Почему «Дети» Назарбаева вышли на площадь
Поддержать

Почему «Дети» Назарбаева вышли на площадь

«Январское «землетрясение» в Алматы может аукнуться при передаче власти в России и Белоруссии и России, и дестабилизировать все пространство СНГ», – считают европейские политики.

Материалы по теме

Коллапс авторитарного государства

В декабре 2019 года чешский политик Джамиля Стехликова, сравнивая Назарбаева с первым римским императором Августом, а Токаева – с Тиберием, сказала о том, что очень скоро преемник Первого президента Казахстана захочет одновластия. И вот, спустя всего пару лет, это случилось.

– В начале января весь мир с напряжением наблюдал за происходящим в Алматы, – говорит Джамиля. – То, что мы видели в прямой трансляции в те дни, выглядело как коллапс государства. Создавалось ощущение, что Казахстан находится на пороге анархии и в стране вот-вот начнется гражданская война. Но говорить, что в этом виновата какая-то внешняя сила, по крайней мере, безответственно. С моей точки зрения, то, что случилось в Алматы и Южном Казахстане, – это результат 30-летнего выедания государства изнутри. Когда передавали власть от одного президента другому, то пустая оболочка, естественно, рассыпалось.

Долгое время политическая власть и ресурсы сосредоточивались в руках одного семейного клана. Это привело к тому, что в стране так и не возникли нормальные институции. Оказалось, что даже вооружённые силы и не армейские силовики (КНБ и МВД) служат не государству и гражданам Казахстана, а непонятно кому. Чьи приказы они могли бы беспрекословно выполнять? Того, у которого власть. А у кого она была в течение 30 лет? У семьи Назарбаевых. Но в те критические дни оказалось, что верхушки-то нет. В Алматы потому и возник хаос и коллапс, что, когда передают власть условному Тиберию из рук единоличного, автократического руководителя государства, возможны такие потрясения.

В нормальном государстве с президентской формой правления законодательная ветвь власти уравновешивает гражданское общество, но казахский парламент – импотентный, декоративный, гражданскому обществу всё время затыкают рот, а правозащитников при необходимости умело дискредитируют в глазах народа. Собственно говоря, именно поэтому Казахстан перестал развиваться и процветать. Когда страна бывает богатой? Во-первых, когда у широких слоев населения есть гарантии, что их собственность никто не заберет и никакие коррупционеры не будут требовать с них взяток. Во-вторых, они должны иметь доходы от своих предприятий. Если есть это, то и бизнес будет идти вперёд. А в Казахстане в экономическое поле пускали только тех, у кого была политическая крыша.

Назарбаев, забрав всю власть в свои руки и создав культ личности, затормозил не только политическое, но и экономическое развитие страны, так как все богатства страны принадлежали его семье. Первые протесты в Западном Казахстане носили экономический характер – в богатейшей стране распределение доходов между ее гражданами не работало. Повсюду слышатся лозунги, что Казахстан процветает, страна продает за границу и уран, и газ, и нефть, а те, кто добывает их, не могут прокормить семьи. Вот так Назарбаев вырастил собственными руками огромный взрывной потенциал. Я часто бываю в Алматы. Два года тому назад обратила внимание на молодых парней, приехавших из аулов. Кто-то из них работал в полиции, кто-то – рабочим на стройке. А потом посмотрела демографию и поняла, что в том безвременье, в котором Елбасы заморозил страну, выросло потерянное поколение. У «назарбаевских детей», я имею в виду аульную молодёжь, нет хорошего образования, а самое главное – работы, которая бы их вдохновляла, обеспечивала, позволяла создавать семьи и быть счастливыми. Мы, казахи, ведь очень семейные по своей натуре, у большинства из нас эти ценности на первом месте.

– Как же так получилось, что он загубил созданное его собственными руками?

– Когда Казахстан получил независимость, Назарбаев мог либо упразднить прежние институции и построить новую демократическую страну, либо использовать уже имеющиеся центральные институты, которые ещё в бытность СССР создавали в Казахстане огромное неравенство. Все блага были у элиты – аппаратчиков и номенклатуры, а простой народ перебивался, как мог. Со времен своего детства я помню огромные очереди за мясом в магазин «Столичный», а у номенклатуры всегда были и полные холодильники, и неограниченные полномочия.

Назарбаев эту систему не изменил, только удалил Москву как согласовательный пункт. Не ограничив никак собственную власть и оставив интересы народа побоку, не включил нефть и газ в государственные доходы. То есть не открыл двери демократическому процессу, но для зарубежных партнёров старательно рисовал фасад – видимость демократии и выборности в государственные органы. Тем временем, без свободной инициативы и соревновательности как в экономическом, так и политическом поле государство стало загнивать. Это произошло не сразу. Вначале Назарбаев пытался делать какие-то политические реформы. Например, в отношении соблюдения прав женщин, национальных меньшинств, людей с ограниченными возможностями, но потом понял, что настоящие реформы опасны, они могут привести к потере власти, и превратился просто в автократа. Под ним была и такая неармейская силовая структура, как КНБ. Ею он управлял через председателя КНБ Карима Масимова, своих племянников, Самата Абиша и Кайрата Сатыбалды. Эта силовая структура имела мало отношения к национальной безопасности, а, скорее, хранила нужный семье порядок и производила репрессии.

Если бы это касалось кого-то очень умного, закончившего 10 оксфордов, с этим ещё можно было смириться, но когда видишь, что представители могущественных кланов попадают на ключевые должности без всяких конкурсов, то в народных массах начинает нарастать глухое недовольство и сопротивление. Сейчас, когда Казахстан оказался на перекрёстке, возникла возможность перейти на другие рельсы. Удивительно, но в переходный период, когда власть передаётся из рук в руки, у авторитарного государства есть разные возможности для этого. Оно может проводить реформы, позволить политический плюрализм и свободу митингов, как это сделал Токаев после президентских выборов. Но не исключено, что он может испугаться, что потеряет власть, и ещё круче, чем Назарбаев, начать закручивать гайки. Тогда власть (люди в ней) поменяется как бы вхолостую, а система останется. Причём, поменяются даже не все люди. Многим из них не привыкать перебегать от одного хозяина к другому.

– Как вы думаете, а что вообще способствовало концу двоевластии в Казахстане?

– В 2019 году мы говорили, что дуумвират недолговечен, двоевластие в переходный период опасно, и если Токаев не возьмет власть, то будет как в случае с Медведевым. И вот наконец-то он ее взял. Почему это произошло только сейчас, – непонятно. Полагаю, что Назарбаев либо бежал из страны, либо у него власть забрали племянники, либо он в изоляции или еще что хуже… О смерти Каримова объявили народу только через несколько дней, чтобы успеть поделить власть, но то, что Елбасы находится в такой невнятной ситуации, очень и очень странно. Он – личность известная в мире, поэтому главы государств и дипломатических представительств в недоумении. Они задаются вопросом: что же там произошло с Назарбаевым?

– А что, на ваш взгляд, произошло?

– Когда настал час икс (Назарбаев заболел или еще что-то), то его клан решил, что власть нужно удержать в семье, а не передавать Токаеву. И КНБ, которым руководил Карим Масимов, а его первым заместителем был Самат Абиш, решил воспользоваться тем, что в Алматы на волне протестов в Жанаозене на площадь вышла часть обездоленной аульной молодежи. В какой-то момент кто-то бросил в толпу провокационный клич: «А давай сбросим эту власть и пойдем грабить». И молодежь, эти горячие головы, действительно, пошла громить магазины и здания, где сидела власть, но особняки не тронули. Таков уж менталитет нашего народа: семейное – свято.

 Потом, может быть, появились какие-то военизированные группировки, но всех этих людей повел кто-то из семейного клана Назарбаевых. А вот кто именно, мы, может быть, никогда не узнаем. Расплачиваться за всё будет Масимов. Обратите внимание, полиция по чьей-то команде из власти, оставила нас без защиты. Я говорю нас, потому что я – живущая за границей алматинка, очень переживала в те дни за своих родственников. Все это означает, что Токаев оказался в непростой ситуации. Силовикам, бросившим Алматы и ее жителей на волю судьбы, он не верил. Собственному народу, также, как и в то, что люди вышли на митинги спонтанно, – тоже. Президент Казахстана всюду видит сговор запада, так как он из гнезда постсоветских автократов – таких, как Путин и Лукашенко.

Самой выдающейся его чертой, также, как и у действующего президента России, которого Ельцин выбрал также, как его Назарбаев, является лояльность, – он так преданно служил боссу, что выбор пал не на Даригу или на горячо любимых племянников, а на него. Назарбаев, видимо, решил, что Токаев будет Медведевым номер два. Он думал, что его преемник – бесхарактерный и трусливый, в общем, серая мышка, которая не затмит его величие и он по-прежнему будет репрезентативным лицом Казахстана.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *