвестиций, волатильность используемых финансовых инструментов приводят к неустойчивому финансовому состоянию субъектов бизнеса. Высокие регулятивные издержки в силу несовершенства действующего законодательства, нехватка долгосрочных ресурсов для кредитования предприятий реального сектора экономики, в особенности субъектов малого и среднего бизнеса, избыточное вмешательство государства и квазигосударственных структур в экономику ведут к тому, что уровень кредитования экономики неуклонно снижается.

Согласно исследованию «Деловой климат» за 2015 год получить финансирование в Казахстане становится сложнее. Иностранные и местные инвестиции, гранты сложно получить более 80% опрошенных. Сложность оформления микрокредитов и кредитов подтвердили 55% и 64% опрошенных предпринимателей, соответственно.

Объединение пенсионных фондов Казахстана и чрезмерная зарегулированность фондового рынка привели к замедлению развития механизмов фондового рынка. Предпринимательство на сегодняшний день фактически лишено возможности привлечения финансирования через механизмы, альтернативные банковскому кредиту, в том числе долгового и долевого финансирования через облигации и акций. На фоне обозначенных проблем экономика Казахстана характеризуется низким уровнем монетизации. Уровень монетизации страны является одним из самых низких среди стран с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения. По данным Всемирного Банка, в 2014 году показатель монетизации экономики Казахстана находился на уровне таких стран как Афганистан, Беларусь, Ирак, Конго, Азербайджан, Центральная Африканская Республика.

Малые предприятия, особенно в сельских районах, не имеют свободного доступа к кредитным ресурсам. Зачастую они не имеют достаточной залоговой базы. Сроки и условия банковского кредитования не применимы для таких предприятий. Отдаленность от районных центров и крупных городов существенно снижает привлекательность залогового обеспечения для финансовых институтов. Возникают сложности с мониторингом целевого использования займов. В этой связи, можно констатировать, что данный сегмент предпринимательства не является клиентами банков, и здесь требуются совершенно иные подходы к финансированию. Таким образом: механизмы привлечения капитала посредством фондового рынка не работают; альтернативные банковскому кредиту формы финансирования (инвестиционные фонды, инвестиционный банкинг, REITы, микрокредитование) развиты слабо. Привлечение внешнего заимствования препятствует отсутствие рыночных механизмов хеджирования валютных рисков; в результате в Казахстане основным источником финансирования остаются банковские кредиты, субсидируемые по линии государственной поддержки из Национального Фонда. В условиях кризиса необходимо устранить барьеры, препятствующие развитию альтернативных форм инвестирования, а также реализовать контрцикличный подход к регулированию банковского сектора в целях стимулирования очистки банковских балансов от груза накопленных «плохих» активов и активизации нового кредитования.

Повышение доступности и качества человеческих ресурсов — ключевая задача в наращивании производительности труда до стандартов стран ОЭСР. На сегодняшний день нехватка квалифицированных кадров – одна из основных проблем предпринимательского сообщества, прежде всего, предприятий обрабатывающей промышленности. По данным статистики, несмотря на положительные изменения, обеспеченность кадрами промышленного сектора страны все еще недостаточна для его полноценного развития. В 2015 году наибольшая потребность промышленности в кадрах была зарегистрирована в Костанайской и Карагандинской областях. На 35-45% ежегодно растет дефицит человеческого капитала в сельском хозяйстве. В особенности этот дефицит затрагивает Алматинскую область. Уровень и динамика развития бизнеса зависят как от качества подготовки кадров в стране, так и от количества специалистов различных профессий, соответствующих потребностям экономики. Увеличение количества трудовых ресурсов ожидать не приходится вследствие «демографической ямы» 1997-2002 годов – периода наименьшего естественного прироста населения истории независимого Казахстана. Это означает, что в нынешнем году и в последующие 5 лет появления значимого количества новых трудовых ресурсов — серьезного прироста экономически активного населения не последует. В течение 2015-2020 гг. ожидается наименьшее пополнение экономического активного населения за последние 10-15 лет. Особую тревогу вызывает тот факт, что увеличивается число покидающих страну граждан с высшим образованием. В 2015 году из Казахстана выбыло около 136 тыс. человек, имеющих высшее образование. Причем сальдо миграции человеческих ресурсов с высшим образованием является отрицательным: страну покидают значительно большее число лиц с высшим образованием, чем прибывают.

Помимо этого, из Казахстана ежегодно уезжают в среднем 2 400 технических специалистов, что отрицательно сказывается на темпах индустриализации страны. При этом утечка технических кадров наиболее болезненно ударяет по самым индустриально развитым регионам страны: более 50% оттока технических кадров приходится на Восточно-Казахстанскую, Павлодарскую и Карагандинскую области. Таким образом, для предпринимательского сектора, так же, как и для экономики в целом, дефицит человеческих ресурсов будет основным. При этом следует признать, что низкая квалификация и слабая производительность имеющихся в стране специалистов усиливают негативный эффект. За последние 5 лет бюджетные расходы на образование не превышают 3,8% от ВВП. При этом производительность труда составляет 25,6 долларов в час. В то же время в странах ОЭСР бюджетные расходы на образование на уровне 5,1% от ВВП, а производительность труда превышает казахстанский уровень почти в 2 раза — 46,5 долларов в час.

«Демографическая яма», утечка кадров и низкие расходы на образование – причины низкой доступности кадров. Существующая система подготовки и оценки квалификации кадров в Казахстане не обеспечивает в полной мере потребности предприятий реального сектора в человеческих ресурсах с необходимым уровнем квалификации. Результаты опросов показали, что предприниматели часто испытывают сложности в поиске нужных специалистов – на эту проблему обращают внимание 50% опрошенных. 41% предпринимателей указали на то, что в их регионе не готовят нужных специалистов. В итоге 59% среди всех опрошенных отметили необходимость самостоятельно обучать нанятых сотрудников.

Таким образом, вполне очевидно, что проблема доступности человеческих ресурсов остается важной на сегодняшний день.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *