Латиница как отражение комплексов
Почему вдруг так быстро было принято решение о переходе на латиницу? Можно ли расценивать этот шаг, как послание Назарбаева Путину? Не расколет ли латиница наше общество на две части? Насколько легитимно решение о переходе на латиницу? Об этом «Мозговой штурм» с участием политолога Айдоса Сарыма, журналиста Василия Горлова и эксперта Альжана Шомаева.
— Тема нашей сегодняшней дискуссии — это латиница, которая, честно говоря, навязла в зубах. Вот уже полгода, наверное, это топовая тема в социальных сетях, на кухнях Казахстана и не только. Мой первый вопрос вам, — почему так быстро все происходит? Полгода велись разговоры и, буквально за несколько дней, было принято окончательное решение, что вызывает подозрение возможной политической подоплеке, согласны ли вы с этим? Василий, предлагаю начать с вас, поскольку вы совсем недавно в Казахстане. Поэтому сформулируем так: как выглядит из России это решение, и можно ли говорить о его политической подоплеке?
— Спасибо. Хочу сказать, что имею в прошлом сравнительно большой опыт проживания в родном городе Алматы, так что взгляд не совсем российский. Так вот, по моему скромному мнению, существуют определенные политические моменты, которые могут вынудить власть Казахстана торопиться с принятием решения. Надо заметить, что обсуждение возвращения латиницы в качестве казахского алфавита начались еще со времен обретения независимости. В 2007 году Назарбаев заявил публично, что казахский будет переведен на латиницу. Что заставило принять окончательное решение именно сейчас? Тут целая цепь политических событий, которые, кажется, можно уложить в один ряд. Во-первых, обострение отношений с Кыргызстаном. Ситуация на границе с контрабандой, с таможенными пошлинами, подобного обострения достаточно давно не было. То есть, разгорается очередная таможенная война.
Второе событие, — открытие железнодорожной магистрали, проходящей из Азербайджана через Грузию в Турцию, которая должна стать неким прообразом нового шелкового пути. Любопытно, что на этом мероприятии все страны представляли президенты, и даже с супругами, а Казахстан — премьер-министр Сагинтаев, но при этом он подчеркнул, что идея о создании подобного рода магистрали родилась в Казахстане. Если суммировать, — мы наблюдаем, если можно так выразиться, очень самостоятельные шаги казахстанской власти, и я думаю, что решение о введении латиницы укладывается в этот ряд. Спасибо.
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»: — Айдос, у вас есть своя версия?
— Я не сторонник тех версий, когда достаточно простые вещи можно объяснять происходящими событиями. Я вижу субъективный фактор, связанный с сильно ухудшившимся процессом принятия решений, ну, и со всеми прелестями авторитарной страны, которой Казахстан является.
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
Альжан, я помню, что еще 10 лет назад наш журнал публиковал вашу версию латиницы…
Альжан Шомаев, эксперт:
— Я не буду касаться темы, — будут вводить этот формат, или нет. Но он уже существует в качестве транслита. Он существует во всех странах, которым не посчастливилось пользоваться латинским алфавитом, потому что интернет англоязычный, и никто под нас не будет его переделывать. Поэтому, если мы хотим интегрироваться, у нас должна быть на всякий случай интернетная латиница. Она существует, для этого нужна всего лишь политическая воля. Теперь относительно данной латиницы, которую люди бурно обсуждают.
Я считаю, это не алфавит вообще — это вариант транслита. Я согласен, что он самый неудачный, который я видел, но для его принятия не вижу никаких особых политических причин. Такие страны как Китай и Россия пользуются латиницей параллельно со своими национальными алфавитами, — ничего страшного не происходит, страшилки — это все зря
Мы еще только 30 лет живем в независимом Казахстане, настанет время, когда все встанет на свои места. Сейчас предложили латиницу для того, чтобы проверить настроение обывателя. За этим вариантом должно последовать народное послание власти. И власть скажет, что они согласны с народом, и надо подождать. Вопрос введение латиницы не политический, он искусственно политизируется людьми, которые занимаются политикой.
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
-В интернете появились версии о том, что это цивилизационный выбор, что Назарбаев показал, какое место Россия занимает во внешнеполитических связях…
Альжан Шомаев, эксперт:
— На самом деле, это в корне неправильно. Во-первых, кириллица — не русский алфавит, и даже не болгарский. Это просто греческий алфавит с добавкой ивритских букв, и говорить о том, что это цивилизационный отход — наивно. Почему мы должны или/или, когда можно и/и. Я говорю только за свое поколение, — когда мы сдохнем, наши дети, внуки будут решать за себя. Наше поколение должно сделать свой вклад, а дальше разберутся потомки.
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
— В то же время, по крайней мере, в русскоязычном сегменте фейсбук были такие версии, что казахи и без того расколоты, и это может послужить еще большему расколу.
Альжан Шомаев, эксперт:
— Двуногим свойственно делиться по любому признаку. На то это и фейсбук, на то это и соцсети, чтобы каждый высказывался. Это, в свою очередь, перекрестная психотерапия.
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
— Айдос, а какова была реакция в казахоязычном сегменте?
Айдос Сарым, политолог:
— Не только в казахоязычном, а в целом скажем о людях, которые были этим заинтересованы. Большого раскола нет, латиница не делит общество на русских, казахов и т.д. На самом деле есть вопрос о вменяемости власти. Раз в жизни власти что-то доверили, а она все испортила.
