Пламя над Карабахом
Поддержать

Пламя над Карабахом

Впервые за 20 лет относительного затишья режим перемирия в Нагорном Карабахе оказался нарушен. Из-за спорной территории между Азербайджаном и Арменией вновь разгорелись масштабные военные действия. Такой сценарий напрашивался давно, поскольку планы мирного урегулирования не увенчались успехом. Сообразно тому, все это время противоборствующие стороны, «накачивая мускулы», готовились к силовой развязке. 

 Вкратце предыстория карабахской трагедии берет начало с 1988 года, ввиду незаконных территориальных претензий Армении к Азербайджану. В результате войны, пик которой пришелся на 1990-92 годы, Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов — 13 процентов территории Азербайджана — оказались под оккупацией Армении. Эта местность получила фактическую независимость, которую не признает никто, кроме Армении. В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ, при сопредседательстве России, Франции и США, велись безуспешные мирные переговоры. В свою очередь, принятые Советом Безопасности ООН четыре резолюции по освобождению оккупированного Нагорно-Карабахского региона Армения также игнорирует. 

 В 2009 году Минская группа предложила сторонам основные принципы урегулирования, которые включают в себя возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, предоставление Нагорному Карабаху промежуточного статуса, гарантий безопасности и самоуправления, обеспечение Армении и Нагорному Карабаху связывающего их коридора. В 2015 году был выдвинут более компромиссный вариант. Согласно нему армяне возвращают Азербайджану контроль над большей частью захваченных ими азербайджанских территорий, но при этом сохраняют Лачинский коридор, обеспечивающий связь горной республики с Арменией. Баку, согласно этому плану, официально не признает отделения Карабаха, но обязуется не решать вопрос военным путем. Гарантией выполнения соглашений могло бы послужить размещение в зоне конфликта миротворцев (ООН или ОДКБ). Однако ни одна из сторон не высказывала публичной готовности обсуждать такой план, а власти Нагорного Карабаха настаивали включить своих представителей в состав переговорной группы.

Пока логика сторон диаметрально противоположна: Баку требует возвращения всех территорий, Карабах указывает на то, что был проведен референдум. Предпосылки для сближения позиций отсутствуют, наоборот, с обеих сторон последние годы идет нагнетание воинственной риторики.

 Так, в последние дни перед войной власти Азербайджана и Нагорного Карабаха обвиняли друг друга в обстрелах. Так, 1 апреля Азербайджан обвинил Армению в 142 обстрелах за сутки, 31 марта — в 120 обстрелах, а армия Нагорного Карабаха заявила, что 31 марта и 1 апреля азербайджанские военные обстреляли карабахские позиции более 2700 раз. Наконец, в ночь на 2 апреля вооруженные силы Азербайджана атаковали позиции армии Нагорного Карабаха. Это обстоятельство признают обе стороны, однако Баку утверждает, что «контрудар был нанесен после обстрела азербайджанских позиций армией Армении из крупнокалиберных пулеметов, минометов, гранатометов и артиллерии, что привело к жертвам среди мирного населения».

 В результате первых дней операции азербайджанцы захватили высоты в районе села Талыш, представлявшие угрозу для Геранбойского района и города Нафталан, а также населенный пункт Сейсулан. Для защиты города Горадиз под контроль подразделений азербайджанской армии была взята высота «Лале тепе», позволяющая контролировать большую территорию. Хотя данные серьезно расходятся, по обе стороны фронта сообщается о десятках погибших и подбитой военной технике. 

 Эскалация конфликта между Азербайджаном и Арменией застала группу международных посредников врасплох. В условиях гражданской войны в Сирии, проблем с Украиной и миграционным кризисом в Европе, появление нового очага нестабильности заставило Россию, США и ЕС приложить максимум усилий, чтобы остановить военные действия. Свое неодобрение в связи с нынешним обострением обстановки высказали президент России Владимир Путин и представитель Евросоюза по внешней политике Федерика Могерини.

 Министры обороны и иностранных дел России Шойгу и Лавров связались со своими коллегами в Азербайджане и Армении с целью убедить их в необходимости вернуться за стол переговоров. Здесь следует отметить, что Москва имеет весомое влияние как на Баку, так и на Ереван. К тому же в Армении у России имеются военная база в Гюмри и авиабаза на аэродроме Эребуни, недалеко от Еревана. В свою очередь, подчеркнутая  лояльность Армении к России, в том числе ее вхождение в пророссийские блоки ОДКБ и ЕАЭС, является главной частью плана Еревана по защите спорного карабахского региона.

С другой стороны, если исходить из буквы международного права, российские войска в Армении не имеют права входить в зону конфликта. Причина – участие России в Минской группе, и подобные решения должны приниматься в формате МГ. Тем более, даже гипотетически вмешаться в конфликт не в состоянии ОДКБ. Помимо внутренней рыхлости этой структуры, она всегда исходила из принципа, что Нагорный Карабах — часть территории Азербайджана. Соответственно, гарантии безопасности Армении никак не могут распространяться на оккупированный ею регион. Сказанное означает, что в случае разрастания конфликта, противники могут рассчитывать на собственные силы. И здесь вырисовывается ситуация явно не в пользу Еревана.

