Как привить доверие к «мундирам»?
Казахстан – государство, где каждое ЧП ставит под удар и без того далеко не блестящую репутацию правоохранительных органов.
Трагедия, которая произошла с бывшим гендиректором республиканского государственного предприятия при министерстве сельского хозяйства «Казводхоз» Омирбеком Жампозовым, получила широкий резонанс среди граждански активной части казахстанского общества.
20 июля Омирбек Жампозов свел счеты с жизнью, после того как стрелял и ранил сотрудника Целиноградской районной прокуратуры и следователя отдела внутренних дел Целиноградского района. Как известно, бывшего чиновника Жампозова обвиняют в том, что в составе группы лиц он нанес ущерб государству в размере 620 миллионов тенге.
Неизвестно, чем закончится суд, но пока в глазах политически активного меньшинства Омирбек Жампозов – жертва произвола, равнодушия, некомпетентности следствия и прокуратуры. Если отбросить эмоции, то эта драматическая история очень важный и серьезный индикатор. Не менее важный, чем иногда плохо скрываемое в социальных сетях сочувствие пользователей к тем, кто периодически совершает вооруженные нападения на представителей правоохранительных органов.
Омирбек Жампозов
Общеизвестно, что вера граждан в институты государства, прежде всего, есть показатель политической поддержки. Базовое доверие, которое и обеспечивает устойчивость всей системы, напрямую зависит от того, насколько эффективно работают эти институты в конкретной ситуации.
Любая власть, а тем более склонная к авторитаризму, кровно заинтересована в закреплении высокого уровня гражданского доверия. Особенно к правоохранительным структурам и суду. Именно эти институты играют роль стабилизатора в условиях политических несвобод.
Парад МВД
В Казахстане последнее исследование на предмет уровня доверия и поддержки правоохранительных органов обнародовало бюро мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE. В соцопросе участвовало порядка двух тысяч граждан, проживающих в Астане, Алматы и областных центрах страны.
По его результатам на вопрос: «Доверяете ли вы правоохранительным органам?» 28% респондентов ответили «да, они работают образцово и в рамках закона». Более половины, а именно 55%, доверяют, «но не всегда, они могут ошибаться и сами иногда нарушать закон». 7% респондентов ответили, «не доверяю, они слишком коррумпированы» и «не доверяю, они слишком коррумпированы и непрофессиональны». 2% не доверяют «органам» по причине профессиональной непригодности.
Далее по тексту. «Считаете ли вы, что правоохранительные органы в Казахстане на самом деле охраняют ваши права?»
– 53 % считают, что «не всегда, возможно, они обеспечивают безопасность в целом, но права человека игнорируют». 39% опрошенных полагают, что правоохранительные органы исполняют закон и обеспечивают охрану прав.
Если всецело полагаться на мнение респондентов, то 5% граждан чувствуют дискомфорт и страх при виде человека в мундире. Безопасность, надежность, взаимоуважение одним только видом силовики внушают 59-ти % опрошенных, тревогу – 18%, безопасность, но, отнюдь не уважение – 19%. В целом же, опрошенные склонны больше доверять прокурорским и сотрудникам национальной безопасности – 28%, МВД – 27%.
Но, едва ли не самый «говорящий» и ожидаемый индикатор – это то, что казахстанской правоохранительной системе доверяют пенсионеры и те, кому за 70 – почти 48%. То есть категория граждан, которая выросла и сформировалась в тоталитарном СССР. Не удивительно, что именно старшее поколение сегодня обеспечивает относительно приемлемый процент доверия к тем, кто должен следить не как все привыкли – за порядком, а именно за правопорядком.
Такой архаизм легко объясним, считают исследователи. Обычно в массовом сознании поколения тех, кто вышел из грубой советской действительности, вера в государство четко персонифицирована. Пожилые люди отождествляют институты государства с деятельностью вождей – государственных и политических деятелей. Теперь остается только перенести эту закономерность на Казахстан.
К слову, мировая демократическая практика показывает, что в странах Евросоюза той же полиции население доверяет существенно больше, нежели судам, парламентам и политическим партиям.
Потрясающий индекс доверия правоохранительным структурам демонстрируют страны Северной Европы – порядка 90 %. И уже не удивительно, что отрицательный процент зафиксирован социологами в государствах бывшего социалистического лагеря.
Между тем, можно вспомнить, как ровно год назад генеральный прокурор Казахстана Жакип Асанов перечислил хронические причины недоверия или даже неверия в правоохранительные органы. «Мы консервативны и полузакрыты. Вокруг давно все изменилось. Правоохранительная система по-прежнему опирается на реликты советского периода и не отвечает запросам общества», – выговаривал подчиненным генпрокурор.
Несколько лет назад как раз для генеральной прокуратуры фонд Global Monitor методом «face to face» проводил масштабное исследование по уровню доверия населения к правоохранительным органам Казахстана. Именно опираясь на него руководство генеральной прокуратуры сегодня публично демонстрирует курс на самокритику.
Выводы, которые были сделаны Global Monitor наглядны.
– Более половины граждан (50,7%) считают, что нынешняя правоохранительная система не обеспечивает справедливое разрешение конфликтов. Менее трети граждан (31,4%) считают, что справедливое разрешение конфликтов в Казахстане обеспечено
– Малоэффективной или неэффективной назвали работу правоохранительных органов более половины граждан (54,4%), в то время как эффективной ее считают менее трети населения (30,4%);
– Среди правоохранительных органов нет ни одного, высокий уровень доверия к которому высказали более 30% граждан.
Всё это демонстрирует, что простые «граждане и прокуратура «обитают в разных мирах», по-разному оценивают справедливость при разрешении конфликтов, нет «общего знаменателя» в вопросах защищенности населения, степени доверия людей прокуратуре и обратно, а также в оценке коррумпированности и методах борьбы с теми, кто должен защищать права казахстанцев и законность.
«При таком взаимном отчуждении реформы (даже самые конструктивные) обречены. Менторская позиция работников прокуратуры по отношению к гражданам усугубляет отчуждение», – сказано в исследовании.
Главным условием повышения уровня взаимного доверия «является знание гражданами функций и задач прокуратуры, а также различение функций и задач разных органов правопорядка». Но при этом «сами органы правопорядка не различают четко своих функций, потому что многие функции задублированы в разных правоохранительных органах, в то время как отдельные важные функции вообще отсутствуют».
При таком системном застое, взаимном недоверии/неверии и тотальном доминировании государства однозначно говорить о том, что заявленные прокуратурой реформы действительно будут означать «изменения к лучшему» весьма затруднительно.
Та же внутриполитическая практика свидетельствует о том, что оргвыводы из разных, зачастую драматических событий, государство делает всегда одинаковые – в пользу ужесточения законодательства и наделения правоохранителей дополнительными инструментами контроля над обществом.
Комментариев пока нет