Деревья убивают падая
Поддержать

Деревья убивают падая

Посол Сингапура в Казахстане Зулкифли Бахарудин рассказал exclusive.kz о том, что секрет их успеха в отсутствии в этой стране «священной коровы». Они готовы всегда изменить все. Даже то, что им завещал великий Ли Куан Ю.

(Источник: http://www.thkmc.org.sg/team/mr-zulkifli-bin-baharudin-member/)

 — Вы достаточно хорошо знаете Центральную Азию, являясь Послом Сингапура в Казахстане и Узбекистане. Судя по вашей биографии, она тесно связана с бизнесом. Насколько это типично для Сингапура – фокус на бизнесе в дипломатии?

— Внешнеполитическая система Сингапура очень интересная. Мы создали специальную   позицию посла нерезидента, который проживает в самом Сингапуре. Кроме послов нерезидентов у нас есть институт почетных консулов, который мы также активно используем. Кандидатов на такие должности наше правительство выбирает их из числа сингапурского бизнес-сообщества таким образом, чтобы они соответствовали высоким  профессиональным и личным качествам, поскольку это скорее общественная работа,  достаточно скромно оплачиваемая. Очень важно, чтобы посол не только знал те страны, с которыми он сотрудничает и ведет дипломатические отношения, но и питал к ним особенную симпатию. И такого рода симпатию я испытываю к Казахстану.

Да, географически мы  друг от друга очень отдалены, но наши отношения уникальны. Они обусловлены очень теплыми отношениями наших лидеров Н. Назарбаева и покойного Ли Куан Ю. Таким образом, можно сказать, что Сингапур и Казахстан унаследовали эту добрую волю двух лидеров и моя цель их дальше развивать, объединить наши страны, чтобы продолжить традиции, которые были начаты нашими лидерами.

— В Центральной Азии начались интеграционные процессы. Как вы думаете, могут ли  страны Азии помочь тому, чтобы эти интеграции стали необратимыми?

— Во-первых, между нами много общего. Будучи небольшими странами, нам надо сохранять сильные экономики, поддерживать баланс с другими странами и иметь собственную хорошую боеспособную армию, чтобы мы имели право занимать свою позицию в этой большой игре, чтобы с нами считались большие державы. Во-вторых, Казахстан должен иметь собственную позицию в регионе и в мире. Как Казахстану, так и Сингапуру нужно быть очень мобильными. Мы должны быстро адаптироваться к новым условиям. В-третьих, будучи частью АСЕАН, Сингапур оказывает влияние на региональных партнеров. Мы пытаемся их вовлечь в центробежные процессы, в том числе мы продвигаем укрепление взаимоотношений между АСЕАН и Евразийским союзом. Думаю, что у Казахстана есть большие возможности работать в этом направлении.

— Видимо, вы имеете в виду переговоры о создании зоны свободной торговли между Сингапуром и ЕАЭС. Каковы точки соприкосновения? У нас в стране ЕЭАС сейчас остро критикуется в силу того, что основные дивиденды от этого объединения получает Россия, которая, как следствие, имеет в нем и наибольшее влияние.

— Я думаю, не стоит отвлекаться на временные трудности. Самое главное в развитии отношений — это сильные экономические и дипломатические связи, которые создают базу для стабильности взаимоотношений. Да, мы действительно разные и находимся далеко друг от друга. Но сейчас важно заложить фундамент и построить устойчивую инфраструктуру для будущих поколений. Может быть, я не успею увидеть то, что я сделаю, но мои дети уже будут пользоваться этими плодами. Такая же ситуация была у Сингапура с другими странами, такими как Китай или Индия, не говоря уже о Европе и США. Благодаря политическим и экономическим отношениям мы смогли достичь того, что Европа и США являются крупнейшими торговыми партнерами Сингапура. Казахстан очень молодое государство. Для него характерны такие черты, как нетерпеливость и амбициозность. Это очень хорошие качества для молодой страны, но и спешить тоже не стоит. Для того, чтобы построить дом, нужен хороший фундамент. Если вновь вспомнить наши отношения с Западом, то строительство фундамента заняло многие годы. Казахстан тоже должен научиться выжидать свое время.

— Мы готовы ждать сколько угодно, но ведь Сингапур тоже очень амбициозная страна. Тот впечатляющий прогресс, которого добился Сингапур, произошел за считанные десятилетия.

— В тот момент, когда Сингапур получил независимость, мы тоже были многонациональным государством с многочисленными внутренними социальными противоречиями, но у нас была ясная повестка дня — выжить и процветать. У нас не было воды и еды, поэтому каждый член сингапурского общества понимал, что завтра мы должны стать лучше, чем мы есть. Мы очень много инвестировали в образование, в повышение профессиональных качеств, поскольку они всегда имеют самый продленный эффект. Бедные семьи отправляли своих детей учиться, даже если им не хватало денег даже не еду. И это дало свои плоды. Каждый член сингапурского общества стремился к процветанию. Тот же тренд существовал и в других странах АСЕАН и это ответ на вопрос о том, почему наш регион так быстро развивается.

