Госсектор под прицелом экспертов
Следует ли сохранять модель бюджетного экспансионизма и могут ли высокие государственные расходы стать источником роста в кризисной ситуации? Этот ключевой сегодня вопрос для правительства обсудили экономисты Казахстана.
«Тройки» вместо «пятерок»
Автор обсуждаемого исследования директор PPRC (Public Policy Research Center) Меруерт Махмутова отметила, что Всемирный банк осуществлял оценку управления Казахстаном своего внешнего долга в последний раз в 2011 году. По этому потребность в новых оценках его состояния налицо. На сей раз исследование было самостоятельно осуществлено в соответствии с методологией Всемирного банка. PPRC поставила оценки на два уровня ниже, чем 5 лет назад Всемирный банк по нескольким ключевым долговым параметрам и, в частности, в гарантированном долге , а также взаимодействии роста долгов с фискальной и монетарной политикой. По оценкам модератора дискуссии Ораза Жандосова, крайне трудно оценивать, например, взаимосвязь внешних заимствований и монетарной политики без понимания того , что думают по этому поводу профильные экономические ведомства и, возможно, ситуация не столь уж сильно ухудшилась по сравнению с 2011 годом.
Главной рекомендацией, которую готова сделать сама автор исследования, по итогам семинара, является необходимость новой стратегии внешнего заимствования, сформулированной на основании четких принципов и, в частности, увязка темпов роста заимствований с ростом ВВП, оценка эффективности использования средств , предельная доля бюджетных расходов, которые тратятся на обслуживание внешнего долга , ситуация с бюджетными трансфертами Нацфонда.
По словам депутата Мажилиса Екатерины Никитинской, ситуация с внешним долгом — это, пожалуй, самый острый экономический вопрос и крайне необходимо наличие диалога экспертного сообщества с представителями власти . Оптимальным путем для этого могло бы стать обсуждение на одной из астанинских диалоговых площадок. В качестве таковых были предложены возможности партий » Акжол» и «Нур Отан». Курирующие долговую проблематику правительственные функционеры с большой долей вероятности, примут участие в таких обсуждениях.
Одним из интересных аспектов выступления г-жи Махмутовой стало упоминание о том , что определенные обязательства, связанные с макроэкономическими параметрами , принятые на себя Казахстаном при вступлении в ЕАЭС до определенной степени становятся развращающим фактором и способствуют наращиванию внешнего долга. Таковой является, в частности, норма о том , что госдолг не должен превышать 50 % ВВП . Текущие казахстанские параметры даже после размещения двух выпусков еврооблигаций существенно ниже. Прямой государственный долг составляет 13 миллиардов долларов или 8,5% ВВП. Огромная разница с обязательствами относительно предельного размера внешнего госдолга внутри ЕАЭС может стать аргументом в пользу его наращивания . Стимулом для роста заимствований является также предельный дефицит бюджета в 3% ВВП внутри ЕАЭС , существующий казахстанский дефицит- 2,5%, и он все в большей степени финансируется за счет внешних заимствований.
Правительство осознает риски, связанные с квазигосударственными долгами.
Все спикеры семинара были едины в том , что мониторинг только государственного долга , без долга квазигосударственного сектора , достаточно бессмысленная вещь. По мнению г-жи Махмутовой, необходимо, наконец, выполнить рекомендацию, которую делает каждая миссия МВФ в Казахстане — мониторинг расширенного госдолга с участием квазигосударственного сектора . Г-жа Никитинская поддерживает эту точку зрения , поскольку существуют риски наступления часа Х , когда в условиях угрозы дефолта нацкомпаний может последовать обращение к средствам Нацфонда. С большой долей вероятности, такая поддержка будет оказана с учетом того, что Нацфонд раскошелился в 2009 году , когда речь шла о вливаниях в частные банки. Председатель попечительского совета Центра исследований «Talap» Рахим Ошакбаев привел очень интересные оценки цикла внешних заимствований НУХ «Казагро», ослабления тенге и неизбежных последующих бюджетных вложений в капитал госхолдинга и предоставления ему бюджетных кредитов.
По словам г-жи Никитинской у депутатов возникают вопросы при ратификации практически каждого договора о заимствовании . В последний раз это произошло при обсуждении займа в миллиард долларов от МБРР уже новым созывом парламента. Средства займа могут использоваться достаточно широко и на финансирование программ роста, и в принципе, даже на финансирование социальных расходов. У международных финансовых институтов, однако , есть свои требования, связанные с займами , которые обычно отслеживаются достаточно жестко. Одним из дополнительных условий предоставления займа на сей раз является необходимость снижения порога при постановке на учет по НДС для казахстанского МСБ . Это сообщение стало небольшой сенсацией для участников семинара, несмотря на то , что в нем участвовало несколько высококвалифицированных экспертов , специализирующихся в бюджетной и налоговой сферах. По оценкам г-жи Никитинской , озабоченность депутатов ситуацией с долгами квазигосударственного сектора находит понимание экономических властей и есть предварительные заверения с их стороны, что с 2020 года будет действовать норматив о том , что суммарно такой долг не должен превышать 25% ВВП. Квазигосударственным структурам необходимо будет получать разрешение на внешние заимствования от уполномоченного органа.
Появляющиеся намерения, в том числе со стороны некоторых правительственных ведомств , законодательно жестко регламентировать закупки внутри Самрук — Казыны не удаются из -за влияния лоббистов. Само руководство “Самрук -Казыны» не обладает достаточными полномочиями. Его прерогативы сводятся по существу к объявлению выговоров, даже когда речь идет о неэффективности или снижении казахстанского содержания. В то же время спикер отметила , что размер внешней задолженности «Самрук- Казыны» снижен с уровня максимума в 23 миллиарда долларов до 16 миллиардов, по информации, предоставленной депутатом.
Первопричина сложностей — неумеренное кейнсианство
По словам г-на Ошакбаева, спектр оценок размера долгов квазигосударственного сектора, очень широк. По последним официальным данным он находится на уровне чуть выше 20 миллиардов долларов. Основной причиной такой ситуации становится рост бюджетных расходов, которые выросли с 2011 года на 3.9 триллионна тенге. Этот процесс, который по оценкам спикера, является первопричиной многих сложностей в экономике , толкает вверх не только долг , но и налоговую нагрузку для бизнеса . Уровень бюджетных расходов , составляющий около 20% ВВП , можно было бы относительно легко снизить до 16,5% ВВП, главным образом за счет экономии на бюджетных статьях, связанных с госуправлением.
Центр “Талап» произвел сопоставление структуры казахстанского бюджета с бюджетами стран ОЭСР. Двумя главными выявленными расхождениями оказываются как раз чрезмерные казахстанские расходы на госуправление и недофинансирование образования. Спикер также подробно остановился на существенном росте налоговых поступлений в 2016 году, отметив, что, помимо влияния девальвации и небольшого роста сбора по экспортным пошлинам, огромная часть поступлений связана с ужесточением налогового администрирования . Деньги чрезмерно изымаются у бизнеса, и вместо частных инвестиций, страна, по мнению г-на Ошакбаева, получает рост неэффективных бюджетных расходов. Между тем, количество субъектов частного бизнеса сократилось в стране на 92 тысячи. Первоочередным фактором произошедшего г-н Ошакбаев считает эррозию инвестиционного климата и правого поля внутри страны, затем следует нахождение на высоком уровне базовой ставки, высокая обуславливает высокую стоимость денег в экономике и большой уровень проблемных кредитов. Третьей предпосылкой происходящего стал чрезмерный рост государственного участия в экономике в течении последних лет .
У спикера возник небольшой спор с г-ном Жандосовым, который считает, что, например, в агросекторе невозможно говорить о прямом хозяйствовании государства и лишь о влиянии госдотаций. Г-н Ошакбаев, занимавшийся агросектором в НПП Атамекен, убежден, что уровень искажений, связанный с чрезмерным присутствием государства в зерновой отрасли очень велик , и развитие было бы более эффективным , если бы там было меньше государства.
Общественный деятель Мухтар Тайжан, в свою очередь уверен, что для Казахстана неприемлемы кейнсианские рецепты. По его мнению, во многом благодаря им мы имеем долги в десятки миллиардов долларов , с выплатами по которым столкнутся будущие и живущие поколения . Рост внешних долгов связан также с отсутствием ответственности за их привлечение , в том числе со стороны парламентариев. Лишь немногие из которых , как г-жа Никитинская , занимают активную позицию .
Кейнсианство и либерализм обычно хорошо уживаются
В свою очередь г-н Жандосов, оппонирующий многим спикерам и стремящийся к максимальной конструктивности дискуссии, отметил , что кейнсианство не противоречит либерализму и они прекрасно уживаются в большинстве случае . Дискуссии о внешних долгах, по его мнению бессмысленны без содержательной ясности относительно будущего Нацфонда. Многие говорят о том, что в каких-то случаях правильнее не занимать , а эффективно расходовать накопленные резервы. Важны также не абсолютные параметры внешнего долга, а как они соотносятся с экономическим ростом . У госдолга есть две стороны проблемы — это то ,как деньги расходуются ( и здесь обычно много поводов для критики), и каковы реальные параметры долга . Опасения очень часто связаны с недостаточным уровнем транспарентности, с которым обещает разобраться новое правительство . Когда же экспертам удается добраться до цифр, они в большинстве случаев убеждаются , что ситуация не так плоха . Все три рейтинговых агентства не понизили суверенных рейтингов в этом году, что означает , сохранение управляемости. При всем скепсисе по отношению к “большой тройке”, она «делает свою работу» и альтернативы этим институтам нет.
Комментариев пока нет