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
— Вопрос о переходе на латиницу было достаточно единодушно позитивно воспринят…
Айдос Сарым, политолог:
— Я тоже являюсь сторонником перехода на латиницу, но не разделяю апокалипсических мнений о том, что казахского языка больше нет. Слава Богу, все носители языка остаются в рядах. Поэтому я думаю, что даже в нынешнем виде алфавит подержится какими-то изменениями в ближайшее время
То, что Россия плохо воспринимает, мне кажется, очевидно. Я думаю, что когда Путин приезжал в начале года на Чимбулак, — президенты договорились. Судя по тому, что основные российские каналы и ведущие политические эксперты на этот счет не высказываются, а посол России заявил, что они с уважением относятся к выбору Казахстана. У России есть огромное количество и других людей, которые считают это очень большой проблемой. Но там настроение меняется очень быстро.
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
— Вам не кажется, что наш президент решил дать понять, что он готов следовать другим правилам игры? Может быть, это говорит о каком-то конфликте между Путиным и Назарбаевым?
Василий Горлов, журналист:
— Мне кажется, что предпринимаются шаги для дистанцирования. Тут уместно вспомнить о не безызвестном решении Конгресса США, который предписал американским спецслужбам заняться изучением зарубежных активов представителей российской власти, олигархов ближнего круга и дальнего тоже, а также компаний с их участием, — а это, ведь, значит, что подвергаются сомнению результаты приватизации в России. Понятно, что российский и казахстанский бизнес имеют тесные связи. И, вполне возможно, что большой шум, который ожидается в грядущем феврале, может коснуться не только России. Сейчас настала пора, когда казахстанская власть решила продемонстрировать свою удаленность от российского влияния.
Что касается представителей русскоязычного населения Казахстана, то конечно принятие алфавита на нем никак не скажется. Но, если говорить о культуре в дальнейшем, то понятно, что для носителей латинского алфавита российская культура будет меньше доступна
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
— Василий, когда я приглашала на эту дискуссию своих знакомых, русскоязычные спикеры обиженно спрашивали, что им тут делать. То есть, им дали понять, что это дело казахоязычной аудитории и русскоязычным лучше сюда не лезть. Если честно, я никакого рационального объяснения их позиции не нахожу. Может, вы поможете?
Василий Горлов, журналист:
— Многие люди склонны искать обиды там, где их нет. Ничего обидного в этом абсолютно прагматичном проекте нет. Многие страны, в силу разных причин, вводили новые и дополнительные алфавиты. Сама латиница появилась именно таким образом. Понятно, что латиница более универсальна, и люди, которые привыкают к новому алфавиту, легче ориентируются в международном по преимуществу англоязычном пространстве.
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
— Тогда объясните, пожалуйста, почему это происходит таким странным образом? Откуда взялись эти апострофы? Как это можно объяснить, или это все специально делается?
Альжан Шомаев, эксперт:
— Это не быстро, совсем не быстро, и ничего вдруг не бывает. Привязывать к чему-то определенному я бы тоже не стал. Есть много субъективных факторов. Я считаю, что этот вариант является провоцирующим для того, чтобы население сейчас протестовало, потом писало разные петиции. То есть, чтобы мозги были заняты. Я категорически против голосования за латиницу, потому что так такие вещи не делаются. Я считаю, что данный этап является пробным камнем. Вокруг много проблем. Зачем заниматься и смотреть, что вокруг происходит, если можно заняться собой?
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
— Может это пробное, но я бы назвала скорее дискредитирующим, потому что то, как они это делают, вызывает раздражение.
Альжан Шомаев, эксперт:
— Я бы хотел верить в то, что есть критический уровень, который позволял бы планировать на этом уровне. Я в этот процесс был втянут, и до сих пор в нем нахожусь. К сожалению, это прискорбная вещь. С другой стороны, оттого, что принят указ, мы не переходим в другое место. Принятие алфавита — это 4-5% той работы, которую нужно провести. Следующие год-два будут аналитическими. Наибольшая обида со стороны филологов, лингвистов, которые должны этим заниматься.
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
— Я хочу поддержать, потому что люди должны знать, кто автор. Когда проходят конференции, все публикуется в виде статей, и люди видят, кто что предложил. Героев сразу видно.
Альжан Шомаев, эксперт:
— Я считаю, что самый правильный подход — это провести хороший лингвистический эксперимент. Протестировать каждую букву.
Айдос Сарым, политолог:
— В итоге мы вышли на общую проблему Казахстана — это проблема процесса принятия решений. Мне кажется, что случай с латиницей — это тот случай, когда национальная элита должна проявить свою позицию
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
— Мне кажется, она проявит. Хотя там не все в восторге. Я думаю, что это сейчас и происходит. Идет большая интеллектуальная работа.
Альжан Шомаев, эксперт:
— Я считаю, что какое-то время будет параллельное хождение. Мы должны быть готовы к тому варианту, к которому мы придем. Я не вижу здесь любовь и не любовь к Родине.
Василий Горлов, журналист:
— Это огромный проект, в котором каждый может себя найти. Есть немало людей, которые видят в этом возможность улучшения самого языка.
Карлыгаш Еженова, гл.редактор «Excluisve.kz»:
— Что мы с вами можем сделать для того, чтобы влиять на процесс?
Айдос Сарым, политолог:
— Всем надо договориться о правилах. Указ президента — это не достаточный уровень, чтобы все реализовать. Если посмотреть опыт других стран, то было принятие законов. Это тот случай, когда нужно применять все общественные силы. Есть абсолютно нормальные подходы, которые создаются научной группой. Я считаю, что этот алфавит будет дополняться. Нужно втянуть процесс и этим объединить общество.
Василий Горлов, журналист:
— Мы не должны отказываться от того, что в наших силах сделать для улучшения будущего алфавита.
Альжан Шомаев, эксперт:
— В обществе есть свои преступники и воры, — каждый будет делать свое. Я приготовил свой вариант латиницы, и хочу, чтобы кто-то в этом комитете тихо его прочитал.
Полную видеоматериала можете посмотреть здесь.
Комментариев пока нет