Как в российских медиа «спасают» русских Казахстана
У российской госпропаганды, с утра до ночи занятой обсуждением украинской политики и промыванием косточек украинскому президенту Владимиру Зеленскому, теперь дел невпроворот. Поводом разнообразить повестку послужили видеоролики казахстанского блогера Куата Ахметова, в которых требуют, чтобы в магазинах и кафе Казахстана обслуживали на казахском языке; некоторые сотрудники вынужденно просят у снимающих видео извинения. Любой здравомыслящий зритель такое поведение авторов роликов осудил бы. Впрочем, канал Ахметова и не пользовался особой популярностью – всего 18 тысяч подписчиков – но недавно его заметили в России. И тут началось.
Все просто, – американский след
Отклик со стороны российских политиков на контент Ахметова заставил заместителя руководителя администрации президента Даурена Абаева записывать видеообъяснения. Языковые рейды, опубликованные Ахметовым, он назвал «пещерным национализмом». Абаев пообещал, что правоохранительные органы дадут происходящему справедливую правовую оценку, но не потому, что российские депутаты возмутились.
– Разве можно по неадекватным поступкам двух-трех человек судить о положении дел в стране с 19-миллионным населением? Думаю, что нет, — говорил Абаев.
Выступление Абаева показали на многих российских передачах и, судя по подаче, его мнение там не разделяют. Больше всех гневались ведущие «Первого канала» на программе «Время покажет».
– Юр, как нам, русским людям, на это реагировать? Вообще, можно ли спокойно на это реагировать, потому что 30 лет мы этого не замечали? – озабоченно спрашивал лидера движения русских украинцев «Парус» Юрия Кота ведущий Руслан Осташко.
– Конечно же в сторону спокойствия, ребята, – отрезал Кот – Пока маленькие, нужно реагировать, потому что вырастут, будут бегать потом по улицам. Я хочу напомнить, что буквально пять лет назад американцы заявили, что они выделяют 70 млрд долларов на продвижение демократии в России и вокруг России.
— Вот такое ощущение, что деньги пошли сейчас, – встряла довольная собственной сообразительностью соведущая Екатерина Стриженова.
– Нам надо включать всю машину политики, дипломатии для того, чтобы это давить в зародыше, не допускать, тем более в Казахстане, слушайте. Казахстан, Украина и Белоруссия, Россия — это вообще исторические земли Российской империи, прежде всего. Русские – государствообразующий народ для Казахстана, такой же как для Украины, такой же, как для Белоруссии и, безусловно, России. Поэтому здесь, как раз, особый статус русского человека. Мы не говорим, что нужно носить на руках, но не трогайте. Все закончится тем, что потом русским детям запретят учиться на русском языке, – серчал все больше Юрий Кот.
Другие гости его поддержали. Кто-то говорил, что в Казахстане «какое-то благоговение перед американцами», другой гость заявил, что русских притесняют, потому что те мешают Турции создать Туранскую империю, а ведущий Руслан Осташко внимательно прочитав казахстанскую Конституцию, обнаружил крамолу в том, что у русского языка в Казахстане нет статуса государственного.
– Они сделали симулякр! Это же лицемерие и подлость! – возмущался он.
– Надо сохранять культуру каждому, но не за счет нападок на русский язык – это вы должны услышать в каждой республике. Вы понимаете? Иначе будет тот же сценарий, что на Украине, – помогала коллеге Стриженова.
– Да! Чтобы русский бизнес за рубежом работал на русские идеи, на русскую идентичность, прежде всего, а не на их национальное. Что бы в конце концов (…) появлялись не пророссийские движения, а русские движения, не симулякры, а именно русские, которые отстаивают наши интересы, – орал Кот.
После участники шоу орали друг на друга. В студии был еще украинский политолог, который пытался что-то возразить, но его все переорали, включая ведущую Стриженову.
Мы сами справимся
На радио «Комсомольская правда» ведущие озаботились не только судьбой русских, но и русскоговорящих вообще. В одном из выпусков программы «Радиорубка» обсуждали, нужен ли в России уполномоченный по правах русских, очевидно проживающих за рубежом.
– Что мы, здесь, живя в России, можем сделать? Как помочь русскоговорящим? – тревожились участники шоу. На прямую линию поступил звонок от казахстанца по имени Александр.
– Это однозначная провокация, происходящая в информационном поле российской федерации и ровно такая же провокация была в Казахстане перед выборами в январе, когда были выступления Жириновского и пары депутатов. Мы живем тридцать лет в отрыве от общей страны. Возьму на себя смелось сказать от всего русского Казахстана, а русскими в Казахстане называют все национальности, кроме титульной нации. Пожалуйста, не помогайте нам. От этой помощи нам только хуже и на самом деле мы справимся со всеми ситуациями. Мы останемся русскими людьми, мы выучим казахский язык, если заставит работа, условия. Нас, на самом деле, никто не притесняет, – сказал он.
Ведущая Елена Афонина прервала его речь и заявила, что где-то в соцсетях отыскала множество сайтов и ютуб-каналов с казахстанским контентом, который показывает, что случившееся –не единичный случай.
– Даже если это единичный случай, почему вы считаете, что на это мы здесь, в России, не должны реагировать? – ругалась она. Вы боитесь, что вам работу в России не дадут? Дадут, уважаемый! И вам, и вашим друзьям, и тем, кто вместе с вами приезжает. Россия большая, Россия всех накормит. Спасибо большое.
Журналист Дмитрий Лекох в этом же эфире заявил, что решать проблему нужно силой: «Русского нельзя унижать, потому что прилетит ответка».
Сотрудники медиа в России, кажется, больше других озадачены судьбой русских и русскоязычных в соседних государствах.
– Три с половиной миллиона русских, живущих в Казахстане: они для России важнее там или мы хотели бы, чтобы они были здесь? – озадаченно вопрошал ведущий еще одной программы на радио «Комсомольская правда» Игорь Емельянов.
– Я не считаю, что люди – это какой-то материал, который можно перемещать куда угодно, – отвечал ему политик Максим Шевченко. – Мне кажется, эта эпоха ушла в прошлое. Человек может жить там, где ему комфортно и хочется жить.
Шевченко напоминает, что казахи – коренной народ Астраханской области и выражает осуждение в связи с действиями авторов языкового патруля.
Когда исчезнут Куаты
На Ютьюб-канале «Соловьев LIVE» еще один эксперт тоже требует не прощать нападки на тех, кто говорит по-русски.
– Все эти нападки, связанные с языком, участились в последнее время. Есть все основания предполагать, что это целенаправленное идеологическое информационное нападение на русский язык и на Россию. Не в плане нападения, чтобы разрушить ее как государство, а чтобы посеять семена зла внутри самой страны и за пределами страны, возбудить нежелание общаться с русскими. Это страшная тенденция. Началась она, у нас на памяти, с Украины, – говорит он.
На тему объявленной в России русофобии высказался и обозреватель Алексей Наумов на станицах «Коммерсанта». По его мнению, реакция МИДа России, который, по его словам, обычно не стесняется критиковать русофобию в Украине и странах Запада, выглядит сдержаннее, если речь касается Центральной Азии и Беларуси.
«Единственным знаменосцем опосредованной реакции МИДа остается Евгений Примаков — глава Россотрудничества, подведомственного внешнеполитическому ведомству, но он, безусловно, не может вести огонь из орудий всех канонерок российской дипломатии. Причем, что примечательно, опыт эффективного воздействия есть: не так давно Россия убедила власти Туркменистана возобновить выдачу загранпаспортов лицам с двойным (преимущественно российским) гражданством. Поэтому дело, кажется, лишь в политической воле, – пишет он.
Любопытная дискуссия между ценителями идеи русского империализма случилась на интернет-канале «Прекрасная Россия бу-бу-бу».
– Я сам себя мню и считаю имперцем. Империя в моем понимании – это не то, что подавляет и угнетает, экспроприирует. Империя – это то, что транслирует во вне некий мэсседж, некую ценность, некую притягательную идею. В этом смысле Советский Союз был империей. … Мы должны, извините за широкое обобщение, но конечно сначала нужно придумать кто мы, зачем, когда. И когда мы все это четко сформулируем, Куаты исчезнут как класс. Их не будет. Хорошим тоном будет знать русский, учиться на русском, – говорил ведущий шоу на ютуб-канале «Прекрасная Россия бу-бу-бу» Анатолий Кузичев и все его поддержали.
Комментируя ахметовские ролики, журналисты, явно не знакомые с реальной ситуацией в Казахстане, часто домысливают то, что хорошо ложится в контекст. Журналист «Дождя» Марфа Смирнова, например, сообщила, что русских называют гастробайтерами и это «по всей видимости намек на то, что русские в Казахстане работают в основном в общепитах».
Поднять русских дух перед выборами
Примечательно, что новости о якобы распространяющейся русофобии в Казахстане в российских медиа идут в связке с инцидентами в Кыргызстане, которые тоже вызвали чувство оскорбления у российских властей, это случилось практически одновременно. Интересную оценку событиям дают журналисты «Новой газеты» Вячеслав Половинко и Наталья Глухова в статье «Вам русским языком было сказано!». Они сообщают, что «в России перед выборами вновь начали разыгрывать национальную карту. Обидчиками соотечественников назначены Казахстан и Кыргызстан».
«Статус русского языка, хотя он уже и не являлся главным, оставался вполне комфортным для русскоязычного населения. И все же в последние полгода ситуация стала более пожароопасной. Большой скандал вокруг заявлений депутатов Никонова и Федорова в конце прошлого года, которые фактически заявили, что далеко не все казахстанские земли принадлежат стране, что-то надорвал в отношениях двух стран. С тех пор риторика казахстанских властей в ответ на такие заявления стала более жесткой, но более провокативными стали и выпады в адрес республики со стороны России. Незадолго до скандала с «языковыми патрулями» все тот же Владимир Жириновский предложил раздать российские паспорта в регионе», – пишут авторы «Новой газеты».
Скандальные ролики Ахметова, о которых большинство казахстанцев не знало, могли позабыться за выходные дни. Тем более, что большинство местных СМИ ограничилось лишь сухими сообщениями на эту тему. Но российская пропаганда так подогрела интерес, что число подписчиков канала увеличилось до 20 тысяч, что, впрочем, не так уж и много, чтобы говорить о повальном стремлении граждан притеснять и унижать неказахов.
Умай Беймарал
Комментариев пока нет