Президент подписал указ о роспуске мажилиса
Поддержать

Президент подписал указ о роспуске мажилиса

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о роспуске мажилиса, сообщают в среду официальные СМИ.

«В соответствии со статьей 63 Конституции Республики Казахстан и статьями 85, 87 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» постановляю: распустить мажилис парламента четвертого созыва, назначить внеочередные выборы депутатов мажилиса, избираемых по партийным спискам, на 15 января 2012 года», — указывается в тексте документа.

Согласно законодательству РК, избрание 98 депутатов нижней палаты парламента — мажилиса — осуществляется по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 9 депутатов избираются Ассамблеей народа Казахстана.

По информации источника, центральной избирательной комиссии поручено организовать подготовку и проведение внеочередных выборов депутатов, правительству и акимам областей и городов Астаны и Алматы – «безотлагательно принять все необходимые меры по организационному, материально-техническому и финансовому обеспечению внеочередных выборов депутатов мажилиса».

 

Замир Каражанов, политолог:

«Первый вывод: к выборам готовы все партии. Серия досрочных выборов научила партии держать чемоданы у порога. Поэтому эффект внезапности не наблюдается. Тем не менее, думаю, выборы окажут влияние на партийную систему РК. Как минимум, прекратит свое существование Компартия (КПК), деятельность которой была приостановлена решением суда. Таким образом, партия пропустит третью электоральную кампанию, и по закону будет распущена.

Досрочные выборы не стали сенсацией, о них заговорили в середине этого года. Идею, о роспуске Парламента ранее озвучил депутат Ирак Елекеев. Но здесь есть большая разница. Как вы помните, депутат говорил о низком КПД Мажилиса, в связи с чем, предлагал распустить его. Между тем представители Администрации Президента РК говорили о том, что правящей партии «Нур Отан» не хватает спарринг-партнера, и чтобы он появился в Парламенте, нужно провести досрочные выборы.

По сути, спарринг-партнер, а на эту роль пророчат «Ак Жол», должен будет выступать главным оппонентом правящей партии. Поэтому будет любопытно понаблюдать, как «Ак Жол» на предстоящих выборах будет справляться с такой ролью. Подчеркну, что партия должна будет обрушить критику не на оппозицию, не на национал-патриотов, а только на «Нур Отан», стать альтернативой правящей партии для казахстанцев. Удастся ли «Ак Жолу» справиться с поставленной задачей, пока неясно. Здесь надо обратить внимание на тот факт, что нынешний состав Парламента прекращает свои полномочия, но при этом никто не поставил под сомнение его работу. Хотя есть, за что порицать.

Поводом для роспуска Парламента называли вторую волну глобального кризиса и обязательства Казахстана перед ОБСЕ по формированию многопартийного парламента. Связывать кризис с выборами можно в том, случае, если нация сталкивается со сложным выбором, сокращением бюджетных расходов, увеличение налогов и т.д. В этом случае политические игроки стремятся заручиться поддержкой избирателей, с тем, чтобы потом реформы не столкнулись с кризисом. Главное, что они предлагают свои альтернативные антикризисные программы, за которые голосует население. В нашем случае, телега оказалась впереди лошади.

Но раз разговор зашел о кризисе, отмечу, что в политической жизни сейчас вырастут политические риски. После того как Парламент будет распущен, инициатива перейдет к Администрации Президента, которая может в одностороннем порядке изменить правила игры. К примеру, поменять избирательное законодательство до того, как стартует предвыборная гонка. Такой сценарий развития событий на политическом пространстве РК не стоит исключать. Можно вспомнить 1993-1994 годы, когда в отсутствии Парламента был проведен референдум, в том числе по новой Конституции.

Еще один важный аспект: многопартийный Парламент и обязательства перед ОБСЕ. Для этого следует сделать более либеральным электоральное законодательство, с тем, чтобы оно поощряло плюрализм. Нынешняя правовая база затрудняет решение этой задачи. Поэтому, главным показателем должны стать не сами выборы и не появление «Ак-Жол» в будущем Парламенте, а реформы электорального законодательства. Они должны стимулировать конкуренцию, сделать так, чтобы результат выборов трудно было заранее предсказать, т.е. упростить участие партий на выборах и создать для них абсолютно одинаковые условия.

Каким будет следующий Парламент Казахстана? Маловероятно, что будет больше партий. Едва ли «Нур Отан» наберет меньше голосов, чем на предыдущих выборах, т.е. более 80%. Остальным партиям остается меньше 20%. При этом барьер для прохождения в Парламент у нас составляет 7%. Таким образом, верхняя и нижняя планка сужаются, и не оставляет третьей партии возможность попасть в Парламент. Для этого она должна собрать более 7% голосов, но в нынешних политических условиях, это не возможно».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *