Москва и Пекин – захват власти продолжается
Два мира, между которыми зажат Казахстан, затеяли кадровые чистки. Экономические проблемы России и Китая заставляют лидеров двух стран идти на немыслимые, казалось бы, шаги – в первом случае власть укрепляется за счет расстановки на государственные должности сотрудников спецслужб, во втором – путем уничтожения традиционных источников поставки кадров.
За стенами Московского Кремля – призрачный мир хитростей и интриг. Для элит, контролирующих Россию, весь прошлый месяц в месте, где тактики плаща и кинжала являются нормой, был особенно хаотичным. Рейды, аресты, принудительные отставки и рокировки – политическое поле битвы завалено павшими. Непроницаемый для остального света мир Кремля объединяет сегодня одна общая тема: происходит захват власти Федеральной службой безопасности (ФСБ) с целью управления финансовыми потоками и активами России. Грозная элита ФСБ консолидирует власть за пределами интересов спецслужбы и внутри нее. Однако этот шаг создает опасность не только лично для Путина, но может также бросить вызов его власти, особенно во время пересекающихся кризисов.
В это время в Пекине, похоже, тоже что-то происходит. Национальная комиссия развития и реформ отложила запланированную конференцию, участники которой исторически контролировали экономическую и промышленную политику страны. В местных СМИ появились догадки, что лидеры Китая, как это обычно бывает, когда дело доходит до экономики, не могут договориться. На днях китайские власти объявили о планах провести капитальный ремонт структуры руководства, персонала и организационных структур Коммунистического союза молодежи Китая, который вот уже почти сто лет является кузницей кадров для будущих лидеров партии.
В России набирает обороты рецессия, культивируя недовольство среди населения, западные санкции продолжают создавать проблемы для экономики страны, Москва оказалась втянутой в конфликты в Украине и в Сирии, а также Кремлю предстоит пройти критический тест на предстоящих парламентских выборах в сентябре. Все это создает идеальные условия для разрушительного шторма из набора самых различных кризисов на фоне обостряющегося противостояния либеральных и ястребиных группировок, что делает Путина уязвимым со всех сторон.
В Китае одновременно набирает силу настроения разочарования, продиктованные ожиданием затянувшихся амбициозных реформ, затеянных для борьбы с кризисом. Наблюдатели не скрывают своего разочарования президентом Си Цзиньпином, от которого ждали смелых и быстрых шагов по снижению зависимости экономики от государства. Учитывая масштабы долга, накопленного в ходе восьмилетней борьбы за сохранение макроэкономической стабильности, и принимая во внимание сложный узел политических интересов, где все чаще происходят конфликтные ситуации, цель – сохранить хотя бы текущее положение дел – уже не кажется столь иррациональной.
В России влиятельные элиты традиционно не критикуют политику президента. В последние месяцы, однако, были отмечены столкновения между ястребами и либералами, в которых ставилась под сомнение политика Путина. Похоже, что Кремлю все сложней маневрировать между группами в свете тяжелого экономического положения России. Путин построил свой междусобойчик по примеру кланового распределения благ, поместив свою фигуру в самый центр – у руля наиболее стратегически важных и прибыльных активов России. Система, находящаяся под колоссальным давлением, пронизывает почти все аспекты российского бизнеса и власти.
В настоящее время корпоративный долг Китая является самой большой структурной угрозой для китайской макроэкономической стабильности. Соотношение корпоративного долга к ВВП к декабрю 2015 года составило 165% по сравнению с 101,7% в 2008 году. Именно взгляды на экономическую политику заставляют Си Цзиньпина концентрировать политическую власть, тесня ключевых потенциальных противников, и разбивая систему патронажа, которую он исторически не контролирует. Среди противников китайского лидера – должностные лица непосредственно связанные с молодежной лигой и пересекающимися с ней сетями: чиновники из этого лагеря приговариваются к длительным, а то и пожизненным срокам заключения, как правило, по обвинению в коррупции. Сегодня китайский лидер планирует обеспечить усиление своих позиций и длительное влияние на политику путем расстановки союзников на ключевые позиции, пиком, конечно, станет грядущий пленум партии, в ходе которого, как ожидается, ряд должностных лиц будут отправлены в отставку.
России тоже не привыкать к перетасовкам. Но то, что произошло в конце июля – само по себе беспрецедентно. Путин неожиданно начал самую большую реорганизацию системы регионального лидерства, санкционировав 13 отставок и произведя девять новых назначений. Почти все назначения были сделаны из кадров, принадлежащих, в основном, к спецслужбам – ФСБ, КГБ, Нацгвардии. Теперь каждый пятый региональный лидер России – родом из спецслужб.
Темные стороны политик двух стран редко предоставляют возможность получить ответы на вопросы о происходящем: ровно до тех пор, пока не проявится явный победитель. Сегодня история кремлевских интриг заставляет думать, что именно сжимающаяся экономика вынуждает руководство страны совершать панические шаги в надежде не утратить контроль над жалкими остатками финансовых активов, а заодно, конечно, укрепить свою власть и сохранить богатство. Нечто похожее происходит и в Китае, где устранение с арены молодежной лиги является неотъемлемой частью усилий Си Цзиньпина с целью установить полный контроль над экономической политикой государственной бюрократии. Обуздав альтернативную систему кадровой подпитки, лидер Китая рассчитывает обеспечить возможностью проникновения во власть своих союзников.
По информации Stratfor
Комментариев пока нет