Все ниже и ниже. Ждет ли Казахстан банковский коллапс?
Поддержать

Все ниже и ниже. Ждет ли Казахстан банковский коллапс?

Казахстанские банки стремительно теряют доверие со стороны международных рейтинговых агентств. В сентябре прошлого года сначала Moody’s, понизил рейтинги 5 казахстанских банков, затем 18 января Fitch Ratings понизил до преддефолтного уровня долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Казкоммерцбанку. Негативные рейтинги были присвоены также дочернему Сбербанку России Цеснабанку. Вместе с тем и аналитики «S&P» предрекают крайне сложные времена для банковского сектора Казахстана, понизив прогноз по рейтингу Нурбанка.

В целом создается впечатление, что банковский сектор Казахстана находится в крайне тяжелом состоянии,  и не исключен полномасштабный кризис. Однако аналитики считают, что как бы не развивалась ситуация, у Нацбанка и правительства пока еще есть резервы для спасения банковской системы.  

Невидимая угроза

Исполнительный директор инвестиционной компании АО «Асыл-Инвест» Нурлан Рахимбаев заметил, что снижение рейтингов и пересмотр прогнозов по международному рейтингу ряда банков страны в основном связаны с негативными макроэкономическими тенденциями. В первую очередь это связано с девальвацией национальной валюты, ухудшением экономической конъюнктуры в стране и замиранием кредитного рынка из-за дефицита тенговой ликвидности. Все эти процессы могут негативно сказаться на качестве кредитного портфеля банков и оказать давление на их прибыль и капитализации, из чего и исходят рейтинговые агентства. 

«Я думаю, что банковский сектор сейчас более устойчив, чем в период кризиса 2008-2009 годов. Тогда крупнейшие банки страны, Казкоммерцбанк, БТА и ряд других, гораздо в большей степени зависели от внешних источников фондирования, что создавало риски ликвидности. В посткризисный период банки значительно снизили эту зависимость. Все размещения БВУ, которые были на международных рынках в последние семь-восемь лет, можно пересчитать по пальцам. Сейчас наши банки занимают только на внутреннем рынке и кредитуют в основном в национальной валюте. Поэтому я предполагаю, что рост проблемных активов будет более умеренным, чем тогда и банки должны справиться с этим вызовом. Нацбанк продолжит предоставлять ликвидность банкам из всех имеющихся источников. Для улучшения ситуации в секторе и экономике сейчас необходимо стабилизировать курс тенге, обеспечить тенговой ликвидностью банковский сектор, предпринять эффективные шаги по дедоллоризации депозитной базы», — отметил Нурлан Рахимбаев.

Советник генерального директора по макроэкономике «Открытие брокер»,  доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов заметил, что объем накопленных рисков банковской системы сильно увеличивается во время торможения экономического роста, несмотря на то, что в стране сохраняется рост ВВП. Замедление темпов экономического роста в Казахстане происходит с 2010 года, что приводит к снижению прибыли предприятий, и, как следствие — к ухудшению качества кредитных портфелей банков. Они, в свою очередь, вынуждены создавать резервы под проблемные кредиты, что ведет к проблемам с достаточностью капиталов у банков и поскольку этот негативный процесс идет уже давно — накопленные проблемные кредиты начинают представлять угрозу всей банковской системе.

 «Собственно ухудшение показателей достаточности капитала на фоне ожиданий продолжения негативных тенденций в экономике и являются основанием для снижения рейтингов. Впрочем, само по себе снижение рейтингов особой угрозы не несет — значительного прироста внешних заимствований не происходит, и вряд ли произойдет в ближайшем будущем. Девальвация национальной валюты, безусловно, ухудшает показатели надежности банков, имеющих значительный объем валютных заимствований. Однако, недавняя девальвация была весьма ожидаемой, поэтому, скорее всего, меры к снижению валютных рисков банками принимались вовремя. Меры же по снижению рисков банковской системы вполне стандартные: усиление контроля, прежде всего — за соответствием качества кредитов и залогов, умеренное ужесточение требований к капиталу банков. Если есть веские основания ждать массовых банкротств банков — возможно, имеет смысл подумать о введении страхования депозитов не только физических, но и юридических лиц. Впрочем, последнее потребует немалых средств, поэтому труднореализуемо на практике», — сказал Сергей Хестанов.

 Черные финансовые дыры

 Директор института постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает, что в целом предположение о возможности коллапса банковской системы не лишено оснований. Он заметил, что снижение рейтингов банков обусловлено нестабильной ситуа­цией в стране в целом – в частности, падением курса тенге и снижающимися биржевыми котировками. Однако, судя по всему, имеют место и куда бо­лее серьёзные проблемы, сказал эксперт.

«Финансовая система Казахстана, по сути, так и не стала национальной. И хотя президент Нурсултан Назарбаев и призвал на съезде партии «Нур Отан» 29 января «давайте остановимся, глубокий вдох сделаем, и забудем про доллар», сделать это невозможно. Согласно статистике Нацбанка, сегодня  78.9% де­позитов физических лиц, номинированы в долларах и в них же ведутся 68.6% текущих счетов. При этом банки выдавали непропорционально мало ва­лю­тных кредитов или кредитов, платежи по которым были привязаны к дина­мике валютного курса – по данным Нацбанка, таких активов в портфелях коммерческих кредитных организаций около 30%. Отсюда и вытекает основная проблема. В условиях финансовой нестаби­льности банки практически обречены столкнуться с оттоком вкладов, люди не обязательно нуждаются в деньгах, но сомневаются в надёжности бан­ковской системы. Для расчёта с клиентами банки вынуждены будут покупать валюту и тем самым толкать курс тенге вниз. Соответственно немину­ем кризис ликвидности и ещё большее давление на банки. И, судя по тому, что тенге подешевел уже более чем вдвое, в балансах банков может иметься очень значительная «дыра» – до четверти от общей суммы активов, если не более», — сказал Владислав Иноземцев.

По  его словам долгое время тенге был фактически стабилен к доллару, как бы привязан к нему. В странах, которые придерживались такой политики, нередки рез­кие девальвации, как, например, в Аргентине. Однако все подобные страны сочетали привязку валюты к доллару с полной дедолларизацией  внут­реннего финансового рынка. И при падении курса пассивы и активы бан­ков обесценивались одинаково. Казахстан пошёл дальше – и сохранил би­валютную систему банковских вкладов, в то же время убеждая банки инвес­тировать в тенге, под относительно высокие проценты, поэтому сегодня страна по­жинает последствия этого курса, считает эксперт.

«Пока Нацбанк не предпринимает решительных мер. Его последние шаги свелись к снижению нормативов обязательного резервирования, что может дать коммерческим банкам дополнительную ликвидность на 140-150 млрд. тенге – но это, боюсь, только капля в море. Если казахстанские власти не хотят допустить масштабного дефолта, им, вероятно, придётся докапитализировать банки валютными средствами из национальных фондов. В противном случае страну может ждать финансовая паника», — убежден Владислав Иноземцев.

Пока не страшно

Однако, начальник управления по работе с корпоративными клиентами АО «Фридом Финанс» Сакен Усер заметил, что пока нет однозначных предпосылок для коллапса банковской системы РК в отличие от 2008 года, когда наблюдался системообразующий кризис ликвидности и не исполнения обязательств на долговом рынке и рынке деривативов. Тогда рынки капиталов были захлопнуты практически для всех, и перед местным регулятором стоял вопрос десятков миллиардов долларов банковских обязательств.

«Например, сейчас «Казкоммерцбанк» имеет более 2 млрд ликвидных активов, которые на мой взгляд, могут быть включены в ломбардный список Нацбанка, и я считаю, что банк сможет обслуживать свой долго комфортно. На мой взгляд, в первой десятке у нас есть потенциал новых слияний и докапитализаций от иностранных инвесторов за исключением Казкома и Халык банка. В том числе возможна докапитализация банков, которые фигурируют в отчетах агентств. Надо понимать, что  есть две разные плоскости видения местных кредиторов и иностранных инвесторов.  Местные кредиторы и инвесторы гораздо оптимистичнее смотрят на банки, так как более осведомлены об особенностях местной конъектуры регулирования, тенденций рынка и, конечно, возможностей банка. Имея огромный мандат доверия среди массы клиентов и будучи банком, номер один по активам, не так легко подорвать доверие среди инвесторов и клиентов. Рейтинговые агентства в первую очередь ориентируются на качество активов и доступ того или иного региона к фондированию. Если резюмировать, то наша банковская система вполне готова обслуживать свои долги, но общая  конъюнктура будет способствовать увеличению опасений. Последствия будут таковы, что долговые бумаги банков, их облигации будут терять в цене на западе и стоимость будущих размещений окажется существенно выше. Ну и, конечно, регулятор настроен прагматично и, несомненно, приложит все усилия для того, чтобы банковская система РК не понесла потрясений», — заключил он.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.