Как использовать гнев толпы?
«Открытая планерка» exclusive.kz, посвященная сносу заборов, и в первую очередь, ментальных, между акиматом города и его населением вызвала ожесточенную дискуссию. Мы предлагаем г-ну Байбеку механизм, который позволит ему наладить диалог. Тем более, что весь мир уже идет по этому пути.
Алматы идеально подходит для использования современных технологий поиска решений, и генерации идей, построенных на принципах привлечения к решению масштабных задач «коллективного разума». Краудсорсинг создает возможность использовать интеллектуальную энергию и потенциал множества людей, находящихся в социальных сетях. Синтелектуальный краудсорсинг позволяет провести отвлеченную, и, казалось бы, фантастическую идею до логического завершения, и облечь ее в конкретные материальные формы. Это достигается за счет специально разработанной многоуровневой системы, где каждый человек является генератором, оценщиком и реализатором идей.
Традиционные методы управления развитием региона исчерпали свой потенциал и требуют новых социальных технологий управления, особенно сейчас, когда они стали дорогими и не эффективными.
Главная идея краудсорсинга заключается в том, чтобы необходимую работу исполняли не профессионалы, а любители. То есть целью данной технологии является использование потенциала большего количества людей для решения общественно значимых задач в регионе.
Cреди «краудсорсеров» уже стоят такие крупные организации, как Правительство Москвы, Сбербанк, ГазПром, МТС и еще множество фирм, которые постоянно устраивают различного рода конкурсы в социальных сетях
Краудсорсинг уже на протяжении долгого времени используется различными компаниями на Западе для решения производственных задач, привлекая к этому обширную аудиторию добровольцев со всего мира. На постсоветском пространстве краудсорсинг начал активно применяться относительно недавно. Тем не менее, среди «краудсорсеров» уже стоят такие крупные организации, как Правительство Москвы, Сбербанк, ГазПром, МТС и еще множество фирм, которые постоянно устраивают различного рода конкурсы в социальных сетях.
Например, в Белгородской области использованием краудсорсинга является проект «Народная экспертиза», представляющий собой создание веб-сайта, где каждый житель города может оставить свои рекомендации, просьбы и идеи по интересующему его вопросу в любой сфере деятельности региона, цель которого — собрать лучшие народные предложения, способствующие решению актуальных проблем области.
В Алматы наиболее успешным примером краудсорсинга можно назвать национальное онлайн-голосование «Ел Тулгасы-Имя Родины», организованное нашим интернет-порталом exclusive.kz
В Алматы наиболее успешным примером краудсорсинга можно назвать национальное онлайн-голосование «Ел Тулгасы-Имя Родины», организованное нашим интернет-порталом exclusive.kz. Идея проекта состоит в том, чтобы выбрать наиболее значимых казахстанцев, имена которых сегодня ассоциируются с достижениями страны за годы Независимости, и проголосовать за одного из них в ходе конкурса. Это те люди, чья деятельность, достижения и творчество в общественной деятельности, культуре и искусстве, бизнесе, спорте и науке формируют облик независимого Казахстана.
Под региональным краудсорсингом понимается технология вовлечения потребителей региональных властных услуг (население, бизнес и др.) в процесс социального взаимодействия с органами управления и передача им функций соучастия в процессе разработки и принятия регионального решения, относящихся к различным направлениям их жизнедеятельности, на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора.
Сбербанк России: Накануне 170-летия, руководство банка сообщило, что для планирования дальнейшего стратегического развития будет использована технология краудсорсинга. Генератором новых идей выступит сетевое сообщество. Руководитель банка Герман Греф считает: «Я уверен, что краудсорсинг будет технологией будущего, которая обеспечит переворот в управлении, когда источником новых идей будут сотрудники компании, общественные организации, жители страны. Современные технологии позволяют организовать это на принципиально другом уровне»
Для этого в Интернете Сбербанк открыл специальный сайт, на котором организовано обсуждение нескольких тем, список которых планируется расширять. Две главные темы – «Сбербанк-2021–будущее» и «Россия-2021–прогресс». В результате коллективного обсуждения на сайтах их участники создали доклады, определяющие перспективы развития как Сбербанка, так и РФ. Принять участие в проекте просто – можно зайти на его сайт (прямая ссылка на ресурс есть на официальном сайте Сбербанка), а с него перейти на дискуссионные и краудсорсинговые интернет-площадки.
Первый опыт промышленного применения синтеллектуального краудсорсинга – проект Сбербанка. Это первый подобный проект в мире. В ходе проекта строится т.н. «облачное предприятие» (подобные предприятия возможно строить только с использованием технологии синтеллектуального краудсорсинга). На нем уже работают почти сто тысяч человек.
В проекте задействованы все основные типы мотивации: креативная, профессиональная, материальная, карьерная, известность, слава.
Есть множество призов и наград: от iPad и грантов до завтрака с Германом Грефом и личное представление своих решений руководству СБ и России, элите российского и мирового бизнеса.
Правительство Москвы
В ходе краудсорсинг-проектов Правительства Москвы жители обсуждают и предлагают решения задач городского развития и могут выбирать те решения, которые власть будет реализовывать в первую очередь. Все предложенные идеи и решения берутся в работу и реализуются в течение определенного времени. Это то, что является уникальной особенностью проекта Правительства Москвы – гарантия реализации предложенных и победивших предложений.
Проект был запущен в 2011 г. Правительством Москвы для оценки состояния и качества уборки дорог, работы и расположения светофоров, дорожных знаков (портал www.doroga.mos.ru), работ по реализации программ комплексного развития (портал «Наш город» gorod.mos.ru). В настоящий момент на площадке краудсорсинга Москвы проведено три проекта: доработка портала «Наш город», тема народных маршрутов, а также комфортабельность и уровень сервиса многофункциональных центров (МФЦ). Сейчас на этой электронной площадке в стадии обсуждения находится проект «Московский стандарт детского отдыха». Общее количество горожан, которые обычно участвуют в проекте, варьируется в пределах от 7 тыс. до 9 тыс. человек.
Первым краудсорсинговым опытом мэрии Москвы был проект «Наш город». Его целью было улучшить функционал одноименной площадки и разработать новые способы народного контроля за действиями органов исполнительной власти. Он проводился с 17.02.2014 по 02.04.2014, в нем приняло участие 9635 человек (среди них 493 кандидата наук, 63 доктора наук), получено свыше 9 тысяч предложений, написано 927 постов, размещено 24 860 комментариев. Мотивация участников проекта в основном была связана со стремлением улучшить жизнь в небезразличном для них городе. Согласно данным портала Центра компетенций по краудсорсингу, большая часть идей была взята в работу: открыто свыше 40 новых проблемных тем, создано волонтерское движение, улучшен функционал личного кабинета на площадке «Наш город» и др.
Подключение общественности к решению вопросов городского управления – была достигнута
В Москве также действует площадка для электронных референдумов «Активный гражданин» (http://ag.mos.ru/). Она является примером формирования пространства партнерства власти и общества для создания удобной «городской среды» при помощи технологии краудсорсинга. На площадке зарегистрировано уже более 1.2 млн. москвичей. По мнению экспертов, сосредоточивших свое внимание на рассмотрении этого проекта, он демонстрирует потрясающие успехи и его основная цель – подключение общественности к решению вопросов городского управления – была достигнута.
Открытое правительство
В российском проекте «Открытое правительство» включены механизмы социальных сетей для общественного обсуждения законопроектов, сбора предложений по совершенствованию системы управления (http://zakonoproekt2012.ru/). Другим примером является недавно запущенная Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Witology инициатива по улучшению инвестиционного климата (сайт проекта: http://asil2.ru), включивший к настоящему времени на специализированных краудсорсинговых площадках коллективную проработку десяти стратегических инициатив от оптимизации условий для экспортной деятельности до реагирования на обращения предпринимателей и налогового администрирования. Лучшие предложения обсуждаются на рабочих группах Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), включаются в итоговые документы «дорожных карт», представляемые на рассмотрение Наблюдательному совету АСИ при Правительстве РФ и утверждаемые распоряжениями Правительства РФ. К настоящему времени также завершен проект Московской объединенной энергетической компании (МОЭК) «Оптимизация теплоснабжения — диалог с потребителем».
Профессиональная сеть «Госбук», «Регионалочка», многие аналогичные региональные и муниципальные проекты также основаны на использовании краудсорсинга
Профессиональная сеть «Госбук», «Регионалочка», многие аналогичные региональные и муниципальные проекты также основаны на использовании краудсорсинга. Широко распространены такие проекты с использованием геоинформационных систем для обратной связи с правительствами. Например, в европейских странах люди могут указать местоположение на карте, написать о правонарушении, проблеме и проголосовать за нее. Это пример краудсорсинга для поддержания системной обратной связи и контроля работы подрядных организаций.
В марте 2013 года был создан Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» (далее — РОИ), который является ярким примером проявления электронной демократии в России
В марте 2013 года был создан Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» (далее — РОИ), который является ярким примером проявления электронной демократии в России. Он служит для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации и голосования по ним. Принцип его работы сходен с аналогичными ресурсами в других странах, например, We the People в США или британским E-petitions. Население инициирует голосование в поддержку своей инициативы и когда набирается определенное количество голосов (на РОИ – 100 тысяч), она должна быть принята на рассмотрение правительственной экспертной группой, в итоге может быть принято решение о её реализации.
Одним из самых успешных проектов в области политического краудсорсинга, по нашему мнению, является проект ОНФ «За честные закупки» (http://zachestnyezakupki.onf.ru), который борется с излишними, необоснованными, а иногда и преступными тратами чиновников. Сейчас в сети Интернет создаются различные площадки, которые должны способствовать искоренению взятничества. Можно привести пример «красной кнопки коррупции», когда любой гражданин может подать форму с указанием и объяснением факта коррупции на сайтах региональных и городских администраций. Проект же ОНФ – это краудсорсинговый проект, который позволяет гражданам участвовать в поиске сомнительных (необоснованных, незаконных) закупок, наносящих материальный вред государству. После простой регистрации вам предлагают искать на федеральных сайтах госзакупок сомнительные заявки, тендеры, контракты. На площадке можно обозначать свои сомнения в целесообразности разного рода закупок и направить свой запрос на модерацию профессиональным юристам ОНФ, которые, если подозрения подтвердятся, начинают процедуру ее отмены. В результате деятельности площадки за 2 года было сэкономлено более 300 млрд. рублей.
Эти и многие другие примеры показывают, что с помощью сетевого общения и краудсорсинга можно эффективно решать задачи любой сложности — от брендинга территории, планирования развития городов до оптимизации процессов оказания государственных и муниципальных услуг.
Краудсорсинг также активно применяют в журналистике BBC, Gannet, Reuters для выполнения такой работы, как расследование должностных преступлений в органах государственного управления.
Компания Procter&Gamble предлагает своим потребителям стать участниками производственного процесса, поделившись своими идеями на сайте InnoCentive (www.innocentive.com), предлагая взамен большие денежные вознаграждения более160 тысячам «решателей».
Википедия. Наверное, самый масштабный и успешный краудсорсинговый проект в истории человечества. Несмотря на правила, вроде бы рассчитанные на квалифицированных учёных, владеющих научным аппаратом, проект стал синтеллектуальной международной платформой. Без краудсорсинга мы никогда бы не узнали, что на Филиппинах шаурму накрывают чеддером, а в дрэг-соревнованиях тракторов-тягачей используются советские вертолётные турбодвигатели.
InnoCentive. Крупнейшие научные и промышленные корпорации предлагают проблемы для решения. Поучаствовать может любой. Сами InnoCentive называют четыре причины быть «решателем проблем»: улучшение жизни для других, упражнение мозга, самореклама и шанс выиграть денежные призы. Среди успешных проектов на InnoCentive – как настоящие научные открытия и рационализаторские предложения на миллионы долларов (часто придуманные студентами или «домашними изобретателями»), так и сверхдешёвые и сверхэффективные вещи, улучшающие жизнь людей: например, фонарь-лампа на солнечных батареях BoGo и индикатор солнечной очистки воды SODIS для развивающихся стран.
Процент решённых проблем оказывается выше у тех, кто не является специалистом в данной области. Даже при гонорарах в 10-20 тысяч долларов помощь толпы обходится корпорациям во много раз дешевле, чем работа исследовательских отделов
Самое интересное, что процент решённых проблем оказывается выше у тех, кто не является специалистом в данной области. Даже при гонорарах в 10-20 тысяч долларов помощь толпы обходится корпорациям во много раз дешевле, чем работа исследовательских отделов. Например, в R&D Procter&Gamble работает 9000 человек, но половина их инноваций исходит от InnoCentive и других сайтов, где им помогают 1,5 миллиона человек.
- My Starbucks Idea
Львиная доля публикаций на странице компании в посвящена успехам проекта My Starbucks Idea, запущенного в 2010 году. Это сайт-агрегатор идей клиентов по категориям: расположение, технологии, рецепты и прочее. За 5 лет работы сайта Starbucks получил 137 тысяч рецептов и идей для напитков и более 60 тысяч рекомендаций по улучшению сервиса.
McDonald’s
- Mein Burger
В июле 2013 года немецкий офис McDonald’s организовал удачную кампанию «местного применения» по случаю 40-летнего юбилея. Компания запустила сайт Mein Burger, на котором любители фаст-фуда могли создать собственный бургер, а затем «расшарить» свое творение в социальных сетях. Эта кампания стала самой успешной за всю историю McDonald’s: за 5 недель было создано 116 тысяч бургеров, сайт посетили 7 млн человек, в голосовании участвовали 1,5 миллиона, а общий охват в интернете составил 17 млн пользователей.
- My Burger
Немецкая кампания прошла настолько успешно, что в мае 2014 года McDonald’s запустил британский аналог — My Burger. Новые рецепты теперь не только обсуждали в онлайне, но тестировали на кухне McDonald’s. Каждый пользователь создавал онлайн-бургер из более 80 ингредиентов на выбор, 12 лучших приготовили на кухне ресторана, а топ-5 попали в новинки британского меню.
Frye Art Museum
Летом 2014 года художественный музей Фрай в Сиэтле решил использовать краудсорсинг, чтобы привлечь молодежную аудиторию к организации выставки. На протяжении 11 дней пользователи «Фейсбука», «Инстаграма», Pinterest и Tumblr «лайкали» и комментировали любимые полотна из коллекции музея (232 картин). В акции приняли участие более 17 тысяч человек. Самые популярные картины представили на выставке #SocialMedium, указав всех пользователей, поддержавших отобранные работы, кураторами выставки. Своеобразными аннотациями к картинам стали подборки интересных комментариев.
(Продолжение следует)
Комментариев пока нет