Как мобильные операторы смогут зарабатывать в будущем
Об этом на своем блоге размышляет Стюарт Тейлор (StuartTaylor), директор подразделения компании Cisco по трансформации деятельности сервис-провайдеров
Рынок мобильной связи развивается невиданными темпами. Складывается впечатление, что чуть ли не каждый день появляются новые устройства, быстрее, удобнее и мощнее прежних. И чуть ли не каждый миг создаются новые виды мобильных устройств, а количество выполняемых на них приложений исчисляется миллионами. Неутолимая жажда новых устройств и новых приложений генерирует гигантские объемы мобильных данных. Согласно результатам исследования Cisco под названием «Индекс развития визуальных сетевых технологий» (Cisco VNI™), в период 2013-2018 гг. это приведет к 11-кратному росту мобильного трафика, причем к 2018 г. месячный объем превысит 15 эксабайтов. Несмотря на столь феноменальный рост и неутолимый потребительский спрос, многим операторам с трудом удается извлечь выгоду из этой мобильной золотой лихорадки. Средняя выручка на одного пользователя (ARPU) у мобильных операторов остается без изменений или даже снижается. Абоненты передают все больше мобильных данных, но количество минут голосового трафика, который прежде приносил огромные барыши, резко падает на фоне пикового роста текстовых сообщений. По прогнозам компанииOvum, в 2018 г. произойдет первое в истории сокращение глобального мобильного рынка. В течение 4 лет, с 2012 по 2017 гг., среднегодовой рост рынка будет ниже 1% в год, а в 2018 г. упадет на 1%, и его объем в 2018 г. сократится, по сравнению с предыдущим годом, на 7,8 млрд. долларов.
Похоже, мы столкнулись с уникальным парадоксом, проявившимся только в мобильной индустрии: на фоне уверенного роста потребительского спроса бизнес и рынок испытывают серьезные проблемы. Когда потребительский спрос растет в других отраслях, например, в автомобилестроении, там вводят в строй новые производственные мощности, продают больше автомобилей и получают больше прибылей. Мобильным же операторам для удовлетворения ненасытного спроса приходится наращивать сетевую емкость, но в результате таких инвестиций они с трудом добиваются повышения доходов и рентабельности. Большая часть этого бизнеса уходит к независимым (over-the-top,OTT) сервис-провайдерам и теряется вследствие кардинальных перемен в поведении пользователей. Мобильные потребители предпочитают покупать OTT-сервисы и откликаться на рекламу Google, Facebook, YouTube, AppStore и им подобных, а не увеличивать платежи в пользу мобильных операторов.
Впрочем ,не один только новый мир создает проблемы бизнесу мобильных операторов – ветер перемен изменяет всю мобильную экосистему. Появление программных платформ (от закрытых систем к закрытым экосистемам), доступность новых скоростных мобильных сетей и Всеобъемлющий Интернет (рост количества подключенных к сети устройств) приводят отрасль в состояние дезорганизации и неуверенности. Точно так же переход к облачным моделям доставки («все как услуга»), изменение отраслевой структуры и роли регуляторов кардинально меняют всю мобильную экосистему.
В истории мобильной связи рост доходов происходил волнообразно. Долгое время большие деньги приносило главное мобильное приложение-приманка – голосовая связь. Но безлимитные (или с очень большим лимитом) тарифные планы и изменившийся характер использования пригасили эту волну. Наверное, самую большую прибыль всех времен и отраслей и самые быстрорастущие продукты дала операторам передача сообщений. Но и эта волна стала спадать с появлением таких OTT-приложений, как WhatsApp и Snapchat, а также социальных медиа. Следующую волну сформировал мобильный доступ к данным: пока пользователи подключали свои устройства и приложения, он приносил больше половины общей выручки. Но и эта, третья, волна уже исчезает за горизонтом, в то время как новые, революционные силы начинают формировать новый мобильный мир.
Комментариев пока нет