«Самрук-Казына» — есть у трансформации начало, нет у трансформации конца
На днях Нурсултан Назарбаев одобрил обновленную стратегию развития фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Среди основных направлений новой стратегии было названо сокращение уровня управления компаниями ФНБ, работа по приватизации активов фонда, внедрение цифровых технологий.
«Мы приступили к Третьей модернизации, начали активную работу по цифровизации и приняли Стратегию развития страны до 2025 года. В этих условиях назрела необходимость принять новую стратегию, назначены новые руководители. Требуется обновление программы трансформации, которая будет продолжена, она покажет свой пример в компаниях фонда», — сказал Назарбаев.
Председатель правления АО «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов сообщил, что в новой стратегии определены три ключевые цели. Это повышение эффективности компании, управление портфелем и обеспечение устойчивого развития. Кроме того, в краткосрочной перспективе усилия фонда будут направлены на решение следующих задач: обеспечение выхода 7 компаний на IPO, вторая — укрепление финансовой составляющей компании и третье — реструктуризация проблемных компаний.
«Я предлагаю одобрить программу трансформации и новую стратегию развития фонда, которая была предложена. Вместе с тем хочу остановиться на отдельных проблемах. Мы говорили о повышении эффективности управления фондом. До сих пор продолжает действовать многоуровневая система управления компаниями фонда, хотя бывшее руководство докладывало, сколько там выведено, столько это, сколько сокращено. Но когда уровни до 10 доходят, уже не знаешь, какая команда, куда дошла», — отметил тогда Назарбаев.
Стоит отметить, что это далеко не первая попытка трансформации «Самрук-Казына», даже говорилось о сингапурском опыте трансформации холдинга Temasek, расписывался крайне привлекательный план, и много говорилось о международном опыте. Несмотря на существенные сокращения, предпринятые Ахметжаном Есимовым, ФНБ все еще занимает значительную долю в ВВП, что является существенным риском для экономики. Exclusive.kz не раз писал, что в процессе трансформации и оптимизации фонда чудесным образом увеличивалось количество его сотрудников. Появился ли шанс на реальную трансформацию с приходом Есимова? Эту вероятность мы попросили прокомментировать шеф-аналитика ГК TeleTrade Петра Пушкарева.
«Активы фонда с недавних пор представлены на Шанхайской фондовой бирже — это привлечение частных инвесторов, работа на перспективу. Планы приватизации ключевых активов – «Казахтелекома», «Эйр Астаны» и других — тоже верный шаг с точки зрения повышения эффективности управления, в том числе и финансовой. День Инвестора в Алматы, День Инвестора в Лондоне, международный форум суверенных фондов в Астане с целью обмена опытом и информации для инвесторов, прогноз «стабильный» по рейтингам S&P и Fitch в 2017 году — всё это должно усилить работу фонда.
Выручка фонда с 2013 по 2016 год падала: с уровня 4,98 трлн тенге до 4,1 трлн — учитывая, что и тенге за этот период не рос. Понятно, что и нефть тогда стоила немного других денег, и остальные ресурсы тоже — поэтому есть много объективных обстоятельств, не способствующих росту. Однако можно говорить, что реформы фонда необходимы, чтобы постепенно вывести доходы на былой уровень.
Использовать в умеренных объемах можно и механизм венчурных инвестиций в стартапы в самом Казахстане, ожидая, что некоторые стартапы провалятся, но другие «выстрелят», и не только принесут прямой доход фонду, но и поработают на национальную экономику, на рабочие места, на зарплаты своих граждан. Так делали в Малайзии, и делали в Гонконге, и долевое участие в бизнес-проектах приносило свои плоды.
Для фонда важно в первую очередь устранить неэффективные затраты на дублированную или излишне усложненную структуру. Ради этого реформа в 2014 году затевалась, были заложены в смету 270 млн тенге на разработку программы международными специалистами, и эту работу можно считать полезной. Сократили 10 департаментов из 37 и количество управляющих директоров с 10 человек до 5 человек. Вопросы трансформации, приватизации и реструктуризации объединены под одним началом, то есть, идет оптимизация.
Задумано, чтобы управлением активами фонда для сохранения и преумножения занималась команда под руководством одного человека, имеющего степень магистра финансов Университета Иллинойса. Кто-то один и компетентный должен отвечать за весь мани-менеджмент в целом, будь то инвестиции в транспортные коммуникации, логистику, нефтехимию, горнорудный сектор или в нефтяные разработки, или может быть в какие-то иностранные проекты — деньги считать и видеть механизм их распределения должен некий единый центр. Определяет стратегию развития фонда и управление портфелем по отраслям тоже единый департамент, что выглядит разумным шагом.
Другое дело, что практические результаты в виде прибыли в работе фонда зависят всегда от качества конкретных экспертных оценок, а уже не от структуры управления. Специалисты, которые определяют, куда вкладывать больше, а куда меньше, должны опираться на экономическую, финансовую оценку перспектив отрасли, проекта. Не будем забывать, что как известно из старой басни Крылова про квартет, основное условие успеха — это чтобы музыканты умели играть. Сбалансировать портфели действительно помогут рекомендации крупнейших мировых агентств, таких как Bloomberg или Thomson Reuters. Однако важно и не забывать, что ковчег сконструировал любитель, а профессионалы построили «Титаник». То есть, не увлекаться сложными финансовыми инструментами, многие из которых стали причиной кризиса 2008 года.
Важно опираться не только на суверенные рейтинги и международные рейтинги компаний, которые весьма субъективны и составлены такими же, в сущности, людьми, или на позиции международных фондов по тем или иным активам, но выносить и собственные суждения. Чтобы вкладываться в активы не на излёте трендов, не на пике их стоимости, или часть средств, предназначенную для гарантированного размещения, использовать в инструментах с более высокой доходностью, в том числе смелее вкладывать в фонды так называемых условно развивающихся, а на самом деле давно развитых стран. По уровню прозрачности, у «Самрук-Казына» сейчас 10 баллов в рейтинге LMTI, что очень неплохо. Столько же у China Investment Corporation, а у российского РФПИ по прозрачности рейтинг ниже».
Комментариев пока нет