Казахстан-то хочет, но нефть не отскочит
Поддержать

Казахстан-то хочет, но нефть не отскочит

После продолжительного долго тренда на падение цен на нефть 21 января случилось то, чего мало кто ожидал. Цены внезапно пошли вверх и 22 января был зафиксирован своеобразный рекорд роста котировок на уровне 10,2%. Такого скачка не было, начиная с августа 2015 года. Однако, как оказалось, недолго музыка играла, и уже 25 января цены вновь обрушились. Накануне мартовские фьючерсы на североморскую нефть Brent на Лондонской бирже ICE Futures торговались на уровне 29,76 доллара за баррель.  Возможен ли все-таки отскок нефтяных цен? Например, аналитики Goldman Sachs утверждают, что в первой половине 2016 года средняя стоимость барреля нефти составит $40, поскольку на фоне перебалансировки рынка возможно возрождение «бычьего» тренда.  Есть мнение, что при текущих ценах компании не получают прибыль от нефтедобычи. Однако опрошенные Exclusive.kz эксперты убеждены, что ни о каком отскоке цен на нефть в среднесрочной перспективе говорить не приходится и, скорее всего, тренд на низкие цены и падение сохранится и нынешние показатели еще вполне не плохие, на фоне того, что может быть в будущем. 

Добывать и не сдаваться

Нефтегазовый аналитик Олжас Байдильдинов считает, что фундаментально для нефти все очень плохо. И через некоторое время мы можем увидеть новые минимумы. При этом следует учитывать, что те уровни котировок 31-32 доллара — это фьючерсы на поставку нефти в феврале и марте. То есть, как минимум в течение ближайших месяцев физические поставки будут идти по низким ценам. В США уровень запасов вырос, о готовности увеличивать добычу заявил Ирак и это особый фактор, так как речь идет именно об Ираке, а не Иране, который является основным ньюсмейкером в последнее время.  Ирак – это экспортер, обладающий колоссальными запасами легкой и недорогой нефти. Себестоимость, озвученная министром нефтяной промышленности Ирака — в среднем $10 за баррель. То есть и при $15 Ирак будет наращивать показатели производства нефти, заметил эксперт.

«Низкие цены будут до тех пор, пока с рынка не уйдут лишние объемы. А никаких факторов, свидетельствующих об этом, пока нет: Саудовская Аравия планирует увеличивать добычу. В России в 2016 году она будет ещё больше, чем в рекордном 2015 году, Иран, Ирак и другие крупные игроки также планируют бороться за долю рынка, а мировые нефтехранилища и нефтепродуктохранилища продолжают заполняться. То есть тот мировой спрос, который мы видим — не идёт полностью на потребление, часть остаётся в запасах, что создаёт угрозу для дальнейшего снижения цен, когда хранить будет негде, и является существенным сдерживающим фактором для роста цен. В случае увеличения котировок основные потребители смогут 2-3 месяца спокойно продержаться на накопленных запасах», — сказал Олжас Байдильдинов.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов подчеркнул, что заметные колебания нефтяных котировок являются обычным делом на рынке. Именно поэтому прогнозирование цен является достаточно сложным. Как обычно, их уровень зависит от соотношения спроса и предложения. Считается, что мировое потребление нефти в 2016 году возрастёт на 1,2 млн баррелей в день. При этом сейчас имеется её избыток, оцениваемый в 1,5 млн. Соответственно, большинство международных агентств ожидало роста мировых цен на нефть лишь в 1-м квартале 2017 года, но из-за увеличения спроса это произошло раньше, сказал он.

«Например, себестоимость добычи в Венесуэле оценивается в $18 за баррель и еще порядка $2 стоит транспортировка. Следует учитывать, что в стране добывается тяжёлая нефть, которая стоит гораздо дешевле американской WTI. Основной венесуэльский сорт Vasconia сейчас торгуется в районе $25 за баррель. Нефть занимает примерно четверть в ВВП Венесуэлы и 90% в экспорте. Поэтому текущий, низкий уровень цен несёт в себе большие экономические и политические проблемы данной стране. Нефтяные компании вполне способны добывать и продавать нефть себе в убыток, если при этом они имеют доступ к дешевому кредитованию. Такую ситуацию мы сейчас наблюдаем в сланцевой отрасли США. Производители сланцевой нефти наращивают долговую нагрузку, но не снижают добычу. Этот процесс может продолжаться достаточно долго», — сказал Дмитрий Лукашов.

Узнаем постфактум

Директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов заметил, что внезапный рост цен был, скорее всего, связан с тремя факторами: похолоданием на Восточном побережье США, фиксацией прибыли хеджевыми фондами и атакой боевиков на нефтепромыслы в Ливии. Долгосрочными факторами, влияющими на спрос, являются темпы роста экономик США, Китая и Европы. Если они будут расти в соответствии с прогнозами, то будет расти и спрос. Международное экономическое агентство предполагает, что в этом году спрос увеличится на 0,6 млн баррелей в сутки. Правда такой прирост не ликвидирует превышение потенциального предложения над потенциальным спросом, подчеркнул он.

«Долгосрочными факторами, влияющими на предложение, является возможное сокращение добычи нефти в США, России и странах Африки и Латинской Америки. Но когда такое сокращение произойдет, в каком объеме — большая загадка. Закрытие промысла — это комплекс технических мероприятий по подготовке оборудования к длительной консервации и сокращение персонала. Нефтяные компании стараются адаптироваться к низким ценам. Судя по всему, при нынешнем уровне цен, худо бедно им это удается. Что касается Ирана, то рост экспорта иранской нефти будет давить на цены на нефть вниз. Ожидается, что к концу первого полугодия они предложат рынку дополнительные 0,8 млн. баррелей в сутки», — сказал Жарас Ахметов.

Советник генерального директора по макроэкономике «Открытие брокер» Сергей Хестанов также подчеркнул, что на рынке сильный избыток предложения и крупные нефтепроизводители восприняли это как угрозу своему положению на рынке. Но при этом себестоимость добычи и устойчивость бюджетов стран Персидского залива выше, чем у конкурентов. Это создает им преимущества в случае сильного падения цен на нефть. Поэтому долго, свыше 2 -3 кварталов продавать нефть ниже себестоимости практически невозможно. Спустя некоторое время слабые игроки начнут сворачивать добычу. Это и сбалансирует рынок. Проблема только в том, что определить время и цену достижения равновесия можно только постфактум.

Тучный запас прочности

Директор департамента аналитики инвестиционной компании «Асыл-Инвест» Айвар Байкенов заметил, что очевидно, что Россия и ряд стран ОПЕК оказались в весьма сложном положении, экономики которых погрузились в кризис, а бюджеты испытывают колоссальное давление. Многие нефтяные проекты сворачиваются и заморожены, инвестиций в сектор пока делать никто не планирует в текущих условиях. Даже Саудовская Аравия уже открыто заявила о том, что цены на уровне $ 30 за баррель – иррациональные. Трейдеры во многом, можно сказать, переусердствовали с игрой на понижение, учитывая то, что фундаментально картина не столь критичная. В цену было заложено слишком много негатива, считает он.

«Действительно есть определенный переизбыток нефти, но при цене ниже $ 40 с определенным лагом сокращение добычи, так или иначе, начнется, при этом спрос будет оставаться более-менее стабильным.  Первые звоночки уже есть. Статистика прошлой недели показала сокращение числа буровых в США, а также первое за последнее время сокращение добычи ОПЕК – на 130 000 баррелей в декабре месяце. Поэтому можно предположить, что движение котировок на прошлой неделе носит разворотный характер. Но сильного отскока ждать не стоит. Этого вероятно в первую очередь не допустит Саудовская Аравия, которая будет продолжать политику против сланцевых компаний США, которые, по некоторым оценкам, чувствуют себя комфортно при цене не ниже $ 40-45 за баррель. То есть этот коридор в настоящий момент и можно рассматривать в качестве целевых уровней. Многие компании пока работают себе в убыток, надеясь, что нефть вернется к отметкам выше $ 50. Накопленный за прошлые тучные годы определенный запас прочности позволяет пока не закрывать производство. Но денежные потоки отрицательные и деньги могут уже скоро закончиться. Плюс есть необходимость обслуживать свои долги», — сказал Айвар Байкенов.

Аналитик инвестиционной компании «Альпари» Вадим Иосуб подчеркнул, что, к примеру, Венесуэла давно демонстрирует истерику по поводу нефтяных цен, и призывает ОПЕК предпринять срочные меры, но делает это безуспешно. Россия, в свою очередь, декларирует неготовность договариваться с ОПЕК по квотам, и наращивает производство черного золота. Добыча в США сокращается, но не так быстро, как хотелось бы некоторым. Производители сланцевой нефти предпочитают торговать в убыток, нежели консервировать месторождения. В целом дисбаланс между предложением и спросом сохраняется, хотя на рынке наблюдается массовое закрытие позиций спекулянтами, успешно сыгравшими на понижение, которые фиксируют прибыль. Покупки этих игроков и спровоцировали недавний отскок от 27 до 32 долларов  за баррель. Обновление минимумов сейчас выглядит маловероятным, в ближайшее время возможно восстановление цен на черное золото до 35 долларов, заключил он. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.