Крым как конструктор/спойлер легитимности российской власти
Поддержать

Крым как конструктор/спойлер легитимности российской власти

Вопросы Крыма, а особенно созданной Украиной международной Крымской платформы, для Кремля становится все более чувствительными. Любые инициативы Украины и ее партнеров касательно противодействия незаконной аннексии полуострова крайне негативно и даже истерично воспринимаются в Москве.

Ярким примером является высказывание Александра Лукашенко во время «Большого разговора с президентом», на котором он сказал, что признает полуостров российским тогда, «когда последний олигарх в России признает Крым и начнет поставлять туда продукцию». Он подчеркивает двойственность российской политики, когда Москва давит на партнеров, упрекает в многовекторности, но фактически сама реализует многовекторную политику. Многие российские компании до сих пор не работают в Крыму, опасаясь санкций, и Кремль не принуждает их к этому.

В этом аспекте не удивительна реакция российской стороны – в Госдуме назвали слова Лукашенко «плутовством», призвали «не равняться на олигархов, а поступить как лидер братского государства», а «высказывание главы Белоруссии несет риски для него самого».

Однако интересен комментарий главы российского МИД Сергея Лаврова: «У нас есть Договор о Союзном государстве с Белоруссией, с 1999 года он действует. В соответствии с этим договором территорией Союзного государства является территория Республики Беларусь и Российской Федерации в соответствии с их законодательством. По нашему законодательству Республика Крым, естественно, – это территория Российской Федерации и входит в Союзное государство вместе с нашими белорусскими друзьями».

В данном аспекте следует сделать такие выводы:

Во-первых, вопрос функционирования Крымской платформы является раздражителем номер один для Москвы, подтверждением чему являются постоянные высказывания российского руководства стиле «Крымская платформа – шабаш украинской власти», «пестование неонацистских, расистских настроений», «вопрос Крыма закрыт» и т.д.

Во-вторых, Россия продолжает попытки легализации незаконной аннексии полуострова, и для этого используются все средства, в первую очередь международное признание. Несмотря на то, что попытка «включить» Крым в Союзное государство является несостоятельной с точки зрения международного права, и Лукашенко вряд ли пойдет на это, данная ситуация может быть ярким примером того, как используются любые двусторонние и многосторонние механизмы для навязывания своей позиции странам-партнерам.

Не исключено, что подобные поползновения в свое время будут предприниматься Москвой по отношению к союзникам по СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. В таком случае страны, входящие в состав данных организаций, будут сталкиваться с угрозами потери своего суверенитета, и втягивания в не нужное им противостояние с Западом. Очень точно, по этому поводу выразился казахстанский политолог Талгат Калиев после попытки России втянуться членов ЕАЭС в санкционное противостояние: «…не мы присоединяли Крым … Когда это делали, с нами никто не советовался и не предлагал принять консолидированное решение. Так почему должна быть консолидированная ответственность?».

В-третьих, для внутренней поддержки аннексии активно используются молодежные форматы. Результаты недавней поездки Лаврова на полуостров и участия в Российском молодежном образовательном форуме «Таврида», говорит о том, что фокус российской власти направлен на молодежь, которая менее лояльно относится к путинским инициативам.

В частности, по результатам опросов Левады Центра, именно молодые люди являются группой, которая меньше всего поддерживает существующий курс государства, наиболее критически относится к деятельности Путина, и склонна к протестной деятельности. Очевидно, что попытки власти «построить мосты» с молодыми людьми осуществляется, в том числе, с помощью искусственного формирования гордости за Крым.

На данный момент, очевидно, что борьба вокруг полуострова будет продолжаться – Киев не собирается признавать незаконную аннексию, и более того – пытается действовать проактивно и сообща с партнерами, примером чему является Крымская платформа. Россия, со своей стороны, старается с помощью связей в европейских политических и финансовых кругах создать условия для снятия санкций и устранения вопроса Крыма из международной информационной повестки. Результаты этой борьбы будут тестом для международного сообщества на признание демократических и международно-правовых правил игры.

Юрий Пойта, руководитель Азиатской секции New Geopolitics Research Network




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *