Издалека о событиях в Казахстане…
В соседнем Кыргызстане тоже начинается новый политический сезон. Его детали раскрывает сопредседатель политической партии «Ата-Журт», экс-спикером Жогорку Кенеша Ахматбек Келдибеков.
— Ахматбек Келдибекович, как вы оцениваете сегодняшнюю политическую активность в стране?
— Как мы все видим, события развиваются довольно бурно. Противостояние между экс-президентом и действующей властью постепенно достигает апогея. Это процесс естественный. Лично я приветствую шаги действующей власти, которая вскрывает все коррупционные схемы и дела прежнего политического режима. Все нюансы раскрываются и доводятся до сведения общественности, а ряд людей, замешанных в различных коррупционных схемах, сегодня заключены под стражу. Естественно, у прежней власти не остаётся иного пути, как только оправдываться. Но, факты налицо. По всем проектам, реализованным во времена правления А. Атамбаева, а это реконструкция столичной ТЭЦ, Исторического музея и прочие, сейчас всплывают нелицеприятные вещи! Со стороны представителей команды экс-президента А. Атамбаева довольно часто высказываются доводы, что это всё политически мотивировано и является ничем иным, как политическим преследованием. Но это как раз и происходило во времена А. Атамбаева, когда возбуждались уголовные дела на неугодных политиков. Например, только на депутатов партии «Ата-Журт» было возбуждено почти два десятка уголовных дел. В дальнейшем многие из заведённых дел развалились, но кого-то успели посадить или оштрафовать. Поэтому в контексте всего перечисленного, противостояние на политической арене протекает весьма и весьма динамично. Что же касается экономического блока, то хотелось бы лучшего. Хочу отметить, что в период правления экс-президента на высокие должности привлекались некомпетентные люди, которые и дня не работали на государство. Всё это негативно сказалось на государственной системе. Теперь потребуется время на исправление. Тем не менее, хотелось бы видеть более лучшие результаты работы правительства. Необходимо также освобождаться от некомпетентных чиновников.
— То есть вы признаёте, что в номенклатуре очень много некомпетентных чиновников?
— Да, я могу открыто сказать, что никто не хочет принимать принципиальные решения и брать на себя ответственность. Поэтому отсутствует динамика в работе кабмина.
— Вы отметили, что неблаговидные дела прежней власти потихоньку всплывают наружу. Соответственно, логика событий такова, что обстоятельства вокруг экс-президента сжимаются, словно шагреневая кожа. Есть ли вероятность заключения бывшего руководителя страны под стражу?
— Вероятность очень высока, ведь для этого уже достаточно объективных обстоятельств. Известно, что при нём члены правительства без его одобрения не принимали ни одного решения. Например, сегодня много разговоров вокруг освобождения криминального авторитета Батукаева. Когда мне потребовалась операция и медики рекомендовали временно освободить меня из-под стражи, то экс-Генпрокурор настояла на образовании комиссии в составе 14 человек из разных ведомств. Эта комиссия также рекомендовала временно освободить меня из мест заключения для проведения операции. Но это было проигнорировано. Поэтому говорить об освобождении Батукаева, ссылаясь на заключения врачей крайне несостоятельно. Буквально за один день все ведомства принимают решение, выдаётся паспорт, организуют самолёт. Там явно было указание свыше. Надо смотреть на вещи трезво. Генпрокурор не станет слушать судей, а суд не станет слушать ГСИН или ГКНБ. То есть органы, при отсутствии координации свыше, могут элементарно друг другу устроить обструкцию и процесс освобождения стал бы затягиваться процедурно на долгие месяцы. А когда так слаженно работают все госорганы, то это наталкивает на мысль, что был определённый сговор.
— А в чём заключается смысл освобожедния криминального авторитета, повлекший столько неприятных последствий?
— Там были, я полагаю, денежные интересы.
— Сегодня Омурбек Текебаев по-прежнему остаётся под стражей, несмотря на политическую оттепель. Ваше мнение?
— Насколько мне известно, в отношении Текебаева была применена статья «Коррупция». А далее все комментарии излишни.
— Каковы ваши планы в рамках подготовки к парламентским выборам 2020 года?
— Как и все политические организации, «Ата — Журт» готовится к участию в предстоящих выборах. Но вот с кем будем кооперироваться и на основе каких политических платформ, покажет время. Мы поддерживаем курс нынешней власти. Взят вектор на борьбу с коррупцией и это не политические гонения.
— Как правило, новое руководство, приходившее на смену предыдущему, помимо борьбы с коррупцией, боролось с самими предпосылками для ее возникновения. Видите ли вы признаки такого процесса?
— Избавляться от нечистоплотных чиновников надо всегда. И это дело не одного дня. Одной борьбы с коррупцией недостаточно, требуются и другие меры, например, следует увеличивать заработную плату служащим, предоставлять соцпакет и прочее.
— В прессе писали о том, что вы достаточно богатый человек…
— Всё мое имущество отражено в декларациях. При Атамбаеве все декларации были обнародованы, но, когда я появились публикации о моем состоянии, то удивился, что они есть в принципе. Со стороны правоохранительных и судебных органов ко мне по имуществу не возникало не одного вопроса!
— Вы также идёте на парламентские выборы в дуумвирате с Камчыбеком Ташиевым? Ведь ранее «Ата — Журт» ассоциировался именно с вашим тандемом…
— Ташиев является сопредседателем «Ата Журт». Мы отделились от партии «Республика» и существуем сегодня самостоятельно.
— Рассматриваете ли вы себя в качестве оппозиции? Ведь на текущий момент данная позиция практически вакантна?
— Если мы поддерживаем курс главы государства, то это не означает, что мы воздерживаемся от критики в адрес правительства. Но критика должна быть не просто голословной, а конструктивной, на основе фактов.
— Существует ли оппозиция действующей власти? Если да, то какими политическими силами она персонифицирована?
— Сегодня нынешняя оппозиция действующей власти – прошлая власть. Алмазбек Атамбаев пытается сформировать силу, представив её оппозиционной. Другие политические силы, позиционирующие себя оппозиция, я не вижу.
— Сможет ли экс-президент реабилитироваться?
— После таких скандалов и фактов, никогда. Насколько известно, сейчас проводится проверка строительства дороги «Север-Юг». Я уверен, что там появится много интересного.
— Если же экс-президент попытается вернутся в политику опосредованно? Например, через финансирование каких-либо политических структур?
— Думаю, ему никто не верит. Последний раз он пробовал использовать Бабанова, но и это ему не удалось. Нельзя всех кидать и обманывать.
— Но ведь Бабанов политик опытный и я не думаю, что его можно провести так банально…
— Полагаю, у них счёт 1:1. В своё время А. Атамбаев сам прессовал его, а позже сам же и оправдывал его, уверяя, что Бабанов ни в чём невиновен. Просто друг друга кинули, вот и всё (смеётся). Поэтому у них сравнялся счёт и стал 1:1.
— Кыргызстан, как маленькая страна, втянут в орбиту крупных геополитических игроков. Выборы – это оптимальное время, когда они могут использовать все возможности для достижения своих целей. Станут ли внешние игроки влиять на политическую конъюнктуру посредством выборов в 2020 году?
— Естественно. Интересы США, России, Китая будут присутствовать всегда. Но в вот в какой мере, я не знаю. У нас многие НКО и НПО финансируются западными структурами и фондами, о чём мы прекрасно знаем.
— Если мне не изменяет память, то много лет назад, в преддверии парламентских выборов вы и Ташиев встречались с Президентом Казахстана Н. Назарбаевым. Но тогда почему-то это не вызвало гневной реакции нашей общественности. В случае же с Бабановым, всё получилось напротив…
— Это факт, мы встречались. Видите ли, тогда мы хотели создать интернациональный союз между партиями «Нур Отан» и «Ата-Журт». Мы представляли интересы партии, а в случае с Бабновым он выдвигался на пост главы государства единолично. В этом и заключается разница.
— Ньюсмейкером последних двух недель стал Раим Матраимов, которого в простонародье называют «Раим-миллион». Недавно он сам явился народу в медийном поле, вступив в коллизию с Атамбевым. Чем, по-вашему, обусловлен выход Матраимова на публику?
— Знаю Матраимова достаточно давно. Он всю жизнь работал в таможенной системе, начав с должности простого инспектора дойдя до позиции зампредседателем ГТИ. Его обращение к Атамбаеву я приветствую. Более того, скажу, что он довольно долго терпел оскорбления экс-президента. Я бы на его месте давно подал в суд. Есть ли решение суда в отношении Р. Матраимова? Есть ли уголовные дела, в рамках которых он привлекался? Ловили его на взятке? Или экс-президент посчитал его деньги? Если его родственники смогли организовать бизнес, то что тут плохого?
— Соцопросы показывают, что одним из самых коррумпированных органов является Таможенная служба…
— Это беда последней четверти века. Если человек воровал, то надо его осудить. А его братья бизнесом уже больше двадцати лет занимаются.
— А вы рассматриваете заявление Матраимова как стремление войти в политику?
— Он уже в политике. Без его согласия его в политику затолкали.
— То есть вы считаете, что все активы Матраимова, о которых активно пишет пресса, это выдумка?
— Полагаю, это искусственно созданный миф. Результаты выборов, скорее всего, показывают, насколько сильно влияние на избирателей Матраимова в Кара-Сууйском районе. Но он не бедный человек. Он постоянно решает социальные проблемы жителей Кара-Сууйского района.
— Выходит семья Матраимовых внесла большой вклад в предвыборную кампанию Сооронбая Жээнбекова?
— Да, можно так сказать. Они активно помогали наряду с другими людьми. Нам всем надо помогать действующему Президенту, так как он хочет быть всегда открытым и доступным. Необходимо вносить свои предложения по всему спектру проблем.
Комментариев пока нет