Еще одна попытка государственного переворота?
Как мы и обещали (http://www.exclusive.kz/expertiza/politika/117760/), разговор пойдет об основных социально-экономических трендах 2019-го. Сразу же отметим: экономические намерения президента Токаева отличаются от его политических обещаний большей жесткостью и конкретикой.
Однако, это тот самый случай, когда обещающий сильно рискует: невыполнение хотя бы одного намеченного пункта может стоить второму президенту серьезных потерь как в плане общественной поддержки, так и в плане сопротивления старых элит. Ведь очевидно, что народ ждет от него не столько либерализации закона о митингах, декриминализации клеветы или снижения численного ценза регистрации политических партий. Людям нужна работа с достойной оплатой, эффективная и тотальная борьба с коррупцией, доступные кредиты, обуздание роста цен. А элитариям — сохранение своей собственности, прерогатив и влияния. Не слишком схожие ожидания, правда?
Дал списать
Прекрасно это понимая, Токаев начал с шага, который серьезные экономисты сочли популистским –в июне он подписал указ «О мерах по снижению долговой нагрузки граждан», предусматривающий списание части беззалоговых потребительских займов». Как говорится в документе, эти меры помогут гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. В середине июля уже избранный президент призвал активизировать реализацию указа, напомнив при этом: списание долгов – разовая мера, возвращаться к ней государство не будет.
Однако, маховик был уже запущен, и, по мнению многих комментаторов, президент допустил ошибку, дав этой категории граждан рыбу вместо удочки. Они предупреждали: последствия такой политики могут аукнуться ростом патерналистских настроений. И основания для таких опасений есть, поскольку в наступающем году ожидается рост инфляции, дальнейшее ослабление тенге, повышение цен на социально значимые товары – и все это ударит в первую очередь по людям, оказавшимся в «трудной жизненной ситуации». Правда, скепсис оппонентов несколько уменьшился, когда правительство объявило о выделении на эти цели символической в сущности суммы – 89 млрд. тенге. А президент добился главного – резкого улучшения своего имиджа, особенно на фоне одиозного заявления его предшественника о «двух коровах».
Надейтесь – и обрящете!
Показательно, что Токаев всякий раз, видя разочарование той или иной категории людей, тут же дает им пусть иллюзорную, но надежду. Так, после летнего конфликта казахстанских рабочих с экспатами на нефтепромысле в Тенгизе он озвучил проблему разницы доходов местных и иностранных рабочих, потребовав уравнять зарплаты. Позже Минтруда и соцзащиты развернет полномасштабную проверку организаций и выявит сотни фактов нарушений. Хотя эта многолетняя проблема вряд ли может быть устранена волевым решением, работяги получили ту самую надежду…
Еще одно экономическое «ноу хау» из того же ряда – озвученное в сентябрьском послании народу поручение правительству и Нацбанку проработать механизм использования казахстанцами своих пенсионных накоплений на покупку жилья и обучение детей. Очевидно, что воспользуются этим немногие, но встрепенулись все.
Бизнес – наше всё
Пожалуй, одна из самых серьезных экономических инициатив Токаева – объявленные в том же послании налоговые каникулы для малого бизнеса и временный запрет на его проверки, который сопровожден таким пространным перечнем исключений, что обойти его не составит труда. Но ведь главное не в этом, а в недвусмысленном сигнале «малым»: плодитесь и размножайтесь! Безусловно, развитие МСБ – дело важное и нужное, но в условиях нашего бюрократического засилья долгое и неблагодарное. Зато предприимчивые люди, которым надоело горбатиться на «чужого дядю», теперь будут корпеть над бизнес-планами, а не стоять с протянутой рукой на бирже труда или того хуже – с плакатами на митингах. Согласитесь, очень политически грамотно и в то же время экономически небесполезно: глядишь, через какое-то время добьемся 30-процентной доли мало-среднего бизнеса в структуре ВВП, о чем твердят со всех трибун последние лет десять… А это, в свою очередь, заложит основу для формирования среднего класса и усилит инвестиционную привлекательность экономики. Впрочем, для основной массы стремительно беднеющего населения эти государственные приоритеты остаются красивой фигурой речи!
Яйца есть, ума бы надо
В отличие от будущего той же пенсионной системы, в которую сегодня мало кто верит. И пока, надо признать, у власти нет победной стратегии на этом фронте. «Более половины вкладчиков ЕНПФ скопили на своих пенсионных счетах около полумиллиона тенге», — вынужден был констатировать премьер-министр Аскар Мамин. По существу, это провал взятого еще в 90-е курса на накопительную модель. Что делать? Ответа не знают ни президент, ни правительство, ни так называемое экспертное сообщество. Правда, отдельные светлые головы видят панацею в «сингапурской модели», о которой много говорилось на прошедшем в столице в ноябре II форуме стратегических инициатив. Но, как отметил, выступая на форуме, бизнесмен и общественный деятель Маргулан Сейсембай, у этого города-государства по счастливому стечению обстоятельств имелись светлая голова Ли Кван Ю и его же «железные яйца». Наш же «Ли» пока не отметился какими-либо прорывными идеями, если не считать упомянутой выше «идеи чучхе»: купи двух коров, продавай молоко, а получишь приплод – продавай мясо.
Что до «железных яиц», то с этим вроде бы чуть получше: дело о злоупотреблениях при строительстве на китайский кредит ASTANA LRT раскручивается, круг подозреваемых расширяется – так что, в наступающем году мы с вами, скорее всего, станем свидетелями громкого судебного процесса. К слову, есть версия, что именно «дело LRT» стало причиной скоропалительного выхода на пенсию посла в России Имангали Тасмагамбетова, поскольку один из главных обвиняемых – экс-замакима столицы и бывший глава «Казахстан Инжиниринг» Султанбеков считается его креатурой…
Три буквы в гости к нам
Истекающий год Кабана принес немало новостей с финансового рынка. Ужесточена кредитная политика, отложено до 2023 года введение дополнительного 5-ти процентного платежа, который работодатели должны были отчислять за своих работников в ЕНПФ, а на солидарные пенсии действующим пенсионерам в 2020 году выделят из бюджета 2,5 трлн. тенге.
Агентство по регулированию финансового рынка, «отобравшее» часть функций у Нацбанка, возглавила Мадина Абылкасымова, скандальное заявление которой о «миллионах», которые многодетные казахские матери получают из бюджета на зависть остальному миру, стало одним из триггеров токаевской социальной политики.
Из других новостей примечательны две: Нацбанк переезжает в столицу, как ни сопротивлялся этому мэр Алматы Бакытжан Сагинтаев, а в Алматы взамен открывается региональное представительство Международного валютного фонда(МВФ).
Война с громкими фамилиями
Еще один важный экономический посыл президента в 2019 году – запрет на продажу и передачу в аренду земли иностранцам, а также война, объявленная латифундистам. Правда, пока активных боевых действий со стороны власти не видно, если не считать новеллы о 20-кратном налоге на неиспользуемые земли. Некоторые в Национальном совете общественного доверия видят в этом, а также в космическом мониторинге использования сельхозугодий едва ли не реинкарнацию ленинского лозунга «землю – крестьянам!». Что вряд ли: при сегодняшнем политическом раскладе Токаев едва ли отважится на земельный передел, ведь среди лендлордов – носители многих громких (в том числе, первопрезидентской) фамилий, они сами (или их лоббисты) заседают в парламенте, подконтрольном первому президенту. По крайней мере, пока…
Воевать с такими людьми второй президент сейчас едва ли отважится, зато готов подарить сотням тысяч (если не миллионам) обездоленных надежду на справедливое будущее..
И оно непременно наступит, только не спрашивайте, когда. Пусть Касым-Жомарт Токаев останется для всех нас президентом надежды. Которая, как известно, умирает последней.
Вместо P.S.
Неделю назад, 20 декабря, редакция журнала Exclusive предложила посетителям нашей странички в Facebook ответить на вопрос: Кто, по вашему мнению, поздравит казахстанцев в новогоднюю ночь?
Подавляющее большинство принявших участие в нашем опросе проголосовало за действующего главу государства –Касым-Жомарта Токаева — 75 процентов. И только четверть опрошенных ждут поздравлений с годом Крысы от первого президента Нурсултана Назарбаева.
Примечательно, что распределение голосов наших читателей в Facebook примерно соответствует социологическим замерам поддержки президента Токаева – около 70 процентов.
Осталось только дождаться полуночи 31 декабря, чтобы узнать, чем разрешится эта небывалая для нашей страны интрига.
А пока коллектив Exclusive.kz поздравляет всех казахстанцев с наступающим 2020 годом!
Комментариев пока нет