Наш покойный лидер в свое время решил, что Сингапур из третьего мира нужно перевести в первый мир. Он надеялся увидеть это до своей кончины и у него это получилось. Поэтому самое главное — это процветание страны. Многие хотят достичь чего-то большого, но не все готовы чем-то жертвовать во имя этой цели. В свое время у нас было много критики нашей системы образования, которая поставила наших детей в стрессовые условия. Но мы не сдались и не изменили систему. Теперь мы имеем очень образованное население. Второе – это реализация транспортных возможностей Сингапура. Напомню, что мы создали самый большой морской порт в мире, у нас самая большая компания по перевозке контейнеров и она государственная. У нас есть сингапурские авиалинии, но ими владеет Франция. То есть мы оказались готовы пожертвовать своими амбициями и отдать свою компанию, лишь бы она развивалась. Сингапур известен своим медицинским туризмом. Наша крупнейшая медицинская компания была выкуплена Малайзией, но это никак не повлияло на наше решение. Теперь люди приезжают в Малайзийский госпиталь и лечатся там. Многие нас не понимают, но такова наша стратегия.

-Сингапур важен не только для Центральной Азии, но и для всего мира самим фактом своего существования. Это история колоссального посттравматического роста в стране  государственного капитализма. Нам советуют сократить роль государства в экономике.  Как вы нашли баланс?

— Мы привлекли международные транснациональные корпорации в развитие экономики Сингапура. Мы вложились в образование и тренинги. Когда смогли это реализовать, то  поняли, что государство должно принять роль лидера в создании инфраструктуры, в строительстве аэропорта, нефтеперерабатывающих заводов. Была задача найти и назначить самых лучших менеджеров в этих сферах. Если мы не находили их в регионе, то мы искали их по всему миру. Как только эти государственные компании достигали  пика своего роста, мы продавали большую часть доли этих компаний в частный сектор. Ни одна государственная корпорация не может долго и успешно функционировать без участия частного сектора. Поэтому мы практически все наши госкомпании выставили на продажу. Роль государства в посеве семян. Государство никогда не сможет вести успешно свой бизнес. Всего 20 процентов  компаний в энергетике являются сингапурскими, 80% пришли из вне.  Роль государства должна быть ограничена  сферой создания инфраструктуры.

— Очень нетипичная модель управления для государства. Будет ли как-то корректироваться эта стратегия в новых условиях? Всегда тяжело добиться успеха, но еще тяжелее его развивать и наращивать. Какие новые цели сейчас стоят перед страной?

— Если вспомнить, то история Сингапура – это череда непрерывных кризисов. Наш рецепт  в том, что во время каждого кризиса мы формировали комитеты, в которые входили как члены правительства, так  и ключевые члены высшего общества Сингапура. Как говорит наш премьер-министр, «в Сингапуре нет священной коровы». То есть мы можем изменить все, что угодно. И даже то, что говорил наш покойный лидер. В настоящее время в Сингапуре действует «Комитет будущей экономики». Его задача – сформировать путь развития на ближайшие 20-30 лет. Если они скажут, что мы должны что-то отрезать или пришить, то мы это сделаем. Сингапур отличается от других стран тем, что мы не обременены нашим наследием. Мы не оглядываемся назад. Каждый раз мы начинаем с чистого листа. Мы всегда стараемся найти лучших людей. Мы включаем иностранцев только потому, что они лучшие в своей сфере. Они работают вместе с нами, чтобы сформировать дорожную карту. Надо быть гибкими и быстро адаптироваться. Изменение текущей политики не будет гарантией того, что в будущем вы чего-то добьетесь. Другого выбора нет. Мы создавали и до сих пор создаем Сингапур как финансовый центр. Мы пошли на объединение местных банков. В настоящее время у нас функционируют только три местных банка. Мы пригласили иностранные банки. Сингапур стал лучше, поэтому мы должны быть готовы к жертвам. Сингапур процветает благодаря этой политике.

Мы всегда знали, как торговать и делать деньги. Мы до сих пор конкурируем с Австралией, Гонконгом, Токио. Мы пытаемся быть уникальными и привлечь инвесторов к нам. Мы показываем, что можем управлять рисками в финансовом секторе лучше других.

Мой совет для Казахстана-  использовать ресурсы, которых у нас нет. И еще — важно понять, что создание нового мышления займет время. Возможно, это самая сложная задача. Казахстану надо будет идти по этому пути. По пути развития связи со внешним миром.

— Запад дал нам понять, что ему сейчас не до Центральной Азии, но в качестве хорошей альтернативы нам предложен китайский проект «Один пояс-путь». Какова роль Сингапура в реализации этой инициативы? Как вы в целом ее оцениваете?

-Сингапур хочет стать частью этой инициативы, поэтому мы построили специальную зону свободной торговли в Китае. Мы надеемся, что эта зона станет основным элементом пути, который объединяет Центральную Азию с Китаем. Сингапур не может игнорировать инициативы, которые происходит в регионе, поэтому мы становимся их частью. Мы стараемся сотрудничать со всеми игроками других регионов, а не только с Китаем. Казахстан становится активным участником этой инициативы хотя бы потому, что она проходит через Казахстан. Но и делать ставку только на этот проект тоже не стоит. Вы должны что-то делать сами. Вы должны быть сильными, чтобы предлагать свои инициативы. И у вас должно быть больше участия и в других инициативах.

И наконец, когда человек слишком много ходит по магазинам, он в конце концов не может понять, что ему нужно. Очень важно всегда понимать, чего вы действительно хотите и сохранять этот фокус.

 В материале использованы иллюстрации и фото из открытых источников

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *