Кто и от чего отвлекает казахов?
В то время, как перед страной стоят действительно реальные и острые проблемы, общество обсуждает китайцев, которые скоро массово начнут жениться на казашках, российскую певичку, что-то ляпнувшую про Казахстан и страдает вместе Баян Есентаевой. Страна массово сходит с ума по любому незначительному поводу подобно тому, как отсутствие собственной половой жизни компенсируется небывалым интересом к тому, что происходит в чужих постелях. Является ли это политтехнологиями?
Вполне, вероятно, но винить самих политтехнологов в этом глупо, это их работа, их хлеб. Было бы странно, если бы такие технологии не работали, они применяются во всем мире. Все дело в зрелости общества, его способности к рефлексии и выработке действительно значимого для страны дискурса. Пока же казахстанцы охотно клюют на фриков и идут у них на поводу. Желтые СМИ, которые это активно тиражируют, можно понять – хороший рейтинг при нулевых затратах, но трудно понять огромный пласт людей, готовых идти на поводу любого сомнительного информационного повода. Впрочем, так было всегда.
У знаменитого афинского стратега Алкивиада была удивительно красивая собака, особенно хорош был ее хвост. Простой люд не мог налюбоваться на нее. Однажды дела у Алкивиада складывались не в его пользу, народ начал роптать по поводу его политики. «Было бы опасно, — подумал Алкивиад, — позволять долее афинянам обсуждать действия правительства. Надо непременно найти способ отвлечь внимание разбушевавшейся толпы». И способ был найден — Алкивиад приказал отрубить хвост своей собаки, после чего он стал гулять с ней по всему городу.
Друзья были недовольны его поступком и рассказывали Алкивиаду, что все жалеют собаку и бранят хозяина, но тот лишь улыбнулся в ответ и сказал: «Что же, все складывается так, как я хочу. А хочу я, чтобы афиняне болтали именно об этом, — иначе, как бы они не сказали обо мне чего-нибудь похуже!».
В последнее время бурно реагирующие на информационные раздражители казахстанцы очень сильно напоминают афинян, активно спорящих о причинах, по которым Алкивиад отрезал хвост своей собаке.
О том, почему казахстанское общество не может отделять зерна от плевел и легко подается на манипуляции, мы спросили у экспертов.
Политолог Султанбек Султангалиев:
Неадекватность характерна для пользователей социальных сетей
Прежде всего, активная и порой недостаточно адекватная реакция на внешние раздражители, имеющие несерьезный характер, характерна для пользователей социальных сетей. Люди, живущие преимущественно реальной жизнью, на разную чушь не реагируют, а относятся с юмором или же просто не обращают внимания. Проблема имеет, прежде всего, психологическое объяснение, кроющееся в свойственных некоторым любителям виртуальной жизни особенностях психотипа. Вторая причина заключается, на мой взгляд, в недостаточно высокой политической культуре отдельных людей. Третьей причиной можно назвать обыденность и скудость общественно-политической жизни в стране. Казахстанцы лучше знают политические события в США и России, нежели в Казахстане. В-четвертых, у нас отсутствует общее начало политического и идеологического характера. Именно поэтому общество легко раскалывается на два-три лагеря по любому острому поводу или событию.
Историк, PhD, научный руководитель проекта ДНК-шежире Жаксылык Сабитов:
Безопаснее бороться против виртуальных оппонентов, чем против реальных «властелинов вселенной»
Если говорить о причинах, по которым граждане Казахстана так активно реагируют на разные мелкие информационные поводы, то тут стоит отметить несколько аспектов. Во-первых, на самом деле не так уж и много людей реагируют на эти мелкие информационные поводы. Большая часть их игнорируют. Но видно, как всегда, наиболее активно реагирующих, а не большую массу игнорирующих людей. Во-вторых, во многом мы видим, типичную сублимацию агрессии из опасных тем в безопасные. Безопаснее бороться против виртуальных оппонентов, чем против реальных «властелинов вселенной». В-третьих, иногда такие реакции являются целенаправленными действиями лиц, нацеленных увести внимание людей от некой острой темы. Но такие «операции» не очень часто проводятся, и диагностировать ее не всегда возможно. В-четвертых, наше общество так и не стало гражданским. И причиной этого была и остается нефть. Еще в 2001 году классик политической науки Майкл Росс доказал, что нефть негативно влияет на демократию: чем больше нефти страна добывает, тем меньше в ней демократии. Из этого правила было только одно исключение – Норвегия.
Перейти на новый качественный уровень дискурса наше общество сможет лишь тогда, когда «закончится нефть»
И одним из механизмов, который убивал демократию, было нарушение социального контракта. Речь идет о контракте, где граждане — это налогоплательщики, а государственные служащие, в том числе и высшие чиновники, всего лишь «слуги народа», которых можно очень легко сменить на выборах. Оборотной медалью такого контракта являются большие налоги с граждан. Это сродни с положением молодых людей, живущих со своими родителями. Они тратят мало денег или не тратят вообще, но имеют очень мало прав: должны приходить домой вовремя, в трезвом состоянии и не приводить на ночь в свою комнату друзей и подруг. Если же молодые люди снимают квартиру, то они платят большие деньги, но имеют все права: могут приходить когда угодно домой, с кем угодно и в любом состоянии. Таким образом, кто платит деньги, тот и хозяин в стране. В нашей стране доля индивидуальных налогов в общем бюджете колебалась в районе 6%, в то время как в развитых странах доля индивидуальных налогов в общем бюджете составляет 40-60%. В нефтяных странах социальный контракт не работает, так как граждане либо не платят налоги вообще, либо платят мизерные налоги. Таким образом, перейти на новый качественный уровень дискурса наше общество сможет лишь тогда, когда «закончится нефть» и доходы от нее перестанут играть большую роль в нашем бюджете.
Исполнительный директор Западного регионального филиала НОФ «Аспандау» Еркин Иргалиев:
Мы — бедняки цифрового мира
В центральноазиатском регионе пока налицо явные застойные тенденции, которые касаются не только политической или экономической жизни. Общественное сознание казахов подвержено комплексному воздействию сразу нескольких факторов.
Первое, это постколониальный синдром, когда прежняя элита ещё не ушла, а новая – на стадии зарождения.
Второе – подавляющее большинство казахского населения (вчерашних аулчан), полностью заняты урбанизационным вживанием/выживанием в новой для себя среде.
И третий фактор, на который хотелось обратить внимание. Это появление, условно говоря, некоего «цифро-тариата». Это новые «пролетарии инфоэпохи».
Причём это касается не только экономически ущербных (на политкорректном новоязе властей «самозанятых») слоёв населения, но и большей части имущего класса (и даже правящего).
Эти бедняки цифрового мира могут сколько угодно потреблять предметы хайтека, но главное тут – ментальные барьеры, которые они избегают преодолевать и предпочитают собственную картину мира. Она составлена из негативного культурного синтеза национальной архаики, низкопробных масс-медиа и навязанных чужой пропагандой мыслеобразов.
«Обрыв пуповины» преемственности национальной культуры привел к разнообразным «зомби»-состояниям
А причина к тому весьма серьёзная и объективная. Это полный «обрыв пуповины» преемственности национальной культуры, который произошёл при геноциде казахов во время СССР.
Отсюда и наличие у нас разнообразных «зомби»-состояний: в культуре, политике, экономике.
Правда, утешает, что страх в общественном сознании не передается с генами. И нынешние детишки уже свободны от этого омертвляющего паралича.
Комментариев пока нет