 Дело в том, что за минувшие годы экономически более продвинутый, прежде всего благодаря поступлениям от экспорта нефти, Азербайджан смог существенно модернизировать свою армию. Да, Армения также укрепляла оборону, главным образом за счет вооружений, приобретенных у России. Причем делалось это со скидкой и даже в долг, в обмен на потерю части суверенитета. О результатах этой гонки вооружении можно судить по рейтингу Global Firepower Index, который считается одним из самых авторитетных в мире. Этот отчет был опубликован 15 января 2015 года и включал в себя оценку армий 106 стран мира. В нем Азербайджан занял 50-ое место, опередив такие страны как Беларусь (52 место), Аргентина (55), Греция (57). Сосед Азербайджана по Южному Кавказу – Грузия занимала в этом рейтинге 64-ое место, а Армения вовсе не попала в список. 

 Поэтому, в случае разрастания войны с Азербайджаном, Ереван непременно запросит у России военной помощи. Если Москва в такой помощи откажет, то она рискует лишиться Армении, как своего военного, экономического и политического союзника. Если же Москва такую помощь предоставит, то она окончательно потеряет свои и без того шаткие позиции в Азербайджане.

 К тому же, активная поддержка Кремлем одной из сторон конфликта бьет по репутации самой России в качестве международного посредника. Довольно жесткую тональность в отношении поставок российских вооружений Еревану проявляют и в Азербайджане. Это вооружение и военная техника, по мнению главы Министерства обороны страны, дислоцируются в «сепаратистском регионе Азербайджана Нагорного Карабаха и  не способствует урегулированию конфликта». Он напомнил, что 18 февраля 2016 года Россия подписала с Арменией соглашение о выделении десятилетнего кредита в размере 200 млн долларов на покупку оружия. Ереван купит у Москвы РСЗО «Смерч», ЗРК «Игла-С», огнеметные системы ТОС-1А, комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», бронеавтомобили «Тигр», управляемые ракеты, гранатометы, снайперские винтовки. В связи с этим Баку ожидает от Москвы гарантий того, что проданная Еревану техника не будет размещена в Нагорном Карабахе и вдоль армяно-азербайджанской границы.

 Таким образом, при любом из вариантов развития событий, позиции России на Кавказе ожидает ослабление. Перспектива втягивания своей страны в который по счету конфликт вряд ли будет поддержана российским обществом. Да и сомнительно, экономика РФ, которая ввиду снижения цен на нефть ужалась с 2,5 до 1,5 мирового ВВП, потянет подобную ношу. 

Тем драматичней в данном контексте выглядит возможность превращения Нагорного Карабаха в поле заочного  противостояния между Россией и Турцией. Анкара, во главе с принципиальным сторонником тюркского единства Тайип Реджеп Эрдоганом, не сможет оставаться в стороне от интересов Баку. Показательно, что уже в первый день конфликта президент Турции заявил: «Мы молимся, чтобы наши азербайджанские братья имели преимущество в этих столкновениях с наименьшими потерями. Мы будем поддерживать Азербайджан до конца». 

 Представляется неслучайным, что аккурат в преддверии конфликта в Карабахе Генеральный штаб ВС Турции обнародовал данные о численности личного состава Вооруженных сил Турции. Согласно эти данным, по состоянию на апрель текущего года они составляет 620 тысяч 473 человек, из которых 358 — генералы и адмиралы, 326 тыс. 919 — ответственный персонал.

 Кроме того, в конце 2015 года Турция, Грузия и Азербайджан заключили совместный меморандум о сотрудничестве. Тогда эксперты высказывали опасения, что указанное объединение интересов трех стран при неблагоприятном развитии событий может нанести России немалый вред. Кроме того, они в состоянии взять почти в полную блокаду и саму Армению. Последнее «окно во внешний мир» для Армении готов перекрыть могущественный Иран, который также поддержал Азербайджан. Круг сторонников Баку пополнил ядерный Пакистан. 

 В странах СНГ ситуация развивается тоже не в пользу тандема Россия-Армения. Ранее о необходимости возвращения Нагорного Карабаха Азербайджану высказывалось подавляющее большинство стран Содружества. В последние дни о солидарности со справедливой борьбой азербайджанцев заявили не только родственные Туркмения и Узбекистан, но и Украина, Грузия и даже самый близки союзник России — Беларусь. 

Не остался в стороне и МИД Казахстана: «Выражаем серьезную озабоченность нарушением режима прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта и сообщениями о людских потерях. Призываем стороны проявлять сдержанность и строго соблюдать договоренности о прекращении огня».

 Тот факт, что внешняя политика Казахстана движется в фарватере установок Москвы, уже давно является секретом полишинеля. Радует хотя бы тот факт, что внешнеполитическое ведомство заняло нейтральную, равноудаленную позицию. Безусловно, и с точки зрения международного права, и учитывая вопросы тюркской солидарности, было бы целесообразно, если МИД поддержал Азербайджан. Ведь, не захвати в свое время Армения не принадлежащую ей территорию, и не потворствуй таким  незаконным действиям другие страны, карабахской трагедии вообще не было бы. Но в условиях зависимости от чужой воли остается удовлетвориться хотя бы тем, что Астана не стала оправдывать действия армянских сепаратистов, как это ранее было сделано в случае с аннексией Россией Крыма. Однозначно в этой неприглядной истории можно сказать одно: однобокая и во многом ущербная ориентация на Россию все больше вгоняет Казахстан в тупик, лишая его не только права суверенного выбора, но и возможностей геополитического маневра. 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *